Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 19:57, курсовая работа
целью данной работы является выяснение влияния конфликтов на
педагогический коллектив.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
. Изучить теоретический материал по данной проблеме.
. Подобрать, соответствующие проблеме, методики.
. Определить выборку (респондентов), с помощью которых будет
осуществляться практическая часть работы ( на ком будет проводиться
исследование).
. Провести исследование.
. Обработать полученные результаты и сравнить их между собой.
. Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретическая часть.
1.1 История изучения конфликтов. 5
1.2 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. 8
1.3 Особенности педагогических конфликтов. 25
Выводы по первой главе. 27
Глава II. Практическая часть.
2.1 Цели, задачи, объект исследования. 28
2.2. Результаты и выводы проведенного исследования. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Библиография 35
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический
университет»
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра
общей и профессиональной
педагогики и психологии.
Курсовая работа
Тема:
Конфликты
в деятельности педагогического
коллектива и пути
их преодоления.
Выполнил: студент 3 курса
очного отделения ППИ гр. 326
специальность «Профессиональное обучение»
Савосин
В.С.
Руководитель: к.п.н. доцент кафедры
профессиональной педагогики
и психологии ППИ ЧГПУ
Шумилова
Е.А.
Челябинск – 2010 г.
Оглавление
Кто не
знает древнюю легенду о «
незадачливых строителях «вавилонской башни», которые не сумели довести до конца начатую работу лишь потому, что говорили на разных языках и не могли понять друг друга.
С незапамятных времен уяснили люди истину: успешная совместная работа
возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти
общий язык.
В наше
время – время научно-
процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль
психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых
коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах.
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в учебно-воспитательном процессе в школах. Личность учителя, руководителя педагогического коллектива – вот что определяет благоприятный климат в школе.
Человеческий фактор в школе включает в себя психологические и
социально-психологические особенности руководителей и учителей. Это
интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты
характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков и
привычек. Это психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др.
Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного
психологического климата, необходимо для дружной творческой работы, для
благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной
проблемой
в современной школе.
Поэтому, целью данной работы является выяснение влияния конфликтов на
педагогический коллектив.
Для достижения этой цели необходимо было решение следующих задач:
. Изучить
теоретический материал по
. Подобрать, соответствующие проблеме, методики.
. Определить выборку (респондентов), с помощью которых будет
осуществляться практическая
исследование).
. Провести исследование.
. Обработать
полученные результаты и
. Сделать выводы.
Изучению
конфликта в истории
Исследования психологии общения, социально-психологического взаимодействия индивидов в коллективах, больших и малых группах, в специальных тренинговых ситуациях получают достаточное развитие в 1960-1970-е годы. В 60-е годы процесс разрешения конфликтов изучали А.Ф. Быстрицкая, В.К.Васильев, Ф.Д. Горбов, В.В.Мироненко, М.А.Новиков, В.Т. Носатов, Д.А.Поспелов, А.Б. Саввин. В конце 60-х А.И. Ушатиков, В.В.Новиков и др. применяли описание реальных конфликтов.
Во второй половине 70-х и начале 80-х годов появляются труды по конфликтологии, в которых представлено глубокое теоретическое осмысление эмпирического материала. Активизировано изучение теологии конфликтов, их проявления в различных видах человеческой деятельности и трудовых отношений, на отдельных этапах социализации личности, благодаря работам Е.М.Бабосова, Ф.М.Бородкина, Н.С.Данакина, А.Г.Здравомыслова, Г.И.Козырева, Д.С.Конторова, Г.М.Потанина, В.АЛдова и др.
Теоретические
и экспериментальные
В 90-е годы учеными анализируются причины возникновения и различные виды конфликтов, их влияние на жизнедеятельность человека (Ф.М. Бородкин, Н.С.Данакин, В.И.Журавлев, Г.И.Козырев, А.В.Кошарный и др.), исследуются новые методы разрешения конфликтов (Л.А.Любушкина, Т.С.Сулимова , В.Б.Тарабаева, Е.Е.Тонков и др.), разрабатываются основы профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков (А.Д.Гонеев, Г.М.Потанин и др.).
На рубеже XXI века одной из актуальных задач педагогической науки становится разработка воспитательных средств и педагогических приемов предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов.
Педагогическая конфликтология в отечественной науке пока еще остается во многих отношениях «белым пятном», несмотря на то, что в последние годы российские ученые-педагоги активно ведут поиски своего видения конфликтологических проблем. Современное состояние исследований характеризуется пестрым многообразием методологических и методических подходов на фоне доминирующих диалектической и функциональной теорий конфликтов, что во многом объясняется тем, что социология и психология сохраняют очевидный приоритет в изучении проблем конфликтологии.
В настоящее время основное внимание в педагогике при разработке проблемы конфликтов направлено на изучение целого ряда актуальных проблем. Осуществляется всестороннее изучение конфликтов в коллективах школьников, конфликтологической компетентности педагога, педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения (В.М.Афонькова, А.И.Шкиль, М.М.Ященко и др.). Ряд авторов рассматривают конфликт как активное средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Е.П.Родченкова, С.В.Слапогузова ). Ведется исследование вопросов сущности конфликтов, причин разногласий в педагогических коллективах (Э.И.Киршбаум, А.Ф.Пеленев ). Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе (С.В.Баныкина, М.М.Рыбакова, Л.В.Симонова, Н.Е.Щуркова ). Психотехнические методы разрешения конфликтов исследуются в работах К.СЛисецкого, Б.И.Хасана.
Различные
исследователи по-разному
Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.
Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.[3, c.5]
Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.
Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.
Типологическое подразделение конфликтов [7, с.28]:
Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.
Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.
То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.
Выделяют четыре вида конфликтов:
Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
Информация о работе Конфликты в деятельности педагогического коллектива и пути их преодоления