Концепция учебного предмета ”Русский язык“

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.

Содержание

Введение
Русский язык в системе школьного образования и воспитания
1. Цели и задачи учебного предмета ”Русский язык“
2. Методологические предпосылки построения учебного предмета ”Русский язык“
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“
3.1 Культурологические принципы обучения
3.2 Лингвистические принципы обучения
3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку
4. Содержание обучения русскому языку
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“3.1 Культурологические принципы обучения 3.2 Лингвистические принципы обучения 3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку4. Содержание обучения русскому языку

Работа содержит 1 файл

Концепция Русский язык.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

                УТВЕРЖДЕНО

                Приказ

                Министерства  образования 

                Республики  Беларусь

                от 29.05.2009 № 675 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

КОНцепция

учебного  предмета ”Русский язык“ 

I ступень общего среднего образования

(для  общеобразовательных  учреждений с русским и

белорусским языками обучения) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Русский язык в системе школьного образования и воспитания 

      В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский  язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.

      Как средство общения, хранения и усвоения знаний, средство познания и отражения действительности, выражения мыслей и эмоций русский язык выполняет коммуникативную, познавательную, эмотивную функции.

      Коммуникативная функция, функция обмена мыслями, установления взаимопонимания, передачи опыта и взаимосвязи предшествующих и последующих поколений, является главной функцией языка, его сущностью. Коммуникативная функция реализуется в речевой деятельности человека, в процессе слушания, говорения, чтения, письма.

      Познавательная  функция языка связана с интеллектуальным развитием учащегося, развитием абстрактного мышления, памяти, воображения.

      Эмотивная функция проявляется в непосредственном выражении чувств, эмоций. Человек всегда связан с социальными явлениями, событиями, фактами, которые задевают его интересы, потребности. Выражая своё эмоциональное отношение к ним, говорящий (пишущий) воздействует на слушателя (читателя), поэтому эмотивая функция одновременно выступает ещё и как функция воздействия. Все функции языка в речи проявляются в единстве и взаимосвязи, но с преобладанием одной из них в определённом виде речевой деятельности.

      В системе школьного образования  русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения.

      Как средство обучения, познания окружающего мира русский язык обеспечивает доступ к культуре во всём её многообразии, связан со всеми школьными предметами и потому выполняет мировоззренческую роль.

      Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.

      Коммуникативая цель обучения связана с формированием у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в различных ситуациях и сферах общения.

      Образовательная роль предмета состоит в развитии познавательной культуры младших школьников, культуры их умственного труда. В процессе обучения учащиеся приобретают знания о системе языка, его уровнях, языковых единицах и закономерностях их функционирования в речи. У них формируется представление о сущности языка как общественного явления, о способах выражения мыслей на русском языке.

      Развивающая роль русского языка проявляется в том, что на основе наблюдений над фактами языка у младших школьников развивается языковое чутьё, логическое мышление, формируются умения анализировать, сравнивать, вычленять главное, обобщать, устанавливать сходства и различия, причинно-следственные связи, ориентироваться в учебной книге, т.е. формируются важнейшие элементы полноценной учебной деятельности как основы развития личности.

      Воспитывающая функция русского языка обусловлена неисчерпаемостью его внутренних ресурсов, создающих возможности для становления и формирования духовного человека, осознающего себя носителем языка, личностью, которая через язык усваивает систему общечеловеческих и национальных ценностей, способствующих формированию духовно-нравственной, коммуникативной, художественной культуры школьника. 
 
 

    1. Цели и задачи учебного предмета ”Русский язык“ 

      Целью обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования является формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых и достаточных для свободного владения языком в различных ситуациях общения.

      Задачи  обучения русскому языку:

      – формирование языковой компетенции, означающей формирование представлений о системе языка; овладение языковым материалом – усвоение единиц языка, языковых норм (произносительных, орфографических, грамматических, пунктуационных) и умение пользоваться ими в речи;

      – формирование речевой компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности (рецептивными – слушание, чтение и продуктивными – говорение, письмо), включающей усвоение речеведческих понятий и развитие на их основе связных устных и письменных высказываний разного типа (повествование, описание, рассуждение);

      – формирование коммуникативой компетенции, предполагающей формирование умений и навыков по отбору и использованию языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях общения и правилами речевого и неречевого поведения;

      – формирование лингвокультурологической компетенции как осмысление учащимися роли и значения русского языка в качестве духовно-культурного наследия, в котором закреплены основные нравственные ценности народа, и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;

       развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственных и эстетических качеств личности учащихся;

       формирование умений и навыков полноценной учебной деятельности. 
 
 

      2. Методологические предпосылки построения

      учебного предмета ”Русский язык“ 

      Методологическую  основу, определяющую теоретическую  и методическую базы обучения русскому языку, составляют культурологический, лингвокультурологический, личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подходы.

      Культурологический  подход в обучении русскому языку означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения и развития ученика; рассмотрение ученика как субъекта культурного саморазвития, учителя в роли посредника между культурой и учащимся; перенос акцента с процесса на результат обучения, когда качество обучения определяется способностью учащегося эффективно общаться на русском языке в устной и письменной форме в различных ситуациях общения.

      Лингвокультурологический  подход, рассматривающий овладение культурой как цель образования, язык как средство постижения культуры, требует представления языка и культуры на уроках русского языка в неразрывном единстве, чтобы ученик стремился думать над словом, за каждым новым усвоенным словом научился видеть его духовно-практический смысл. Это будет способствовать восприятию учащимися русского языка не просто как грамматики, а как величайшей ценности, важнейшей составляющей культуры народа.

      Личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подход означает, что в центре внимания находится ученик с его интересами, потребностями, способностями. Поэтому в процессе обучения русскому языку, с одной стороны, следует максимально точно учитывать индивидуальные и возрастные психологические особенности учащихся младшего школьного возраста и особенности их ведущей деятельности, в рамках которой идёт становление и развитие ученика как субъекта учебной деятельности, с другой стороны, определяет деятельностный характер обучения, когда обучение русскому языку выстраивается как обучение учебной деятельности по овладению речевой деятельностью (слушанием, говорением, чтением, письмом) на русском языке. С этой целью первостепенное внимание должно уделяться созданию и поддержанию у школьников положительной мотивации и потребности в общении, понимания значимости и необходимости усвоения теоретических сведений для решения задач эффективного общения. Данный подход реализует основные требования к современному учебному процессу: организация обучения не как процесс передачи готовых знаний от учителя к ученику, а как широкое взаимодействие между обучающим и обучающимися, сотрудничество и диалог учителя и ученика; развитие отношений равнопартнёрского сотрудничества, когда ученик в процессе обучения выступает не объектом воздействия слова учителя, а субъектом общения с ним на уровне личностного общения. Личностно-деятельностный (коммуникативно-деятельностный) подход в обучении русскому языку содействует развитию в ребёнке языковых и творческих способностей, воспитанию социально значимых качеств личности, пробуждает интерес к созидательной творческой деятельности, носит здоровьесберегающий характер, так как отвечает природным, социальным и культурным сущностям человека.  
 
 

      3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“ 

      Цели  и задачи обучения обусловили культурологические, лингвистические и дидактические принципы отбора и построения языкового материала в содержании русского языка на І ступени общего среднего образования. Эти принципы вытекают из внутренней сущности языка как знаковой системы языковых единиц и правил их использования в речи, как специфического вида интеллектуальной деятельности человека по использованию языка. 

      3.1 Культурологические принципы обучения

      К важнейшим культурологическим принципам, требующим учёта в процессе обучения, относятся принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально-творческого подхода, жизнетворчества.

      Принцип природосообразности предписывает относиться к ребёнку как к части природы, учитывать закономерности природного развития учащихся и природу учебного предмета, логику его содержания.

      Принцип культуросообразности означает направленность процесса обучения на комплексное решение задач формирования у младших школьников средствами русского языка познавательных ценностей и воспитание духовных, нравственных, эстетических, гражданских качеств личности.

      Индивидуально-творческий подход как принцип обучения русскому языку означает учёт и удовлетворение в процессе обучения коммуникативных интересов и потребностей отдельного ученика в различных видах речевой деятельности, создание условий для развития и реализации его творческой, созидательной деятельности, потребности в самореализации. Данный принцип находит свое воплощение в сочетании уроков русского языка и факультативных занятий по русскому языку для учащихся начальных классов.

      Принцип жизнетворчества в обучении русскому языку означает формирование языковых, речевых и коммуникативных умений и навыков в условиях, максимально приближенных к реальному общению. 

      3.2 Лингвистические принципы обучения

      Принцип системности, в соответствии с которым языковой материал в курсе русского языка отбирается и изучается в последовательности, отражающей суть многоуровневого характера русского языка.

      Принцип функциональности в обучении требует рассмотрения изучаемых на I ступени общего среднего образования единиц русского языка с точки зрения их значения, формы и роли (функции) в устном и письменном общении для выполнения определённых коммуникативных задач. С этой целью при изучении конкретного языкового материала внимание учащихся сосредоточивается на осознании роли данной языковой единицы для передачи определённого смысла.

      Принцип взаимосвязанного обучения языку и речи, который соотносится с методическим принципом коммуникативности. Он означает такую направленность обучения русскому языку, при которой усвоение теоретических сведений служит средством, обеспечивающим речевое общение (в устной и письменной формах) в ситуациях, приближенных к реальной коммуникации. Принцип взаимосвязанного обучения языку и речи соотносится с коммуникативно-речевым принципом.

Информация о работе Концепция учебного предмета ”Русский язык“