Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:21, реферат
Основные цели педагогического контроля:
установление соответствия обучения требованиям нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Российской Федерации и Минюста России, ФСИН России, учебных планов и программ;
проверка качества обучения, уровня знаний, умений и навыков обучающихся;
оказание помощи профессорско-преподавательскому составу института в повышении профессионального мастерства;
обобщение и распространение положительного опыта преподавания;
корректировка учебного процесса, устранение недостатков в его организации и осуществлении.
Задачи работы:
Определить сущность педагогического контроля.
Выявить основные функции контроля в педагогической деятельности.
Охарактеризовать методы в педагогической практике.
Установить сущность педагогического процесса и педагогической деятельности.
Введение………………………………………………………..3
Сущность контроля.
Педагогические требования к контролю…………………………5
Функции контроля…………………………………………………7
Методы контроля…………………………………………………..8
Виды контроля и формы его организации………………….……10
Сущность педагогического процесса……………………….……14
Основные функции педагогической деятельности……………...18
Заключение …………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………22
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Факультет экономики и управления
Кафедра теории и методики трудового обучения и воспитания
Реферат на тему:
КОНТРОЛЬ В ПЕДАГОГИКЕ:
ФУНКЦИИ, ВИДЫ, МЕТОДЫ.
Выполнила: студентка 1 курса
Группы Э-12
Семенюк Ксения Владимировна
Проверил: канд. пед. наук,
доцент кафедры ТиМТОиВ
Латышев Д.В.
Волгоград 2010
Содержание
Введение……………………………………………………….
Педагогические требования к контролю…………………………5
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность работы определяется тем, что педагогический контроль представляет систему наблюдений и проверок, в ходе которых выясняется, насколько организация образовательного процесса и полученные образовательные результаты соответствуют установленным нормам, образцам, показателям образовательных программ.
Педагогический контроль
осуществляется с целью эффективной
организации образовательного процесса,
обеспечивающего полноту и
На этапе проведения педагогического контроля решаются задачи выполнения условий и норм проведения проверочных мероприятий, т.е. соблюдения «стандартов» при проведении педагогического контроля во всех его формах (промежуточной и итоговой аттестации, текущего и предварительного контроля), для получения объективной, полной и достоверной информации.
Основные цели педагогического контроля:
Задачи работы:
Педагогические требования к контролю.
Контроль знаний является
неотъемлемым элементом управления
учебным процессом. Это важное условие
повышения эффективности
Контроль выполняет также воспитательную функцию в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за работу, выполняемую как педагогом, так и обучающимся, приучает к систематическому труду и аккуратности в выполнении заданий, формированию у них положительных нравственных качеств.
Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения, поскольку последние предъявляются и реализуются во всех элементах учебного процесса.
Выделяются такие требования к контролю знаний:
В зависимости от места контроля в учебном процессе выделяют контроль текущий, промежуточный и итоговый, органическое сочетание которых позволяет эффективно управлять познавательной деятельностью обучаемых.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе и выражается в систематическом наблюдении педагога за учебно-познавательной деятельностью обучаемых. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний, умений, навыков и качестве учебно-воспитательной работы на занятиях. Текущий контроль помогает педагогу наметить рациональные методы, приемы, оптимальные формы учебной работы, правильно дозировать учебный материал.
Цель промежуточного (тематического, периодического) контроля – установить, насколько успешны студенты владеют системой определенных знаний, общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. В колледже как высшем учебном заведении используется промежуточная аттестация, которая организовывается 2-3 раза в семестр и представляет собой итоговый контроль-смотр работ обучаемых за один-полтора месяца. Промежуточная аттестация нужна не только последним, но и администрации колледжа для улучшения организации учебно-воспитательной работы.
Итоговый контроль проводится за четверть (семестр), за весь учебный год. Его назначение состоит в том, чтобы дать правильную объективную оценку достигнутым успехам обучающегося, уровню его развития, проверить логику усвоения им материала, понимание взаимосвязи идей, понятий, фактов. Особой формой итогового контроля являются экзамены и зачеты.
Функции проверки знаний были выделены и наиболее полно впервые описаны Е.Перовским в научной работе «Проверка и оценка знаний в средней школе» (1960).
В научном и дидактическом
плане дальнейшую разработку этого
направления связывают с
Контролирующая функция заключается в выявлении состояния знаний, умений и навыков как у отдельных учащихся, так и у всей группы (класса) для определения возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала и в тоже время служит средством контроля эффективности как преподавания, так и учения. Проверочная функция в условиях итогового контроля (экзамена) имеет еще и оценочную часть, которая существенно усложняет реализации данной функции в связи с тем, что очень сложно объективно оценить ответы обучаемых.
Обучающая функция требует такой организации проверки знаний, чтобы ее проведение было полезно для всей группы. Она способствует самоконтролю , активизирует деятельность каждого члена группы, обеспечивает закрепление плохо усвоенного материала и т.п.
Воспитывающая функция заключается в приучении обучающихся к систематической учебной работе, в их дисциплинировании, выработке волевых усилий, помогает разобраться каждому в своих знаниях и способностях. На экзаменах должна воспитываться в первую очередь честность (ответ без шпаргалок); справедливо и объективно выставленные оценки также воспитывают учащихся.
Организующая функция начинает действовать задолго до итогового контроля, с самого начала обучения, когда преподаватель дает установки и выдвигает требования, которые будут предъявлены при том или ином виде контроля. В качестве средств и форм, реализующих эту функцию, отметим систему вопросов по программному материалу, систему консультаций и т.д.
Развивающая функция связана с первыми двумя, так как при правильной организации контроля развивается мышление и формируются волевые, нравственные и другие качества личности, т.е. она реализуется самими учащимися.
Методическая функция осуществляется преподавателем для последующего совершенствования курса, коррекции всего учебного процесса.
Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижениях учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность учения и преподавания на всех этапах учебного процесса. В настоящее время применяются следующие методы контроля знаний, умений и навыков: устный, индивидуальный, комбинированный и фронтальный опросы; проверка письменных, графических и практических работ; программированный, стандартизованный (машинный и безмашинный) контроль; тестовая проверка; систематическое наблюдение за обучающимися в учебном процессе.
Устный опрос – самый распространенный и эффективный метод контроля знаний, который применяется при изучении почти все предметов и на всех этапах обучения. Суть его состоит в том, что педагог в прямом контакте с отвечающим выявляет уровень его знаний путем разных форм опроса (фронтального, индивидуального или группового). Важными элементами опроса содержание и характер проверочных вопросов. Выделяют (по содержанию) репродуктивные, реконструктивные и творческие вопросы и задания.
Репродуктивные вопросы способствуют четкому выявлению определенных знаний, умений и навыков (например, доказать теорему Пифагора, раскрыть основные черты рыночной экономики).
Реконструктивные вопросы предполагают применение знаний в несколько измененных ситуациях (например, указать основные различия в рефлекторно-ассоциативной теории обучения и теории поэтапного формирования умственных действий).
Творческие вопросы раскрывают знания и умения в нестандартных условиях, на основе сложных мыслительных действий, в зависимости от конкретного материала.
Индивидуальный опрос предусматривает основательную проверку знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Его недостаток – пассивность остальных обучающихся. Поэтому в практику вводится комбинированный опрос, когда один обучаемый отвечает у доски, а другие выполняют либо индивидуальные, либо групповые самостоятельные задания.
Фронтальный опрос позволяет педагогу в относительно короткий срок проверить знания у большого количества учащихся, побуждая их к высокой активности; способствует обобщению и систематизации повторяемого материала, что очень важно при переходе к изучению нового материала.
Среди других методов отметим проверку письменных и графических работ (текущих и контрольных). Письменные работы могут быть кратковременными (10-15мин) и продолжительными (45-90мин). Этот довольно эффективный метод предусматривает выявление знаний фактического материала, а также понимания сущности изучаемых предметов, явлений, закономерностей, умений обучаемых мыслить самостоятельно. Письменные и контрольные работы дают возможность более эффективно, объективно и оперативно проверить знания студентов и представляют собой полезное упражнение, в процессе которого обучаемый самостоятельно выполняет индивидуальное задание. Контрольные работы составляются на основе учебных программ и учебников. При их разработке тщательно анализируется учебный материал, намечаются вопросы, в которых следует включать и такие, ответы на которые покажут способность обучающихся применять знания на практике.
Суть программированного опроса состоит в предъявлении всем обучающимся одинаковых (стандартный *) требований, т.е. в ходе такого опроса применяются одинаковые по количеству и сложности контрольные задания или вопросы. Для оценивания знаний используются количественные характеристики. [c.149]
Эффективны тестовый опрос и оценка знаний. Они служат для быстрого выявления уровня усвоения знаний у большого количества обучаемых. Например, навыки – это: а)способность человека выполнять какое0нибудь действие на основе ранее приобретенного опыта; б) способы выполнения действий, доведенные до автоматизма; в) способы выполнения практических действий и т.п. Ответ: правильно б). В педагогической теории и практике выделяются тесты достижений (усвоения знаний) и тесты интеллекта.
Информация о работе Контроль в педагогике: функции, виды, методы