Конфликты в теории педагогики, их виды и пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) - к вседозволенности, агрессивности.
Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.

Содержание

Введение

Глава 1 Проблема конфликта в теории педагогики
1.1Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…..4
1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………..…13
1.3 Способы разрешения конфликтов…………………………………….16
Глава 2 Педагогический конфликт как отдельная отрасль конфликта
2.1 Особенности, виды и стадии развития педагогического конфликта…17
2.2Специфика урегулирования педагогических конфликтов. ……………25

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 76.63 Кб (Скачать)

- возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтной ситуации;

- ситуация глазами ученика и учителя;

- личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

- новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

- варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;

- выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

    Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

   - анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

   - определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;

- планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

- анализ результатов;

- корректировка результатов педагогического воздействия;

- самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи  считают открытое и эффективное  общение конфликтующих сторон, которое  может принимать различные формы:

- высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

- открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

- информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

- демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

Действия педагога по изменению  хода конфликта можно отнести  к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:

- невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);

- неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);

- эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);

- эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

В разрешении конфликта многое зависит  от самого педагога. Иногда следует  прибегнуть к самоанализу для  того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу  между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к  себе.

Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

- воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

- не делать поспешных выводов;

- при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

- научиться ставить себя на место другой стороны;

- не давать конфликту разрастись;

- проблемы должны решаться теми, кто их создал;

- уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

- всегда искать компромисс;

- преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

- истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

- потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

- переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

Устранение конфликта  возможно с помощью следующих  способов:

- изъятие из конфликта одного из участников;

- исключение взаимодействия участников на длительное время;

- устранение объекта конфликта.

Перерастание  в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

- устранение одной или обеих сторон;

- приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

- победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

- деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

- согласие о правилах совместного использования объекта;

- равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

- отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

    Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или  близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше  решать сообща, объединив усилия. Этому  способствует, во-первых, критический  анализ собственной позиции и  действий. Выявление и признание  собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Образование как социо - культурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

В нашем исследовании установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

         Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений, соответствующих личностных качеств.

В работе также констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.

Наше исследование показало, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / Психология формирования и развития личности. - М., 1981г.

2.Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981

3.Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников .

4.Алешина Ю.Е. Проблемы теории и практики медиации участников

«Личность, общение, групповые процессы»: Сб. обзоров. – М.: ИНИОН, 1991.

5.Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

6.Андреева В.И. Конфликтология. Искусство разрешения конфликтов – М., 1995г.

7.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе – М., 1989г.

8.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992.

9.Вишнякова Н.Ф. Конфликт – это творчество? Тренинговый практикум по конфликтологии – М., 1996г.

10.Грехнев В.С. Культура педагогического общения – М., 1990г.

11.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии – М., 1995г.

12.Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

13.Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений – М., 1988г.

14.Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса – М., 1993г.

15.Козыгрев Г.И. Введение в конфликтологию – М., 1999г.

16.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М. Ярошевского. – М., 1986г. С. 153.

17.Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. - М., ИНИОН, 1991г.

18.Лобанов А.А. Педагогика общения – В., 1995г.

19.Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах – М., 1984г.

20.Материалы интернет-сайта www.azsp.ru.

21.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986г.

22.Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. - М., 1993г.

23.Психология – производству и воспитанию. – Л., 1977г. С. 212.

24.Скотт Д.Ж. Способы разрешения конфликтов – К., 1991г.

25.Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981г. С. 185.

26.Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы – М., 1982г.

27.Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов М., 1993.

28.Шипилов А.И. Социально-психические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении - М., 1993г.

Информация о работе Конфликты в теории педагогики, их виды и пути решения