Консультирования в социальной работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди безработной молодежи.
4. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди многодетных семей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды
1.2 Общие принципы консультирования в социальной работе
1.3 Методы социального консультирования
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи
2.2 Социальное консультирование пожилых людей
2.3 Социальное консультирование многодетных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

консультирование.docx

— 30.87 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ  В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды

1.2 Общие принципы консультирования  в социальной работе

1.3 Методы социального консультирования 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Социальное консультирование безработной  молодежи

2.2 Социальное консультирование пожилых  людей 

2.3 Социальное консультирование многодетных  семей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

социальное  консультирование

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Современный этап развития профессионального  мира характеризуется возросшей  потребностью в специалистах, способных  успешно реализовывать себя в  изменяющихся социально-экономических  условиях. По мнению ряда отечественных  и зарубежных исследователей, подобная ситуация требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции  индивидуально-психологических особенностей личности - лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию к меняющемуся  социальному миру, и развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний «стержень», который служит отправной  точкой процесса самоопределения, как  личностного, так и профессионального.

Стремительные изменения общества в экономической  сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни  в современном мире. Степень и  скорость этих перемен приводят к  тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации  к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство  безысходности, незащищенности и неуверенности  в завтрашнем дне. В результате большое  число людей нуждается в помощи консультантов.

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно  обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших  мест, несомненно, принадлежит консультированию.

Консультирование - это относительно новая область  профессиональной деятельности социального  работника, которая сравнительно недавно  выделилась в качестве самостоятельной  сферы деятельности наряду с традиционными  формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных  с трудностями в межличностных  отношениях, где основным средством  воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.

Степень разработанности. Изучение литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по социальному консультированию. Вопросы, связанные с технологией  социального консультирования, широко представлены в работах отечественных  авторов - И.Г. Зайнышева, Г.Н. Филонова. Е. И. Холостовой и т. д. Особое место занимают труды, рассматривающие технологии консультирования с пожилыми людьми, безработной молодежью, многодетными семьями. Среди них следует выделить публикации Григорьева С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А., Е.И. Холостовой, Т. Шеляг, Т.Н. Овчинниковой и других авторов.

Объектом  исследования является консультативная  деятельность среди различных групп  населения

Предмет исследования - технологии социального  консультирования

Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.

В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие  задачи:

1. рассмотрение теоретических аспектов  консультирования в социальной  работе.

2. характеристика основных направлений  и методов консультирования.

3. анализ возможностей применения  консультативной деятельности среди  безработной молодежи.

4. анализ возможностей применения  консультативной деятельности среди  многодетных семей.

5. анализ возможностей применения  консультативной деятельности среди  пожилых людей.

Практическая  значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке специальной программы развития личности психолога (социального работника), в которой найдет отражение выбор  метода работы с клиентом и, соответственно, положительно отразится на эффективности  профессиональной деятельности.

Структура. Данная работа состоит из введения, где определены актуальность, разработаны  цель, объект, предмет и задачи изучения, двух глав, заключения и списка нормативных  источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретические  аспекты консультирования в социальной работе. Вторая глава посвящена основным направлениям консультативной деятельности среди различных групп населения.

В заключении сделаны выводы по работе. Работа содержит 33 страницы, включает 24 источника, среди которых нормативные  акты, научные статьи и книги российских авторов по исследуемой теме.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды

В широком смысле консультирование - это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется  со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу  и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам» [14,с.57].

Консультация -- это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В.В. Столин, 1993).

Консультирование - профессиональная помощь человеку в  принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.

Консультирование  может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости  от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным  является психологическое консультирование. По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна психологическое консультирование - очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать - с чувствами, мыслями или поведением, что лучше - поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящим»[12,с.82]. Социальное консультирование -- технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Основными компонентами технологического процесса являются целеполагание, сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария, организационно-процедурные меры по реализации принятого решения [3,с.241].

Решение многих проблем в практике социальной работы требует, прежде всего, информационного  обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками  городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание  социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.

В практике социальной работы встречаются  и широко используются несколько  типов консультирования, а именно:

* Общее консультирование клиентов  специалистами социальной работы.

* Специальное консультирование клиентов  по направлению социальных работников  специалистами социальных служб  или учреждений.

* Обучающее консультирование специалистов  социальных служб и организаций  работниками вышестоящих организаций  и учреждений. Оно включает работу  с персоналом, разъяснение содержания  законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение  социального обслуживания населения.

* Договорное консультирование специалистами  социальных организаций по различным  организационным, экономическим,  профессиональным и иным вопросам.

По  своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем, при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.

Информация  консультанта может реализовывать  различные функции консультирования: быть катализатором и фасилитатором, облегчающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтернативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией.

По  форме различают групповое и  индивидуальное консультирование, по содержанию - конкретное и программное. В практике социальной работы находят  применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.

Конкретное  консультирование осуществляется тогда, когда речь идет об узкоспециальной  проблеме индивида, группы, семьи и  т.д. При этом, как правило, происходит не только передача дополнительной информации, которая помогает консультируемому по-новому увидеть волнующую его  проблему, но и осуществить поддержку  клиенту. На практике нередко возникают  обстоятельства, когда необходимо оказать  морально-психологическую помощь для  воплощения уже имеющегося знания в  практическое действие.

Что касается программного консультирования, то его можно определить как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет  субъективизма в оценках и  на этой основе повысить качество оказываемых  социальных услуг. Акцент такого рода консультации делается на способах обеспечения  реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказании действенных  социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны.

И еще одна форма консультирования - это сочетание конкретного и  программного подходов. Специалист социальной работы, применяющий такой подход и форму консультирования, начинает консультацию конкретного типа, помогая  сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных  клиентов. Но в ходе консультирования консультант оперативно использует полученные дополнительные знания, информацию, конкретные результаты, обобщает их и  переключает внимание на решение  программных или структурных  проблем, относящихся к данной категории  клиентов в целом.

Консультирование - это вид социальной работы, в  ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить  и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут  быть использованы для ее решения. Результат  консультирования во многом зависит  от достижения взаимопонимания между  консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать  следующие технологические условия.

Во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента. Во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. В-третьих, при всех равных условиях, люди легче  принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное  положительное отношение, и отвергают, не принимают позицию того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Вызвать  к себе эмоционально-положительное  отношение клиента является главной  задачей специалиста социальной работы. Специалисту социальной работы, консультирующему клиента, следует  использовать специальные психологические  приемы завоевания доверия и формирования взаимопонимания. Он должен уметь слушать, наблюдать, чутко реагировать на содержание и форму вербального  и невербального общения. Чтобы  стать опытным консультантом, мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике приемы и методы работы [12].

1.2 Принципы организации социального  консультирования

Ещё одной универсальной характеристикой  социального консультирования являются его принципы. Даже краткое рассмотрение основных видов социального консультирования позволяет с высокой степенью достоверности предположить, что  в процессе своей профессиональной деятельности консультанту приходится, во - первых, быть достаточно компетентным по целому ряду социальных и личностных проблем, во - вторых, доверительно общаться с клиентом, в - третьих, брать на себя определённую ответственность за решение его проблемы. Для того чтобы быть достаточно эффективной и результативной, такая деятельность должна опираться на следующие группы принципов:

1. Принципы организации социального  консультирования:

- анализа подтекста, предполагающего  наличие у консультанта способности  и умения различать в запросе  и словах клиента несколько  «слоёв», своеобразное умение  «читать между строк». Это позволяет  специалисту, не перебивая и  не напрягая излишними вопросами  человека, понять, в чём состоит  суть его проблемы или затруднения.

Информация о работе Консультирования в социальной работе