Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:56, реферат
Цели концепции
Формирование приоритетных направлений воспитательной работы как наиболее социально значимых и эффективных в конкретных исторических условиях Автономной Республики Крым и в рамках основных направлений воспитательной работы в учебных заведениях Украины;
концентрация интеллектуальных, организационных, кадровых, экономических, методических и других ресурсов на обеспечение воспитательной работы по приоритетным направлениям.
КОНЦЕПЦИЯ
ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КРЫМ
I.
Вступление
Воспитание
детей и юношества является одним
из главных приоритетов и
Основная цель национального воспитания в Украине — воспитание сознательного гражданина, патриота, формирование у молодежи социального опыта, высокой культуры межнациональных отношений, потребности и умения жить в обществе духовности и физического совершенствования, моральной, художественно-эстетической, трудовой, экологической культуры.
Основные задачи и направления воспитательной работы в учреждениях образования Украины определены в следующих документах:
Однако, несмотря на многочисленность направлений, многоплановость и разнообразие воспитательной работы, в настоящее время наметилась тенденция роста проявлений негативного поведения детей и молодежи, резкого ухудшения состояния физического и психического здоровья, исторической дезориентации молодежи. Растет детская агрессивность, формируется чувство заниженной самооценки у детей и молодежи. Для детей и молодежи все более характерным становится негативное отношение к действительности, неготовность к дальнейшему профессиональному и жизненному выбору.
Существующая система воспитательной работы не обеспечивает в полной мере стабилизации и снижения роста негативных тенденций в молодежной среде. Профилактическая работа образовательных учреждений ориентирована на передачу знаний (информации) и не формирует активную жизненную позицию воспитанника.
Значительная
часть социально-экономических
Определенное влияние на возможности \ результаты воспитательной работы среди детей и молодежи имеют региональные особенности Автономной Республики Крым:
II. Цели концепции
III. Задачи концепции
IV. Приоритетные направления воспитательной работы в учебных заведениях Автономной Республики Крым
С целью повышения эффективности воспитательной работы в целом, противодействия росту различных негативных тенденций, учитывая региональные особенности и возможности Автономной Республики Крым, избрать приоритетными направлениями воспитательной работы в учебных заведениях АРК:
4.1. Воспитание любви к Отечеству и родному краю — Крыму
Автономная Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки урочища Ташаир близ Бахчисарая, раскопки Боспорского государства, древнегреческих колоний, пещерный город Чуфут-кале, Неаполь Скифский, пещерные города и крепости Инкерман и Мангуп, генуэзские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть Джума-джами в Евпатории и др.
Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры: Ливадийский дворец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в городе Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгир в городе Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др.
С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: Леси Украинки, В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского, М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого и др.
Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя, Керчь и Севастополь. Крым явил миру высокие образцы патриотизма личного (Даша Севастопольская, Володя Дубинин, Амет-Хан Султан и мн. др.) и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне и двухсотпятидесятидневной обороны этого города в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских позиций, участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики).
Крым
располагает уникальными
Традиционными
отраслями экономики Крыма
Содержанием воспитания по данному направлению является привитие любви к «малой родине» — Крыму, являющемуся неотъемлемой частью «большой родины» — Украины; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих полуостров; воспитание уважения к Конституции и символике Украины, Конституции и символам Автономной Республики Крым; овладение государственным и родным языками; ориентация молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма (специалисты курортного строительства, сервиса, торговли, рыболовецкого хозяйства, виноградарства, виноделия, садоводства, цветоводства). 4.2. Воспитание толерантности
Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтнических регионов Украины. Состав населения Крыма в настоящее время — это 130 национальностей и 47 конфессий. Крым является примером многовекового мирного добрососедства разных национальностей и вероисповеданий.
Ежегодно Крым посещают до 5 миллионов отдыхающих и туристов, что создает специфические условия социализации молодежи в курортных зонах.
Содержание
направления — признание права
на самобытность и развитие каждого народа
и каждого человека как фактора взаимного
обогащения всех культур; воспитание терпимости
и уважения к людям всех национальностей
и конфессий; формирование умений, составляющих
поведенческую культуру мира; воспитание
гостеприимства по отношению к людям,
приезжающим в Крым на отдых и лечение.
4.3. Формирование личности, устойчивой в окружающем мире
Социально-экономические изменения в жизни Украины в целом и Автономной Республики Крым в частности требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире.
Содержание этой работы составляют воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к собственному здоровью как наивысшей человеческой ценности, основному условию реализации потенциальных возможностей личности гражданина Украины; создание у школьников устойчивых мотивационных установок на здоровый образ жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования личности; ознакомление с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных и соматических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма; привитие навыков отказа от первичного употребления психоактивных веществ, профилактики химической зависимости, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, сохранения репродуктивного здоровья; ознакомление учащихся с возможностями служб профилактики и охраны здоровья и медико-генетических консультаций.
Формирование у детей и подростков умения адекватно оценивать свои возможности и рационально их использовать; умения управлять собой, определять допустимые границы риска, разумно вести себя в типичных опасных ситуациях и стереотипно закреплять их на длительное время; способности действовать в непредвиденных ситуациях, различать социально приемлемое и социально неприемлемое поведение; развитие критического отношения к социальному окружению, активного противостояния негативному внешнему воздействию; приобретение позитивного опыта общения внутри и вне школы; целесообразного использования свободного времени; формирование позитивной «Я-концепции»; овладение навыками самопознания, самосовершенствования; формирование умения использовать знания по вопросам правовой защиты личности; предупреждение вовлечения школьников в нетрадиционные вероучения и тоталитарные секты.
Формирование навыков бережного отношения, охраны уникального биоразнообразия Крыма и продуктивного взаимодействия с окружающей природой; ознакомление школьников с рекреационным потенциалом Крыма, возможностями организации туризма, отдыха и оздоровления.
V. Выбор форм и методов реализации концепции
Формы и методы реализации концепции (приоритетных направлений воспитательной работы) избираются в зависимости от возрастных и психофизических особенностей детей и подростков, статуса учебного заведения, основных целей и задач его деятельности и с учетом следующих подходов к реализации концепции: