Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:28, контрольная работа
В последние годы в образовании обозначились новые педагогические тенденции — изменение целеполагания в направлении гуманизации, культуросообразности и природосообразности обучения; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; индивидуализация образовательных траекторий учеников; творческая и развивающая направленность базового обучения; технологизация и компьютеризация учебного процесса.
Введение 1.Основные теории содержания образования
2. Принципы построения содержания среднего профессионального образования
3. Методы обучения в системе среднего профессионального образования
Заключение
Список используемой литературы
Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую
Учащимся
образовательную продукцию. Эта продукция
также не совпадает с заданным извне содержанием
образования; например, сочинение ученика
не совпадает с изучаемым литературным
произведением писателя. В то же время,
ученик своей деятельностью обеспечивает
определенное общекультурное приращение
на внешнем уровне, что является отражением
и результатом продуктивной ориентации
обучения.
2.
Принципы построения содержания среднего
профессионального образования
Анализ имеющихся дидактических подходов позволяет выделить следующие общие принципы формирования содержания среднего профессионального образования:
• Принцип учета социальных условий и потребностей общества. Например,
усиление роли человека в современном социуме выражается увеличением гуманитарного аспекта содержании образования. В соответствии с данным принципом в зависимости от потребностей общества различное влияние на отбор содержания образования могут оказывать другие принципы: гуманитарности, личностной ориентации, научности и др. Законодательным отражением данного принципа являются государственные образовательные стандарты.
• Принцип соответствия содержания среднего профессионального образования целям выбранной модели образования. Каждая модель или концепция образования задает требования к особенностям структуры и содержания образования. Например, в одной концепции содержание может быть предметом усвоения, в другой — средой для выращивания личностного содержания образования. Дидактические принципы и закономерности выбранной модели образования находят отражение на всех уровнях конструирования его содержания: учебного плана, программ, учебников, уроков.
• Принцип структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне. Структурное единство требуется во всех иерархически взаимосвязанных элементах содержания образования: от уровня общей теории и учебного предмета до уровня процесса обучения и личности учащегося. Связи между различными предметами также устанавливаются на общих основаниях: межпредметных, метапредметных и др.
• Принцип единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, предполагающий включение в содержание образования деятельностных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных технологий, преобразующего начала субъектов обучения. Этот принцип выражается в необходимости включения в учебные программы не только изучаемого материала, но и видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т. п.
• Принцип доступности и природосообразности содержания образования проявляется в структуре и объемах учебных планов, программ, учебников, в оптимальном количестве изучаемого материала. Данный принцип предполагает соответствие содержания образования возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, а также школьным и региональным условиям обучения.
Наиболее
общим принципом отбора содержания
образования является соотношение
общественно значимых ценностей, знаний,
способов деятельности с реализацией
права ученика на выбор взаимозаменяющего
разнообразия предметного содержания.
Этот принцип предполагает учет соотношения
внешнего и внутреннего содержаний образования,
то есть вносимого в образовательный процесс
извне и создаваемого самим учеником.
3. Методы обучения в системе среднего профессионального образования
Метод
обучения – процесс взаимодействия между
преподавателями и учениками, в результате
которого происходит передача и усвоение
знаний, умений и навыков, предусмотренных
содержанием обучения. Приём обучения
(обучающий приём) - кратковременное взаимодействие
между преподавателем и учениками, направленное
на передачу и усвоение конкретного знания,
умения, навыки. Методы обучения подразделяются
на три группы: - Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
1. словесные, наглядные, практические
(по источнику изложения учебного материала).
2. репродуктивные обьяснительно-иллюстративные,
поисковые, исследовательские, проблемные
и др.(по характеру учебно-познавательной
деятельности). 3. индуктивные и дедуктивные(по
логике изложения и восприятия учебного
материала); - Методы контроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности:
устные, письменные проверки и самопроверки
результативности овладения знаниями,
умениями и навыками; - Методы стимулирования
учебно-познавательной деятельности:
определённые поощрения в формировании
мотивации, чувства ответственности, обязательств,
интересов в овладении знаниями, умениями
и навыками. В практике обучения существуют
и другие подходы к определению методов
обучения, которые основаны на степени
осознанности восприятия учебного материала:
пассивные, активные, интерактивные, эвристические
и прочие. Эти определения требуют дальнейшего
уточнения, т.к. процесс обучения не может
быть пассивным и не всегда является открытием
(эврикой) для учащихся. Методы обучения
можно подразделить на три обобщенные
группы:
1. Пассивный метод;
2. Активный метод;
3. Интерактивный метод.
Пассивный
метод – это форма взаимодействия учащихся
и преподавателя, в которой преподаватель
является основным действующим лицом
и управляющим ходом занятия, а учащиеся
выступают в роли пассивных слушателей,
подчиненных директивам преподавателя.
Связь преподавателя с учащимися в пассивных
уроках осуществляется посредством опросов,
самостоятельных, контрольных работ, тестов
и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения
учащимися учебного материала пассивный
метод считается самым неэффективным,
но, несмотря на это, он имеет и некоторые
плюсы. Это относительно легкая подготовка
к занятию со стороны преподавателя и
возможность преподнести сравнительно
большее количество учебного материала
в ограниченных временных рамках занятия.
С учетом этих плюсов, многие преподаватели
предпочитают пассивный метод остальным
методам. Надо сказать, что в некоторых
случаях этот подход успешно работает
в руках опытного педагога, особенно если
учащиеся имеют четкие цели, направленные
на основательное изучение предмета. Лекция
- самый распространенный вид пассивного
урока. Этот вид занятия широко распространен
в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся
люди, имеющие четкие цели глубоко изучать
предмет. Активный метод – это форма взаимодействия
учащихся и учителя, при которой учитель
и учащиеся взаимодействуют друг с другом
в ходе занятия и учащиеся здесь не пассивные
слушатели, а активные участники занятия.
Если в пассивном учебном занятии основным
действующим лицом и менеджером его был
педагог, то здесь педагог и учащиеся находятся
на равных правах. Если пассивные методы
предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то
активные больше предполагают демократический
стиль. Многие между активными и интерактивными
методами ставят знак равенства, однако,
несмотря на общность, они имеют различия.
Интерактивные методы можно рассматривать
как наиболее современную форму активных
методов. Интерактивный метод. Интерактивный («Inter»
- это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находиться в режиме
беседы, диалога с кем-либо. Другими словами,
в отличие от активных методов, интерактивные
ориентированы на более широкое взаимодействие
учащихся не только с педагогом, но и друг
с другом и на доминирование активности
учащихся в процессе обучения. Место педагога
в интерактивных занятиях сводится к направлению
деятельности учащихся на достижение
целей занятия. Педагог также разрабатывает
план занятия (обычно, это интерактивные упражнения
и задания,
в ходе выполнения которых учащийся изучает
материал).
Следовательно, основными составляющими
интерактивных занятий являются интерактивные
упражнения и задания, которые выполняются
учащимися. Важное отличие интерактивных
упражнений и заданий от обычных в том,
что, выполняя их, учащиеся не только и
не столько закрепляют уже изученный материал,
сколько изучают новый.
Заключение
Различия в подходах к содержанию образования определяются на основе трех дидактических теорий: формализма, материализма и прагматизма.
В отечественных концепциях под содержанием образования понимаются:
1)педагогически адаптированные основы наук;
2) система знаний, умений и навыков, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; 3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре;
4) содержание и результат процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности;
5) образовательная среда.
Во внешнем проявлении содержание образования имеет следующие уровни
представления: образование в целом — ступени обучения — циклы учебных курсов — учебные курсы — отдельные дисциплины — разделы, темы, уроки. Во внутреннем (личностном) проявлении содержание образования имеет уровни представления, соответствующие личностным новообразованиям каждого конкретного учащегося : знаниям, умениям, навыкам, видам и способам деятельности, способностям, ценностным ориентациям. Структура внутреннего содержания образования и его элементов не совпадает со структурой и уровнями внешнего содержания. Внутреннее содержание образования выражается внешне через создаваемую учеником образовательную продукцию.
Принципы построения содержания образования: учет социальных условий и
потребностей
общества; соответствие содержания образования
целям выбранной модели образования; структурное
единство содержания образования на различных
его уровнях общности и на межпредметном
уровне; единство содержательной и
процессуально-деятельностной сторон
обучения; доступности и природосообразности.
Список используемой литературы
1. Айсмонтас , Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. / Б.Б. Айсмонтас. Изд-во Владос-Пресс, 2002, 175 с. 2.Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. / В.И. Загвязинский.- М.: Академия, 2006. — 192 с. 3. Краевский, В.В., Хуторской, А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской.-М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. 4. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. / И.Я. Лернер.- М.: Знание, 1974. — 64 с. 5.Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М. : Высшая школа, 2007. - 639 с. : ил.