Концпция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведниях автономной республики Крым

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Цели концепции
Формирование приоритетных направлений воспитательной работы как наиболее социально значимых и эффективных в конкретных исторических условиях Автономной Республики Крым и в рамках основных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Украины;
концентрация интеллектуальных, организационных, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на обеспечение воспитательной работы по приоритетным направлениям.

Работа содержит 1 файл

507.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 
 

    I. Вступление 

    Воспитание  детей и юношества является одним  из главных приоритетов и неотъемлемой составляющей образования в современной Украине.

    Основная цель национального воспитания в Украине — воспитание сознательного гражданина, патриота, формирование у молодежи социального опыта, высокой культуры межнациональных отношений, потребности и умения жить в обществе духовности и физического совершенствования, моральной, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры.

    Основные  задачи и направления воспитательной работы в учреждениях образования Украины определены в следующих документах:

  • Национальная доктрина развития образования, утв. Указом Президента Украины от 17.04.2002 г.;
  • Закон Украины « Об общем среднем образовании», утв. Указом Президента Украины от 13.05.1999 г.;
  • Закон Украины «О дошкольном образовании», утв. Указом Президента Украины от 11.07.2001 г.;
  • Закон Украины «О внешкольном образовании», утв. Указом Президента Украины от 22.06.2000 г.;
  • Концепция воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, утв. Коллегией Министерства образования Украины 28.02.1996 г.;
  • Концепция внешкольного образования 
    и воспитания, утв. Коллегией Министерства 
    образования Украины 25.12.1996 г.;

    Однако, несмотря на многочисленность направлений, многоплановость и разнообразие воспитательной работы, в настоящее  время наметилась тенденция роста проявлений негативного поведения детей и молодежи, резкого ухудшения состояния физического и психического здоровья, исторической дезориентации молодежи. Растет детская агрессивность, формируется чувство заниженной самооценки у детей и молодежи. Для детей и молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к дальнейшему профессиональному и жизненному выбору.

    Существующая  система воспитательной работы не обеспечивает в полной мере стабилизации и снижения роста негативных тенденций в молодежной среде. Профилактическая работа образовательных учреждений ориентирована на передачу знаний (информации) и не формирует активную жизненную позицию воспитанника.

    Значительная  часть социально-экономических и  политических процессов в обществ  объективно способствует появлению и рост] негативных явлений в молодежной среде.

    Определенное  влияние на возможности \ результаты воспитательной работы среди детей и молодежи имеют региональные особенности Автономной Республики Крым:

  • автономия в административной структуре Украины;
  • территория, являющаяся геополитическим перекрестком эпох и народов;
  • пограничная зона;
  • многонациональный и многоконфессиональный состав населения;
  • богатое историко-культурное наследие;
  • богатые традиции патриотизма;
  • уникальная природа.

    II. Цели концепции

  • Формирование приоритетных направлений воспитательной работы как наиболее социально значимых и эффективных в конкретных исторических условиях Автономной Республики Крым и в рамках основных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Украины;
  • концентрация интеллектуальных, организационных, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на обеспечение воспитательной работы по приоритетным направлениям.

    III. Задачи концепции

  • Создание социально-педагогических условий, благоприятствующих и способствующих позитивным изменениям в отношении детей и молодежи к окружающему миру, обществу, природе;
  • создание организационных условий для активной воспитательной и просветительской работы через органы ученического самоуправления, общественные детские и молодежные организации;
  • повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за свою духовную, интеллектуальную, нравственную жизнь, за свое здоровье и благополучие;
 
    
  • содействие  пониманию обществом в целом и всеми участниками образовательного процесса в частности социальной значимости и перспективности воспитательной работы по избранным приоритетным направлениям;
  • формирование социальной компетентности и гражданской ответственности как неотъемлемых, определяющих черт патриота и гражданина Украины;
  • формирование навыков решения спорных и конфликтных вопросов в соответствии с демократическими принципами толерантности и> взаимного уважения;
  • развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения находить новые идеи и предвидеть возможные последствия тех или иных поступков.

    IV. Приоритетные направления воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым

    С целью повышения эффективности  воспитательной работы в целом, противодействия росту различных негативных тенденций, учитывая региональные особенности и возможности Автономной Республики Крым, избрать приоритетными направлениями воспитательной работы в учебных заведениях АРК:

  • воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Украины;
  • воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничного, мульти-культурного Крыма;
  • воспитание личности, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.

    4.1. Воспитание любви  к Отечеству и родному краю Крыму

    Автономная  Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки урочища Ташаир близ Бахчисарая, раскопки Боспорского государства, древнегреческих колоний, пещерный город Чуфут-кале, Неаполь Скифский, пещерные города и крепости Инкерман и Мангуп, генуэзские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть Джума-джами в Евпатории и др.

    Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры: Ливадийский дворец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в городе Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгир в городе Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др.

    С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: Леси Украинки, В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского, М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого и др.

    Территория  Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя, Керчь и Севастополь. Крым явил миру высокие образцы патриотизма личного (Даша Севастопольская, Володя Дубинин, Амет-Хан Султан и мн. др.) и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне и двухсотпятидесятидневной обороны этого города в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских позиций, участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики).

    Крым  располагает уникальными природными ресурсами. Полуостров омывается двумя морями, часть его находится в субтропической зоне. Ландшафты Крыма исключительно разнообразны.

    Традиционными отраслями экономики Крыма являются садоводство, виноградарство, виноделие, рыболовство, однако в настоящее  время они переживают кризис. Для возрождения этих отраслей необходимы квалифицированные кадры.

    Содержанием воспитания по данному направлению является привитие любви к «малой родине» — Крыму, являющемуся неотъемлемой частью «большой родины» — Украины; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих полуостров; воспитание уважения к Конституции и символике Украины, Конституции и символам Автономной Республики Крым; овладение государственным и родным языками; ориентация молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма (специалисты курортного строительства, сервиса, торговли, рыболовецкого хозяйства, виноградарства, виноделия, садоводства, цветоводства). 4.2. Воспитание толерантности

    Территория  Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтнических регионов Украины. Состав населения Крыма в настоящее время — это 130 национальностей и 47 конфессий. Крым является примером многовекового мирного добрососедства разных национальностей и вероисповеданий.

    Ежегодно  Крым посещают до 5 миллионов отдыхающих и туристов, что создает специфические условия социализации молодежи в курортных зонах.

    Содержание  направления — признание права на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур; воспитание терпимости и уважения к людям всех национальностей и конфессий; формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира; воспитание гостеприимства по отношению к людям, приезжающим в Крым на отдых и лечение. 

    4.3. Формирование личности, устойчивой в окружающем мире

    Социально-экономические  изменения в жизни Украины  в целом и Автономной Республики Крым в частности требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире.

    Содержание  этой работы составляют воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к собственному здоровью как наивысшей человеческой ценности, основному условию реализации потенциальных возможностей личности гражданина Украины; создание у школьников устойчивых мотивационных установок на здоровый образ жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования личности; ознакомление с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных и соматических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма; привитие навыков отказа от первичного употребления психоактивных веществ, профилактики химической зависимости, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, сохранения репродуктивного здоровья; ознакомление учащихся с возможностями служб профилактики и охраны здоровья и медико-генетических консультаций.

    Формирование  у детей и подростков умения адекватно оценивать свои возможности и рационально их использовать; умения управлять собой, определять допустимые границы риска, разумно вести себя в типичных опасных ситуациях и стереотипно закреплять их на длительное время; способности действовать в непредвиденных ситуациях, различать социально приемлемое и социально неприемлемое поведение; развитие критического отношения к социальному окружению, активного противостояния негативному внешнему воздействию; приобретение позитивного опыта общения внутри и вне школы; целесообразного использования свободного времени; формирование позитивной «Я-концепции»; овладение навыками самопознания, самосовершенствования; формирование умения использовать знания по вопросам правовой защиты личности; предупреждение вовлечения школьников в нетрадиционные вероучения и тоталитарные секты.

    Формирование  навыков бережного отношения, охраны уникального биоразнообразия Крыма и продуктивного взаимодействия с окружающей природой; ознакомление школьников с рекреационным потенциалом Крыма, возможностями организации туризма, отдыха и оздоровления.

    V. Выбор форм и методов реализации концепции

    Формы и методы реализации концепции (приоритетных направлений воспитательной работы) избираются в зависимости от возрастных и психофизических особенностей детей и подростков, статуса учебного заведения, основных целей и задач его деятельности и с учетом следующих подходов к реализации концепции:

Информация о работе Концпция приоритетных направлений воспитательной работы в учебных заведниях автономной республики Крым