Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

1.Разработкой вопросов теории дошкольного образования в истории русской и зарубежной педагогики занимались многие ученые: проведите краткий анализ работ К.Д. Ушинского, касающиеся дошкольного образования.
2. Составьте опорный конспект статьи Е. Иорданской «Народные детский сады». Выскажите свое мнение относительно данной проблемы.
3. Анализ программы «Радуга»

Работа содержит 1 файл

Провести краткий анализ работ К.docx

— 41.89 Кб (Скачать)
  1. Разработкой вопросов теории дошкольного  образования в  истории русской  и зарубежной педагогики занимались многие ученые: проведите краткий  анализ работ К.Д. Ушинского, касающиеся дошкольного образования
 

     Огромное  влияние на развитие теории дошкольного  воспитания в России оказал великий  русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип  народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего  поколения должно исходить из условий  исторического развития, насущных нужд и потребностей народа.

     В своем выдающемся труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский выдвинул и обосновал важнейшее положение о необходимости обязательного учета возрастных и психологических особенностей каждого ребенка. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - писал он.

     К.Д. Ушинский дал ценные указания по улучшению  воспитательной работы детских садов, вошедшие в фонд русской дошкольной педагогики второй половины XIX в. Во время  пребывания детей в детском саду не надо переутомлять их «сидячими занятиями» и формально систематизированными дидактическими играми, надо давать им больше свободного времени для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность временно уединиться, чтобы он мог проявить свою самостоятельность в том или ином виде деятельности.

     К.Д. Ушинский считал, что преждевременное  обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны. Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность  в свои силы, отбивает охоту к  учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в развитии детей, приобретение ими таких привычек и наклонностей, с которыми учителям приходится напряженно бороться.

     Высказывания  К.Д. Ушинского о взаимоотношении  подготовительного учения и методического  обучения детей, о характере и  особенностях подготовительного учения в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в русскую педагогику. Они помогали точнее определить содержание и методику образовательной работы детского сада как подготовительного  заведения к школе, установить линии  связи и преемственности работы детского сада и школы, творческий характер деятельности воспитательницы при  обучении детей.

     Ушинский  предъявлял высокие требования к  личности детской «садовницы»; он представлял ее «обладающей педагогическим талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их».

     Воспитательница, по его мнению, должна происходить  из среды народа, обладать лучшими  его нравственными качествами, всесторонними  знаниями, любить свое дело и детей, служить для них примером, изучать  законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому  ребенку.

     В основе теории дошкольного воспитания К.Д. Ушинского также положен принцип  народности.

     Он  считал основным свойством детей  дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего  мира и рекомендовал воспитателям и  родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного напряжения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут  содействовать появлению у них  лени, пассивности.

     Огромное  воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными.

     Он  отмечал, что в психической жизни  ребенка дошкольного возраста большую  роль играет воображение. Это объясняется  тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал, что воображение ребенка и  беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной  чертой детства является разорванность  верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. «Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла».

     Живость детского воображения и вера детей  в реальность собственных представлений  и созданных образов является психологической основой детской  игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

     К.Д. Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом  детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства  взрослых. Переживание детей в  игре не пропадают бесследно, а находят  свое проявление в будущем в общественном поведении человека.

     Большое значение в формировании поведения  детей имеют общественные игры и  их направленность, указывал Ушинский: «В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений».

     К.Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля». Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

     К.Д. Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство - задача будущей педагогики», - писал он. Этот завет Ушинского стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания.

     Большое воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. «Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии...- писал он. - Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». «Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, - замечал Ушинский, - любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа, и лицо все вытерлось».

     Ушинский  обосновал с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность  усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.

     Он  изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические  основы дидактики - теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Повторение, считал Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить забытое (это же плохо, если что-нибудь забыто), но для того, чтобы предупредить возможность забвения»; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.

     Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место  в педагогике Ушинского, оно, по его  мнению, должно быть неразрывно связано  с умственным и трудовым воспитанием  детей.

     Важнейшим средством нравственного воспитания Ушинский считал обучение. Он утверждал  необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал он, богатейшими воспитательными  возможностями, и все, кто причастен  к делу воспитания, должны помнить  об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками.

     Одни  из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений  и уговариваний, которые часто  не доходят до сознания детей.

     К.Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей привычек. Он установил  важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем  скорее в нем укоренятся привычка и тем скорее искореняется, и чем  старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд  ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Он говорил, что  привычки укореняются повторением  какого-нибудь действия; что нельзя торопиться при укоренении привычек, ибо закреплять сразу много привычек - значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки.

     Чтобы искоренить какую-нибудь привычку, надо употреблять одновременно два средства:

     1) по возможности удалять всякий  повод к действиям, происходящим  от вредной привычки;

     2) в то же время направлять  деятельность детей в другую  сторону.

     При искоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действовать  против причины, а не против ее последствий.

     В деле воспитания детей дошкольного  возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе – «одному из могущественных агентов в воспитании человека». Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию.

     Эстетическое  воспитание Ушинский ставил в прямую связь с нравственным воспитанием  детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо руководить, не насилуя  их, указывал он, надо заботиться о создании окружающей обстановки, удовлетворяющей  эстетическим и педагогическим требованиям.

     Ушинский  высоко оценивал значение хорошего пения  как одного из средств эстетического  воспитания детей, в то же время освежающего  их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив.

     Ценным  занятием с точки зрения эстетического  воспитания и общего умственного  развития детей считал он и рисование.

     Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные  для понимания, художественные рассказы, стихи, статьи, данные К.Д.Ушинским в «Родном слове», служили для миллионов русских детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. 

  1. Составьте опорный конспект статьи Е. Иорданской «Народные детский  сады». Выскажите  свое мнение относительно данной проблемы

     О стройной системе общественного  образования мечтал еще Платон. Он говорил, что воспитание детей должно быть делом государственным, а не семейным.

     Гениальный  ученик Песталоцци, Фридрих Фребель, был лучшим пропагандистом идей дошкольного  воспитания. Ему принадлежит великая  мысль – открыть детский сад  для детей дошкольного возраста, это первое общественное учреждение, приходящее на помощь семье.

     В каждом ребенке Фребель видел  больше, чем ребенка – он видел  в нем человека, стоящего на особенно важной ступени развития, когда все  силы его души находятся в полном цвете, и лишь потом их портит и  уничтожает жизнь. Поэтому Фребель  считает необычайно важным и ответственным  делом воспитание ребенка в самом раннем возрасте.

     И в теории, и на практике Фребель  подчеркивал тесную связь и согласованность  между дошкольным и школьным воспитанием. Без первого он не представлял  себе последующего.

     В названии «детского сада» для Фребеля соединялось все то, к чему он стремился, и над созданием чего работал всю жизнь.

     Роль  руководительницы детского сад, по Фребелю, сводится к роли опытного садовника.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"