Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди безработной молодежи.
4. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди многодетных семей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды
1.2 Общие принципы консультирования в социальной работе
1.3 Методы социального консультирования
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи
2.2 Социальное консультирование пожилых людей
2.3 Социальное консультирование многодетных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
отказа от конкретных
- системности, позволяющий консультанту при работе с клиентом выделить своеобразную «единицу анализа обсуждаемой проблемы»: семья, определённые цели и потребности клиента, особенности его личности и т.п. Это позволяет определить основу формирования проблемы, с которой столкнулся человек и возможные пути её решения.
-
уважения личности клиента,
2.
Принципы осуществления
-
компетентности и
-
доверительности и
-
конфиденциальности, гарантирующей,
что полученная консультантом
в процессе консультации
-
результативности, направленной на
то, чтобы усилия консультанта
либо помогли клиенту решить
возникшую у него проблему, либо
создали для этого необходимые
условия. При этом ведущая
Рассмотренные
выше виды социального консультирования,
принципы его организации и
В дословном переводе на русский язык этот термин означает «создание, творение ценностей». Более строгое определение этого понятия звучит следующим образом. Аксикреация - это процесс порождения, формирования и закрепления у человека или группы новых ценностей, а также регенерация, переосмысление и принятие переосмысленных прежних ценностей (22.c.12).
Изменение
ценностных структур происходит в результате
длительного и систематического
общения клиента с
1.Анализ
проблемы, задача которого состоит
в том, чтобы клиент мог «
2.Постановка
проблемы, при которой происходит
непосредственное воздействие
В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности: монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; диалог, свободная беседа клиента и консультанта; ответы консультанта на прямые вопросы клиента; разнообразные тестирования; различные тренинги и обучения и т.п.
Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во - первых, искреннего желания помочь человеку, во - вторых, деликатности при контакте с ним, и, в - третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе.
Для успешной и эффективной организации и осуществления процесса социального консультирования необходимо соблюдение ряда принципов, помимо тех, которые были перечислены выше.
1.Принцип
заинтересованности клиента,
2.Принцип
ситуативного контроля, соблюдение
которого позволяет
3.Принцип
органичности и естественности,
заключающийся в том, что
4.Принцип
незавершённости, направленный
Реализуя эти принципы в практике своей профессиональной деятельности, консультант всегда должен помнить о том, что ведущая роль в процессе консультирования принадлежит клиенту. Именно он выбирает конкретный вид консультирования, формы и методы его осуществления. В распоряжении консультанта - опыт, знания, информация, умения и навыки, которые он предлагает в распоряжение клиента. Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного в данной ситуации решения, не демонстрируя при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.
Как любая другая социальная технология, социальное консультирование предполагает выполнение ряда значимых для общества и человека функций. К ним можно отнести следующие: передача определённых норм, ценностей и представлений об оптимальных моделях поведения и способов деятельности; предоставление необходимой клиенту информации; аксиокоррекция, аксикреация, аксиогенез; контроль за реализацией новых ценностей и норм в повседневной жизни клиента; формирование у клиента адекватных представлений о себе, своих возможностях, ценностях и идеалах и об окружающем мире; обучение человека эффективным и адекватным способам разрешения ценностнонормативных конфликтов.
Развитие в обществе системы органов и учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере социального консультирования, укоренение в общественном и массовом сознании представлений об эффективности подобной помощи, развитие системы подготовки соответствующих специалистов позволит в будущем значительно повысить уровень социальной защищённости как общества в целом, так и каждого отдельного человека [11, c.92].
1.3
Методы социального
Методы социального консультирования можно разделить на две группы.
1.
Консультант может предложить
наиболее подходящие
2.
Консультант стремится развить
у организации способности
Это разделение на группы зависит от поведенческих ролей консультанта, его "директивного" и "недирективного" поведения.
Директивный - консультант занимает позицию руководителя и является инициатором действий.
Недирективный - позволяет клиенту активно участвовать в выработке решений.
Рассмотрим методы консультирования:
1.
Проективное консультирование - консультант
ставит диагноз и
Способ консультирования процесса - диагностика проводится консультантом совместно с клиентом. Консультант обучает клиента использованию методов диагностики в решении проблем, а клиенты вырабатывают при помощи этих методов предложения, консультант участвует в процессе их внедрения. Задача консультанта - подвести клиентов к решению. Консультанты осуществляют руководство, процессом мышления клиентов, предполагая, что решение должно быть выработано (найдено) при помощи эффективного использования имеющегося у них потенциала. Консультант задает наводящие вопросы, а клиенты сами ставят диагноз и находят решение проблем.
2.
Рефлексивное консультирование - один
из методов, основанный на
Рефлексивное консультирование позволяет предложить клиентам ситуацию отстраненности от реальной жизни. Это дает возможность выявить, развивать, проживать и рефлексировать на всех уровнях различные профессиональные и ролевые позиции, разные модели организаций и их социального окружения, варианты возможных проблем и их решений. Клиенты возвращаются к своей реальности максимально обогащенными новым профессиональным и личностным опытом, новыми возможностями и навыками.
3.
Прогностическое
4.
Интервью как метод
Пятишаговая модель интервью:
1)
достижение взаимопонимания.
2)
сбор информации. Консультант решает
вопросы: "Зачем клиент пришел?",
уясняет позитивные
3)
определение желаемого
4)
выработка альтернативных
5) обобщение предыдущих стадий, переход к действию.
5.
Игровые методы в
В
обоих случаях консультант
6.
При проведении игры создаются
проблемные группировки,
Деловая игра состоит из трех этапов. Игре предшествует диагностика (анализ состояния выявленных проблем, возможностей и путей их решения); после завершения игры идет реализация результатов, то есть доведение разработанного решения до конкретных форм реализации.
Этапы игры: диагностика - игра - реализация.
7.
Социально-психологический
В
процессе тренинга корректируются нормы
личностного поведения и