Компьютерные, информационные, медийные технологии как средство воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:08, статья

Описание работы

В условиях информатизации дошкольного образования открываются но-вые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской дея¬тельности и самого педагогического процесса

Работа содержит 1 файл

Статья Автор Люфт Е. Ю..docx

— 36.46 Кб (Скачать)

Эвристическая беседа - с помощью умелой постановки вопросов педагога, дети, благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению, подводятся к приобретению новых знаний.

«Наведение» - создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ребенка)

«Социализация» - всё, что сделано должно быть обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены)

«Рефлексия» - осознание, осмысление своих действий, результатов деятельности.

«Афиширование» — вывешивание «произведений» - работ детей (рисунков, схем).

При составлении  учебно-тематического плана работы с детьми, планируя и распределяя  содержание материала, мы учитывали  ряд требований:

-психофизиологические особенности дошкольников,

-психологическую готовность к обучению в школе (эмоциональную, социальную и интеллектуальную),

-требования Государственного стандарта.

      При грамотном подборе и использовании  обучающих и развивающих компьютерных игр у старших дошкольников успешно  развиваются:

восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

познавательная  мотивация, произвольная память и внимание;

“знаковая функция сознания”;

умение  построить план действий, принять  и выполнить задание,

      Компьютерные  игры помогают детям лучше усваивать  знания и стимулируют приобретение новых, являются своеобразным, но точным диагностическим средством; выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности. 

 Средствами   ИКТ    нашей группе являются:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Интерактивная доска

Хотелось  бы более подробно остановиться на преимуществах использования интерактивной  доски в организации педпроцесса.

Преимущества  интерактивной доски

Интерактивная доска значительно расширяет  возможности предъявления учебной  информации, позволяет нам усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. 

Интерактивные средства обучения оказывают огромную помощь при проведении диагностики развития детей таких как:

  • Развитие внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Речи
  • Личности
  • Навыки учебной деятельности
 
 

    Исходя  из опыта работы, мы для себя сделали  вывод, что у старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Поэтому использование компьютеров в совместной и самостоятельной деятельности (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

      Так же использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

      Использование ИКТ в непосредственной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

    Проведение  непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски  в детском саду может выполнять следующие задачи:

    • обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
    • служить развлекательным и игровым центром;
    • в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
    • обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
    • знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

    Примеры использования интерактивной доски

    Обучение  с применением интерактивных  комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии  систематического использования электронных  мультимедийных обучающих программ в учебном процессе в сочетании  с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями  значительно повышается эффективность  обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа  в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких  важных качеств, как интуиция, образное мышление.

    Разнообразие  способов применения интерактивной  доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только фантазией. Это и презентации, и интерактивные  обучающие программы. Её можно  использовать  в качестве простого экрана, изображение  на который подается с компьютера.

    Во  время работы с интерактивной  доской в простом режиме изображение  компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить  с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Самый простой способ использования  интерактивной доски воспитателем- демонстрация готовых презентаций.

    Какие навыки необходимы для применения интерактивной  доски:

    • Начальные знания устройства компьютера
    • Работа в программах: Word, PowerPoint
    • Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

А так  же средства ИКТ мы используем при:

1. подборе иллюстративного материала к непосредственно образовательной деятельности и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2.подборе дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3.обмене опытом, знакомстве с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4.оформлении групповой документации, отчетов, так как компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5.создании презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

      При подборе компьютерных программ мы соблюдаем  определенные требования:

  • исследовательский характер;
  • легкость для самостоятельных занятий детей;
  • развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • возрастное соответствие;
  • занимательность.

Классификация, выбираемых нами программ:

  • развитие воображения, мышления, памяти;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучение чтению, математике;
  • использование мультимедийных презентаций.

Ошибки, возникающие при использовании ИКТ:

  • недостаточная методическая подготовленность педагога;
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность занятия демонстрацией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

«Гигиенические  требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»: Санитарные правила и нормы, М., Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России, 2003.

Горвиц  Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании», М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Давыдов В.В. «Телрия развивающего обучения», М., 1996.

Могилева  В.Н. «Психофизиологические особенности  дошкольника и их учет в работе с компьютером», М., ИЦ Академия, 2007.

Новоселова  С.Л., Петку Г.П. «Компьютерный мир  дошкольника», М., Новая школа, 1997.

Первин  Ю.А. «Компьютерная смекалка», М., Дрофа, 1995.

Смирнов А.В. «Технические средства в обучении и воспитании детей», М., ИЦ Академия, 2005

Филимонова  Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников», Спб., КАРО, 2004.

Информация о работе Компьютерные, информационные, медийные технологии как средство воспитания