Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. рассмотрение теоретических аспектов консультирования в социальной работе.
2. характеристика основных направлений и методов консультирования.
3. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди безработной молодежи.
4. анализ возможностей применения консультативной деятельности среди многодетных семей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1 Понятие социального консультирования, его формы и виды
1.2 Общие принципы консультирования в социальной работе
1.3 Методы социального консультирования
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Социальное консультирование безработной молодежи
2.2 Социальное консультирование пожилых людей
2.3 Социальное консультирование многодетных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1
Понятие социального
1.2
Общие принципы
1.3
Методы социального
2.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
2.1
Социальное консультирование
2.2
Социальное консультирование
2.3
Социальное консультирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
социальное консультирование
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Современный этап развития профессионального
мира характеризуется возросшей
потребностью в специалистах, способных
успешно реализовывать себя в
изменяющихся социально-экономических
условиях. По мнению ряда отечественных
и зарубежных исследователей, подобная
ситуация требует одновременного проявления
двух противоположных по своей функции
индивидуально-психологических
Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи консультантов.
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест, несомненно, принадлежит консультированию.
Консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Определим консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы.
Степень
разработанности. Изучение литературы
по проблеме исследования показывает,
что в настоящее время накоплен
большой теоретический и
Объектом исследования является консультативная деятельность среди различных групп населения
Предмет исследования - технологии социального консультирования
Целью данной работы является рассмотрение консультирования как технологии социальной работы, основных направлений и методов.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1.
рассмотрение теоретических
2.
характеристика основных
3.
анализ возможностей
4.
анализ возможностей
5.
анализ возможностей
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при разработке специальной программы развития личности психолога (социального работника), в которой найдет отражение выбор метода работы с клиентом и, соответственно, положительно отразится на эффективности профессиональной деятельности.
Структура.
Данная работа состоит из введения,
где определены актуальность, разработаны
цель, объект, предмет и задачи изучения,
двух глав, заключения и списка нормативных
источников и литературы. В первой
главе рассматриваются
В заключении сделаны выводы по работе. Работа содержит 33 страницы, включает 24 источника, среди которых нормативные акты, научные статьи и книги российских авторов по исследуемой теме.
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1
Понятие социального
В широком смысле консультирование - это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам» [14,с.57].
Консультация -- это, прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности (В.В. Столин, 1993).
Консультирование - профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни.
Консультирование
может быть юридическим, медицинским,
психологическим, социально-психологическим,
социально-педагогическим в зависимости
от ситуации, в которой необходимо
принять решения. Более разработанным
является психологическое
Решение многих проблем в практике социальной работы требует, прежде всего, информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками городских служб и учреждений. Утверждение и общественное признание социальной работы как важной подотрасли социальной защиты населения во многом определяются усилением роли специалистов социальной работы в качестве консультантов.
В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:
*
Общее консультирование
*
Специальное консультирование
*
Обучающее консультирование
*
Договорное консультирование
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используются для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем, при подготовке социальных прогнозов, перспективных программ и т.п.
Информация
консультанта может реализовывать
различные функции
По форме различают групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию - конкретное и программное. В практике социальной работы находят применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.
Конкретное
консультирование осуществляется тогда,
когда речь идет об узкоспециальной
проблеме индивида, группы, семьи и
т.д. При этом, как правило, происходит
не только передача дополнительной информации,
которая помогает консультируемому
по-новому увидеть волнующую его
проблему, но и осуществить поддержку
клиенту. На практике нередко возникают
обстоятельства, когда необходимо оказать
морально-психологическую
Что касается программного консультирования, то его можно определить как двусторонний процесс решения проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент такого рода консультации делается на способах обеспечения реальности мероприятий в планах, на способах развития и оказании действенных социальных услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого клиента, отдельной персоны.
И еще одна форма консультирования - это сочетание конкретного и программного подходов. Специалист социальной работы, применяющий такой подход и форму консультирования, начинает консультацию конкретного типа, помогая сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных клиентов. Но в ходе консультирования консультант оперативно использует полученные дополнительные знания, информацию, конкретные результаты, обобщает их и переключает внимание на решение программных или структурных проблем, относящихся к данной категории клиентов в целом.
Консультирование
- это вид социальной работы, в
ходе которого специалист социальной
работы помогает клиенту изучить
и понять существо проблемы и предположить
различные варианты, которые могут
быть использованы для ее решения. Результат
консультирования во многом зависит
от достижения взаимопонимания между
консультантом и
Во-первых,
необходимо, чтобы позиция консультанта
не противоречила взглядам клиента.
Во-вторых, необходимо наглядно показать
клиенту, что действия, которые от
него ожидаются, будут способствовать
и соответствовать
1.2
Принципы организации
Ещё
одной универсальной
1.
Принципы организации
-
анализа подтекста,