Концепция учебного предмета ”Русский язык“

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.

Содержание

Введение
Русский язык в системе школьного образования и воспитания
1. Цели и задачи учебного предмета ”Русский язык“
2. Методологические предпосылки построения учебного предмета ”Русский язык“
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“
3.1 Культурологические принципы обучения
3.2 Лингвистические принципы обучения
3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку
4. Содержание обучения русскому языку
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“3.1 Культурологические принципы обучения 3.2 Лингвистические принципы обучения 3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку4. Содержание обучения русскому языку

Работа содержит 1 файл

Концепция Русский язык.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

      Коммуникативно-речевой  принцип означает ориентацию на взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (слушанию, говорению, чтению, письму) с тем, чтобы сформировать у учащихся способность (умения, навыки) решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных ситуациях общения.

      Принцип минимизации языкового и речевого материала в обучении русскому языку базируется на учёте возрастных и психологических особенностей в характере познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста: нельзя обучать и обучить всей системе русского языка сразу. Минимизация языкового и речевого материала для изучения осуществляется в объёме, который обеспечивает достижение заявленных целей и задач обучения русскому языку учащихся на I ступени общего среднего образования.

      Принцип текстоцентризма находит своё воплощение в отборе речевого (дидактического) материала, в соответствии с которым текстовой материал рассматривается как источник знаний о языке, о культуре, традициях и быте русского народа. Он должен быть высокохудожественным и способствовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников, прививать интерес к изучению русского языка и литературы.

      В ситуации близкородственного двуязычия  одним из важнейших принципов  отбора содержания образования по русскому языку для І ступени общего среднего образования является дифференциально-систематический принцип (термин введён профессором А. Е. Супруном), базирующийся на сопоставительном учёте явлений белорусского и русского языков на всех уровнях (фонетическом, лексическом, грамматическом и т.д.). Это означает включение в содержание образования языкового материала по русскому языку примерно в том же объёме, как и для школ с русским языком обучения, но особое внимание должно уделяться фактам русского языка, составляющим его специфику, отличающим его от белорусского языка. Дифференциально-систематический характер курса предполагает осуществление опоры на родной язык, на те факты белорусского языка, которые совпадают с соответствующими русскими и непосредственно могут быть перенесены в русский язык. Они естественно входят в речевое сознание школьников и осмысливаются ими как элементы русской языковой системы. 

      3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку

      К дидактическим принципам, на которых строится обучение русскому языку на I ступени общего среднего образования, относятся:

      принцип научности, согласно которому изучаемый материал по русскому языку должен соответствовать теоретическим понятиям научной дисциплины ”Русский язык“ и отражать его многоуровневый характер;

      принцип преемственности и перспективности, который при обучении русскому языку учащихся выражается в соблюдении преемственности между дошкольной ступенью образования и I ступенью общего среднего образования и перспективности между I и II ступенями общего среднего образования в содержательном, деятельностном, и эмоциональном аспектах;

      принцип наглядности, учитывающий такую закономерность процесса познания, как его движение от чувственного восприятия к логическому мышлению, и требующий при обучении языку максимально опираться на органы чувств ребёнка (зрение, слух, моторика), использовать графические (таблицы, схемы, алгоритмы), аудиовизуальные, мультимедийные, электронные средства обучения, которые повышают его эффективность.

      Отбор и организация учебного материала  в содержании русского языка для на I ступени общего среднего образования в соответствии с вышеизложенными принципами создаст предпосылки для успешного овладения школьниками русским языком, развития их речи и мышления, поможет пробудить у них устойчивый интерес к изучению русского языка и литературы. 
 
 

      4. Содержание обучения русскому языку 

      Содержание обучения на I ступени общего среднего образования представлено программным материалом, реализуемым на уроках русского языка и факультативными (по выбору) занятиями по русскому языку, объединенными общностью целей и задач и направленными на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков учащихся в различных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения. Оно включает в себя следующие содержательные линии:

      – русский язык как духовная ценность и явление культуры;

      – русский язык как многоуровневая система (на уровне представления);

      – единицы языка: звук, буква, морфема (корень, окончание, приставка, суффикс), словосочетание, предложение, части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие) и правила их функционирования в речи;

      – языковые нормы (произносительные, орфографические, грамматические, пунктуационные);

      – основные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);

      – умения и навыки по основным видам речевой деятельности;

      – правила и нормы, связанные с культурой речевого общения и поведения;

      – текст как дидактическая единица содержания обучения и как вид самостоятельной речевой деятельности учащихся на репродуктивном (обучающие изложения) и продуктивном (обучающие сочинения) уровнях;

      – общеучебные умения и навыки, формируемые в процессе обучения русскому языку;

      – эстетическое и нравственное воспитание детей средствами русского языка.

      Конкретно содержание обучения представлено такими разделами, как ”Звуки и буквы“, Речь. Текст“, Предложение“, Слово“, Состав слова“, Части речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог)“.

      Разделы ”Звуки и буквы, ”Речь. Текст, ”Предложение, ”Слово, ”Состав слова, ”Части речи включают широкий круг явлений на осознание учащимися фонетической и графической систем русского языка, воспитание орфоэпической культуры речи; формирование представлений и понятий в области морфологии и синтаксиса, состава слова, основного закона русского письма. Обучение языку как процессу общения предполагает организацию активной речевой деятельности учащихся, в ходе которой школьники осознают речь как коммуникативную деятельность, овладевают рядом конкретных представлений и понятий в области связной речи (текст, тема, заголовок, главная мысль, трёхчастное строение текста, типы текстов и др.); овладевают умениями строить связные высказывания (устные и письменные) в соответствии с коммуникативными целями и задачами общения и литературными нормами русского языка.

      В школах с белорусским языком обучения кроме перечисленных разделов в  содержание обучения дополнительно  включены такие разделы, как ”Устный курс“ (I кл.), ”Вводный курс“ (II кл.).

      Устный  курс представляет собой предварительный  этап в системе обучения русскому языку учащихся школ с белорусским языком обучения. Этот курс выполняет в основном адаптационную роль, направлен на формирование элементарной русской речи и строится на основе ситуативно-тематического принципа.

      Вводный курс является интегрированным курсом, совмещающим в себе задачи обучения чтению и письму. Он целиком строится на специально отобранном фонетическом материале, составляющем специфику русского языка, и направлен на формирование навыков русского литературного произношения.

      В целом в курсе русского языка предлагается взаимосвязанное и осознанное изучение всех единиц языка (текста, предложения, словосочетания, слова, звука) с учётом их практической значимости для формирования коммуникативных умений и навыков.

      Структурирование материала по классам осуществляется на основе концентрического принципа (исключение составляет раздел ”Звуки и буквы, который строится по линейному принципу). Концентрический принцип структурирования содержания образования обусловлен особенностями учебно-познавательной деятельности учеников младшего школьного возраста. Языковой материал при таком принципе конструирования предъявляется крупными блоками (разделами). Изучение одного и того же раздела ведётся на протяжении всего срока обучения на I ступени общего среднего образования, т.е. программа каждого раздела в последующем классе строится на основе изученного в предшествующем классе. Новый расширенный круг сведений по одному и тому же разделу русского языка в последующем классе базируется на связях и зависимостях между компонентами уже изученного материала и предлагаемого нового, что обеспечивает системное повторение, закрепление изученного и создаёт необходимые условия для организации работы по развитию речи учащихся.  
 
 

      5. Учебно-методическое обеспечение 

      Содержание образования по русскому языку, включая факультативные занятия, конкретизируется в учебниках и учебных пособиях для учеников и учителей в так называемых учебно-методических комплексах (УМК).

      Учебно-методический комплекс можно определить как систему средств обучения, реализующую целостную модель образования на каждой ступени системы непрерывного образования. УМК являются производными от предметных концепций и образовательных стандартов и вместе с ними выступают атрибутом соответствующей парадигмы образования.

      Традиционно УМК по русскому языку для I ступени общего среднего образования включает в качестве основных элементов учебник, учебные пособия для учащихся (тетради на печатной основе, словари, книги для чтения, мультимедийные и аудиовизуальные средства обучения и т.д.), учебно-методические пособия для учителей, а также средства обучения, которые могут использоваться как учащимися, так и учителями (дидактические материалы, сборники изложений, сочинений, диктантов для обучающих, контрольных, творческих работ, тесты и др.).

      Системообразующим компонентом в структуре УМК  выступает учебник русского языка, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное учебной программой содержание образования. Составные компоненты учебно-методических комплексов – учебники, тетради на печатной основе, методические пособия, сборники (изложений, сочинений, диктантов) для обучающих, контрольных, творческих работ, дидактические материалы, таблицы, тестовые задания, аудиовизуальные средства, мультимедийные средства призваны в комплексе реализовывать целостную модель обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования и в то же время создавать возможности для вариативного их использования на каждом конкретном этапе обучения.

Информация о работе Концепция учебного предмета ”Русский язык“