Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:35, реферат
В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.
Введение
Русский язык в системе школьного образования и воспитания
1. Цели и задачи учебного предмета ”Русский язык“
2. Методологические предпосылки построения учебного предмета ”Русский язык“
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“
3.1 Культурологические принципы обучения
3.2 Лингвистические принципы обучения
3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку
4. Содержание обучения русскому языку
3. Принципы отбора и построения содержания учебного предмета ”Русский язык“3.1 Культурологические принципы обучения 3.2 Лингвистические принципы обучения 3.3 Дидактические принципы обучения русскому языку4. Содержание обучения русскому языку
УТВЕРЖДЕНО
Приказ
Министерства образования
Республики Беларусь
от
29.05.2009 № 675
КОНцепция
учебного
предмета ”Русский
язык“
I ступень общего среднего образования
(для общеобразовательных учреждений с русским и
белорусским
языками обучения)
Введение
Русский
язык в системе школьного
образования и воспитания
В новой парадигме образования (культура – цель, язык – средство) русский язык в решении задачи по развитию и воспитанию школьника как человека культуры играет наиважнейшую роль. Связано это с социальным статусом русского языка как одного из государственных языков Республики Беларусь, теми функциями, которые он выполняет в обществе.
Как средство общения, хранения и усвоения знаний, средство познания и отражения действительности, выражения мыслей и эмоций русский язык выполняет коммуникативную, познавательную, эмотивную функции.
Коммуникативная функция, функция обмена мыслями, установления взаимопонимания, передачи опыта и взаимосвязи предшествующих и последующих поколений, является главной функцией языка, его сущностью. Коммуникативная функция реализуется в речевой деятельности человека, в процессе слушания, говорения, чтения, письма.
Познавательная функция языка связана с интеллектуальным развитием учащегося, развитием абстрактного мышления, памяти, воображения.
Эмотивная
функция проявляется в
В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения.
Как средство обучения, познания окружающего мира русский язык обеспечивает доступ к культуре во всём её многообразии, связан со всеми школьными предметами и потому выполняет мировоззренческую роль.
Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения.
Коммуникативая цель обучения связана с формированием у учащихся умений и навыков, обеспечивающих свободное общение на русском языке в различных ситуациях и сферах общения.
Образовательная роль предмета состоит в развитии познавательной культуры младших школьников, культуры их умственного труда. В процессе обучения учащиеся приобретают знания о системе языка, его уровнях, языковых единицах и закономерностях их функционирования в речи. У них формируется представление о сущности языка как общественного явления, о способах выражения мыслей на русском языке.
Развивающая роль русского языка проявляется в том, что на основе наблюдений над фактами языка у младших школьников развивается языковое чутьё, логическое мышление, формируются умения анализировать, сравнивать, вычленять главное, обобщать, устанавливать сходства и различия, причинно-следственные связи, ориентироваться в учебной книге, т.е. формируются важнейшие элементы полноценной учебной деятельности как основы развития личности.
Воспитывающая
функция русского языка обусловлена неисчерпаемостью
его внутренних ресурсов, создающих возможности
для становления и формирования духовного
человека, осознающего себя носителем
языка, личностью, которая через язык усваивает
систему общечеловеческих и национальных
ценностей, способствующих формированию
духовно-нравственной, коммуникативной,
художественной культуры школьника.
1.
Цели и задачи учебного
предмета ”Русский
язык“
Целью обучения русскому языку на I ступени общего среднего образования является формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых и достаточных для свободного владения языком в различных ситуациях общения.
Задачи обучения русскому языку:
– формирование языковой компетенции, означающей формирование представлений о системе языка; овладение языковым материалом – усвоение единиц языка, языковых норм (произносительных, орфографических, грамматических, пунктуационных) и умение пользоваться ими в речи;
– формирование речевой компетенции, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности (рецептивными – слушание, чтение и продуктивными – говорение, письмо), включающей усвоение речеведческих понятий и развитие на их основе связных устных и письменных высказываний разного типа (повествование, описание, рассуждение);
– формирование коммуникативой компетенции, предполагающей формирование умений и навыков по отбору и использованию языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях общения и правилами речевого и неречевого поведения;
– формирование лингвокультурологической компетенции как осмысление учащимися роли и значения русского языка в качестве духовно-культурного наследия, в котором закреплены основные нравственные ценности народа, и одновременно воспитание уважения к культуре и языкам других национальностей;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей, нравственных и эстетических качеств личности учащихся;
–
формирование умений и навыков полноценной
учебной деятельности.
2. Методологические предпосылки построения
учебного
предмета ”Русский
язык“
Методологическую
основу, определяющую теоретическую
и методическую базы обучения русскому
языку, составляют культурологический,
лингвокультурологический,
личностно-деятельностный (коммуникативно-
Культурологический подход в обучении русскому языку означает реализацию единства и взаимодействия языка, культуры и личности в процессе обучения и развития ученика; рассмотрение ученика как субъекта культурного саморазвития, учителя в роли посредника между культурой и учащимся; перенос акцента с процесса на результат обучения, когда качество обучения определяется способностью учащегося эффективно общаться на русском языке в устной и письменной форме в различных ситуациях общения.
Лингвокультурологический
Личностно-деятельностный
(коммуникативно-деятельностный
3.
Принципы отбора и построения
содержания учебного
предмета ”Русский
язык“
Цели
и задачи обучения обусловили культурологические,
лингвистические и
дидактические принципы отбора и построения
языкового материала в содержании русского
языка на І ступени общего среднего образования.
Эти принципы вытекают из внутренней сущности
языка как знаковой системы языковых единиц
и правил их использования в речи, как
специфического вида интеллектуальной
деятельности человека по использованию
языка.
3.1 Культурологические принципы обучения
К важнейшим культурологическим принципам, требующим учёта в процессе обучения, относятся принципы природосообразности, культуросообразности, индивидуально-творческого подхода, жизнетворчества.
Принцип
природосообразности
Принцип культуросообразности означает направленность процесса обучения на комплексное решение задач формирования у младших школьников средствами русского языка познавательных ценностей и воспитание духовных, нравственных, эстетических, гражданских качеств личности.
Индивидуально-творческий подход как принцип обучения русскому языку означает учёт и удовлетворение в процессе обучения коммуникативных интересов и потребностей отдельного ученика в различных видах речевой деятельности, создание условий для развития и реализации его творческой, созидательной деятельности, потребности в самореализации. Данный принцип находит свое воплощение в сочетании уроков русского языка и факультативных занятий по русскому языку для учащихся начальных классов.
Принцип
жизнетворчества
в обучении русскому языку означает
формирование языковых, речевых и коммуникативных
умений и навыков в условиях, максимально
приближенных к реальному общению.
3.2 Лингвистические принципы обучения
Принцип системности, в соответствии с которым языковой материал в курсе русского языка отбирается и изучается в последовательности, отражающей суть многоуровневого характера русского языка.
Принцип функциональности в обучении требует рассмотрения изучаемых на I ступени общего среднего образования единиц русского языка с точки зрения их значения, формы и роли (функции) в устном и письменном общении для выполнения определённых коммуникативных задач. С этой целью при изучении конкретного языкового материала внимание учащихся сосредоточивается на осознании роли данной языковой единицы для передачи определённого смысла.
Принцип взаимосвязанного обучения языку и речи, который соотносится с методическим принципом коммуникативности. Он означает такую направленность обучения русскому языку, при которой усвоение теоретических сведений служит средством, обеспечивающим речевое общение (в устной и письменной формах) в ситуациях, приближенных к реальной коммуникации. Принцип взаимосвязанного обучения языку и речи соотносится с коммуникативно-речевым принципом.
Информация о работе Концепция учебного предмета ”Русский язык“