Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:35, реферат
В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.
Введение
Русский язык в системе школьного образования и воспитания
1. Цели и задачи учебного предмета ”Русский язык“
2. Методологические предпосылки построения учебного предмета ”Русский язык“
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“
3.1 Культурологические принципы обучения
3.2 Лингвистические принципы обучения
3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку
4. Содержание обучения русскому языку
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“3.1 Культурологические принципы обучения 3.2 Лингвистические принципы обучения 3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку4. Содержание обучения русскому языку
Коммуникативно-речевой принцип означает ориентацию на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность (умения, навыки) решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.
Принцип минимизации языкового и речевого материала в обучении русскому языку базируется на учёте возрастных и психологических особенностей в характере познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста: нельзя обучать и обучить всей системе русского языка сразу. Минимизация языкового и речевого материала для изучения осуществляется в объёме, который обеспечивает достижение заявленных целей и задач обучения русскому языку учащихся на I ступени общего среднего образования.
Принцип текстоцентризма находит своё воплощение в отборе речевого (дидактического) материала, в соответствии с которым текстовой материал рассматривается как источник знаний о языке, о культуре, традициях и быте русского народа. Он должен быть высокохудожественным и способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников, прививать интерес к изучению русского языка и литературы.
В
ситуации близкородственного двуязычия
одним из важнейших принципов
отбора содержания образования по русскому
языку для І ступени общего среднего
образования является дифференциально-
3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку
К дидактическим принципам, на которых строится обучение русскому языку на I ступени общего среднего образования, относятся:
принцип научности, согласно которому изучаемый материал по русскому языку должен соответствовать теоретическим понятиям научной дисциплины ”Русский язык“ и отражать его многоуровневый характер;
принцип преемственности и перспективности, который при обучении русскому языку учащихся выражается в соблюдении преемственности между дошкольной ступенью образования и I ступенью общего среднего образования и перспективности между I и II ступенями общего среднего образования в содержательном, деятельностном, и эмоциональном аспектах;
принцип наглядности, учитывающий такую закономерность процесса познания, как его движение от чувственного восприятия к логическому мышлению, и требующий при обучении языку максимально опираться на органы чувств ребёнка (зрение, слух, моторика), использовать графические (таблицы, схемы, алгоритмы), аудиовизуальные, мультимедийные, электронные средства обучения, которые повышают его эффективность.
Отбор
и организация учебного материала
в содержании русского языка для на
I ступени общего среднего образования
в соответствии с вышеизложенными принципами
создаст предпосылки для успешного овладения
школьниками русским языком, развития
их речи и мышления, поможет пробудить
у них устойчивый интерес к изучению русского
языка и литературы.
4.
Содержание обучения
русскому языку
Содержание обучения на I ступени общего среднего образования представлено программным материалом, реализуемым на уроках русского языка и факультативными (по выбору) занятиями по русскому языку, объединенными общностью целей и задач и направленными на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения. Оно включает в себя следующие содержательные линии:
– русский язык как духовная ценность и явление культуры;
– русский язык как многоуровневая система (на уровне представления);
– единицы языка: звук, буква, морфема (корень, окончание, приставка, суффикс), словосочетание, предложение, части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие) и правила их функционирования в речи;
– языковые нормы (произносительные, орфографические, грамматические, пунктуационные);
– основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
– умения и навыки по основным видам речевой деятельности;
– правила и нормы, связанные с культурой речевого общения и поведения;
– текст как дидактическая единица содержания обучения и как вид самостоятельной речевой деятельности учащихся на репродуктивном (обучающие изложения) и продуктивном (обучающие сочинения) уровнях;
– общеучебные умения и навыки, формируемые в процессе обучения русскому языку;
– эстетическое и нравственное воспитание детей средствами русского языка.
Конкретно содержание обучения представлено такими разделами, как ”Звуки и буквы“, ”Речь. Текст“, ”Предложение“, ”Слово“, ”Состав слова“, ”Части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог)“.
Разделы ”Звуки и буквы“, ”Речь. Текст“, ”Предложение“, ”Слово“, ”Состав слова“, ”Части речи“ включают широкий круг явлений на осознание учащимися фонетической и графической систем русского языка, воспитание орфоэпической культуры речи; формирование представлений и понятий в области морфологии и синтаксиса, состава слова, основного закона русского письма. Обучение языку как процессу общения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, в ходе которой школьники осознают речь как коммуникативную деятельность, овладевают рядом конкретных представлений и понятий в области связной речи (текст, тема, заголовок, главная мысль, трёхчастное строение текста, типы текстов и др.); овладевают умениями строить связные высказывания (устные и письменные) в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения и литературными нормами русского языка.
В школах с белорусским языком обучения кроме перечисленных разделов в содержание обучения дополнительно включены такие разделы, как ”Устный курс“ (I кл.), ”Вводный курс“ (II кл.).
Устный курс представляет собой предварительный этап в системе обучения русскому языку учащихся школ с белорусским языком обучения. Этот курс выполняет в основном адаптационную роль, направлен на формирование элементарной русской речи и строится на основе ситуативно-тематического принципа.
Вводный курс является интегрированным курсом, совмещающим в себе задачи обучения чтению и письму. Он целиком строится на специально отобранном фонетическом материале, составляющем специфику русского языка, и направлен на формирование навыков русского литературного произношения.
В целом в курсе русского языка предлагается взаимосвязанное и осознанное изучение всех единиц языка (текста, предложения, словосочетания, слова, звука) с учётом их практической значимости для формирования коммуникативных умений и навыков.
Структурирование
материала по классам осуществляется
на основе концентрического
принципа (исключение составляет раздел
”Звуки и буквы“, который строится
по линейному принципу). Концентрический
принцип структурирования содержания
образования обусловлен особенностями
учебно-познавательной деятельности учеников
младшего школьного возраста. Языковой
материал при таком принципе конструирования
предъявляется крупными блоками (разделами).
Изучение одного и того же раздела ведётся
на протяжении всего срока обучения на
I ступени общего среднего образования,
т.е. программа каждого раздела в последующем
классе строится на основе изученного
в предшествующем классе. Новый расширенный
круг сведений по одному и тому же разделу
русского языка в последующем классе базируется
на связях и зависимостях между компонентами
уже изученного материала и предлагаемого
нового, что обеспечивает системное повторение,
закрепление изученного и создаёт необходимые
условия для организации работы по развитию
речи учащихся.
5.
Учебно-методическое
обеспечение
Содержание образования по русскому языку, включая факультативные занятия, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях для учеников и учителей в так называемых учебно-методических комплексах (УМК).
Учебно-методический комплекс можно определить как систему средств обучения, реализующую целостную модель образования на каждой ступени системы непрерывного образования. УМК являются производными от предметных концепций и образовательных стандартов и вместе с ними выступают атрибутом соответствующей парадигмы образования.
Традиционно УМК по русскому языку для I ступени общего среднего образования включает в качестве основных элементов учебник, учебные пособия для учащихся (тетради на печатной основе, словари, книги для чтения, мультимедийные и аудиовизуальные средства обучения и т.д.), учебно-методические пособия для учителей, а также средства обучения, которые могут использоваться как учащимися, так и учителями (дидактические материалы, сборники изложений, сочинений, диктантов для обучающих, контрольных, творческих работ, тесты и др.).
Системообразующим компонентом в структуре УМК выступает учебник русского языка, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное учебной программой содержание образования. Составные компоненты учебно-методических комплексов – учебники, тетради на печатной основе, методические пособия, сборники (изложений, сочинений, диктантов) для обучающих, контрольных, творческих работ, дидактические материалы, таблицы, тестовые задания, аудиовизуальные средства, мультимедийные средства призваны в комплексе реализовывать целостную модель обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования и в то же время создавать возможности для вариативного их использования на каждом конкретном этапе обучения.
Информация о работе Концепция учебного предмета ”Русский язык“