Концепция системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:38, реферат

Описание работы

Воспитание в целом и воспитательную деятельность в школе мы понимаем как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребенка к саморазвитию, интериоризации культуры и гуманного социального опыта. Мы считаем, что решить сверхсложные задачи образования и воспитания детей в современном эгоистическом агрессивном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы. И эти приоритеты мы видим в следующем: экологическая культура, деньги, уважение финансов чужого человека, бережливость и щедрость, иждивенчество малышей и стариков, помощь родителям, благодеяние, духовная культура, соотношение духовного и материального содержания жизни, поиски смысла жизни.

Работа содержит 1 файл

Концепция воспитательной системы.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Концепция воспитательной системы 

«Мир вокруг нас» 

  

I.    Актуальность  проблемы. 

     Воспитание  в целом и воспитательную деятельность  в школе мы понимаем как  целенаправленную и педагогически  управляемую деятельность  по  актуализации и мотивации потребностей ребенка к саморазвитию, интериоризации культуры и гуманного социального опыта. Мы считаем, что решить сверхсложные задачи образования и воспитания детей в современном эгоистическом агрессивном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в условиях приоритетной воспитательной деятельности школы. И эти приоритеты мы видим в следующем: экологическая культура, деньги, уважение финансов чужого человека, бережливость и щедрость, иждивенчество малышей и стариков, помощь родителям, благодеяние, духовная культура, соотношение духовного и материального  содержания жизни, поиски смысла жизни. 

  

      Исходными ключевыми понятиями  нашей концепции являются: 

1.Потенциальное  развитие, заложенных в ребенке  способностей и дарований. 

2. Направленная воля и самоактивность ребенка. 

3.Гуманизм методологической  основы концепции, направленной  на  многоплановое развитие личности  ребенка в социуме и мире  вокруг нас. 

  

  Цель воспитательной  системы –  поэтапное создание  в школе условий для 

развития ребенка. Это означает  создание условий для решения каждой личностью четырех задач на каждом возрастном этапе своей жизни. 

       Самопознания 

      Самоопределения 

      Самореализации 

      Саморегуляции. 

Школа должна  помочь ребенку на каждом возрастном  этапе решить все четыре  задачи в пяти основных сферах деятельности: 

     -познания; 

     -практической  деятельности; 

     -игровой; 

     -физического  развития; 

     -сфера  отношений (познание себя, людей,  взаимоотношений с ними). 

    Таким  образом, создание в школе условий для развития личности ребенка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. 

II.  Цели и  задачи воспитательного процесса. 

   Воспитание  высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, готовых к созидательной  трудовой деятельности и культурной  жизни. 

    На  основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и  желаний создать максимум условий  для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей через «вхождение» в культуру. 

III.   Важнейшие  принципы жизнедеятельности. 

*гуманизация  обучения и воспитания; 

*гуманизация  и дифференциация воспитательно-образовательного  процесса; 

* системно-деятельностный  и личностно-ориентированный подход  к   воспитанию. 

1.Воспитательная  работа строится исходя из  того, что воспитание есть управление  процессом развития личности. 

2.Гуманистический  характер воспитания и образования   предполагает реализацию воспитательных задач на: 

*каждом учебном  и внеклассном занятии; 

* создание воспитательной  среды в школе во внеурочное  время; 

* построение  системы внеклассной работы, нацеленной  на духовное  развитие личности  через «вхождение» в культуру. 

* системный подход  реализуется  через связь   внеурочной деятельности с учебным  процессом; 

* ученическое  самоуправление обеспечивает формирование  активной жизненной позиции учащегося,  приучает его к анализу и  самоанализу, контролю и самоконтролю; 

*важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление школьных традиций; 

*системный и  деятельностный подход к воспитанию  диктует необходимость выйти  за рамки школы, активно участвовать  в городских, областных мероприятиях. 

   Таким  образом, система воспитательной работы будет реализовываться в следующих видах деятельности: 

*познавательной; 

*ценностно-ориентировочной;                             

                                                

* общественно-патриотической; 

*спортивно-оздоровительной; 

*художественно-творческой; 

*трудовой. 

Реализация этих видов деятельности должна иметь  конкретное воплощение через личность каждого ученика, а это следующие  ориентиры: 

Личность, способная  не только осваивать ценности культуры и уметь ориентироваться в системе  социальных ценностей, становиться субъектом  своей  жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Ей присущи следующие качества: 

*высокоразвитое  сознание (это понимание самого  себя, это формирование своего  отношения к людям, к труду, семье, к обществу, это нахождение своего места среди людей, это понимание своих возможностей и желание их реализовать); 

*психическое,  физическое и нравственное здоровье (духовное и телесное находится  в абсолютном взаимодействии, нельзя  отдельно развивать сознание и плоть, дух и физические составляющие, только все вместе); 

*широкая образованность( воспитание привычки знать больше, чем дает учитель, привычке  заниматься в библиотеке,  с  книгами – все время учиться,  познавать, развивать себя); 

* высокое воспитание (воспитанный человек – это интеллигентный человек, культурный, нравственный с активным неприятием зла, хамства, т.е. интеллигентность – это образ жизни) 

*чувство Отечества  в сочетании с активной гражданской  позицией(если человек к Отечеству относится по-настоящему преданно, он будет стремиться, чтобы оно стало лучше, человек ориентирован на высокие вечные ценности). 

 Результатом  воспитательной деятельности школы  является: 

воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений. 

                                                     

    Программа  реализации концепции 

Воспитательные  цели и задачи детализированы на каждой возрастной ступени. 

1. Младший школьник 1-4 классы. 

2.Младший подросток  5-6 классы. 

3.Старший подросток   7-8 классы. 

4.Старшеклассник      9-10  классы. 

5. Выпускник                  11 классы. 

  

                                                 1 ступень «Младший школьник». 

                начальное воспитание и образование  (1-4 классы) 

Цель: выявить  и развить добрые наклонности  детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать  их душу, ум, здоровье. 

Задачи: 

·                 оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности; 

·                 развитие интеллекта средствами внеклассной  деятельности; 

·                 формирование потребности в творческой деятельности; 

·                 развитие художественно-эстетических способностей; 

·                 воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и  сотрудничества, желание оказать  помощь друг другу. 

·                 способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщение к национальным традициям; 

·                 формирование жизненно-важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи. 

·                 воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни. 

 Примерная  тематика классных часов в  1-4 классах по      программе  «Младший школьник»  

                                                    

           1 класс. 

Я и природа. Окружающий мир. Дикая природа. Человек –друг природы. Природа –мой дом. Гармония в природе. Кто я в этом мире? Мой дом , моя школа, мой город, моя страна. 

           2класс. 

Этикет. Хороший  тон. Такт в семье, дома в школе, в  обществе. Хорошие привычки, плохие привычки. Дурные манеры, как от них избавиться. Добро. Всегда ли я прав? Поступки и дела. Гигиена. Культура питания, сна. Приобщение к физической культуре, водные и воздушные процедуры. 

            3 класс. 

Культура поведения  человека: научение и приучение. Экологическая культура и приобщение к ней. Человек и животные. Культура умственного труда. Труд. 

            4 класс. 

Экологическая культура. Деньги. Уважение финансов другого  человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Помощь родителям. Благодеяние. Духовная культура. Соотношение духовного и материального содержания жизни. Поиски смысла жизни. Вопросы. стоящие перед человеком. 

  

Примерные тематические занятия и праздники: 

1. «Без березки  не мыслю Россию» 

2. «Свет отчего  дома» 

3. «Осенины» 

4. «Праздник  солнца» 

5. «Праздник  Земли» 

6. «Я человек  и гражданин, хоть и маленький» 

7. «Я живу  среди людей» 

8. «Люблю все  живое» 

9. « Красная  книга в нашей жизни» 

10. «Мороз и  солнце –день чудесный» 

11. «День птиц» 

12. «Мир театра» 

13. «У нас в гостях замечательные детские поэты» 

14. «Волшебные  звуки музыки» 

15. «Книжкины  именины» 

16. «Путешествие  в мир живописи» 

                                  -6- 

17. «Волшебные  слова» 

18. «Умею дарить  радость» 

19. «Доброта, что  солнце» 

20. «Мир вокруг нас» 

21. «Мой дом,  моя семья» 

22. «Мир вокруг  нас» 

23. «Выполняю  режим дня» 

24. «В здоровом  теле- здоровый дух» 

Информация о работе Концепция системы