Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:08, статья
В условиях информатизации дошкольного образования открываются но-вые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской дея¬тельности и самого педагогического процесса
Авторы:
Люфт Елена Юрьевна, воспитатель 1 категории МБДОУ № 209 г. Красноярска (89232948051)
Еремеева Татьяна Сергеевна, воспитатель 1 категории МБДОУ № 209 г. Красноярска (89082098902)
Шипковская Анна
Андреевна, воспитатель 2 категории
МБДОУ № 209 г. Красноярска (89535990733)
Статья
на тему: «Компьютерные, информационные,
медийные технологии как средство воспитания
в дошкольном образовательном учреждении»
Определяя цель современного дошкольного образования как обеспечение педагогической поддержки каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания, мы сформулировали основную задачу дошкольного учреждения – это качественная подготовка каждого ребенка к обучению в школе.
Концепция непрерывного образования, одобренная и утвержденная Федеральным координационным советом Министерства образования РФ в 2003г., рассматривает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом как одно из условий непрерывного образования ребенка и определяет ее степенью готовности ребенка самостоятельно добывать и применять знания.
Мы считаем, что одним из самых эффективных средств развития личности ребенка и, в частности, качественной подготовки его к школьному обучению, являются информационные (компьютерные) технологии.
В условиях информатизации дошкольного образования открываются новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. И первым шагом в их реализации является разработка метода введения информационных компьютерных технологий в систему дидактики детского образовательного учреждения как средства обогащения детской деятельности и самого педагогического процесса
Важно, чтобы проблема формирования информационных представлений у детей дошкольного возраста решалась с учетом психологических, физиологических и интеллектуальных возможностей детей.
Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-6 лет. Как известно, этот возраст совпадает с периодом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Практика применения информационных технологий в нашем детском саду, по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, демонстрирует ряд преимуществ:
-Информация на экране компьютера предоставляется в игровой форме и, соответственно, вызывает у детей огромный интерес к деятельности.
-Информация носит образный характер, понятный дошкольникам, даже тем, кто пока не умеет читать.
-Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
-Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Существующая система развивающих компьютерных игровых программ в нашем учреждении обеспечивает:
- развитие интеллектуальной сферы: развитие мышления, памяти, внимания, качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных навыков (синтез, обобщение, классификация, сравнение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы и пр.), формирование предметных знаний, умений, навыков;
- развитие мотивационной сферы: формирование потребностей в знаниях, в познании природы, общества, человека;
- развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;
- развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой;
- развитие операциональных навыков: овладение «мышью», клавиатурой;
- формирование предпосылок учебной деятельности: учить осознавать цели; выбирать системы действий для достижения цели; оценивать результаты своей деятельности.
Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия, выполнить их правильно. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности ребенка через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные игры имеют большое значение для развития моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, так как в игровых программах всегда задействована ведущая рука при нажатии на клавиши мыши или клавиатуры. Эти движения руки вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движением нужной клавиши (т.е. руки) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий развивается необходимая зрительно-моторная координация. В случае затруднений можно помочь детям, вводя дополнительные подсказки для запоминания правил действия той или иной клавиши. Можно также ускорить или замедлить движение изображения на экране, чтобы облегчить (или затруднить) детям восприятие направления движения.
Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса, но и возможность регулировать задачи по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к обучению – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ребенок получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Ребенок начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом при подготовке детей к обучению в школе.
В компьютерных играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т.е. понимание наличия нескольких уровней реальности окружающего нас мира: это реальные предметы, картинки и схемы, это слова, и наконец, это наши мысли. «Знаковая функция сознания» лежит в основе возможности мыслить без опоры на внешние предметы. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс перехода психического действия из внешнего плана на внутренний.
Старшим дошкольникам трудно сосредоточиться на чем-то однообразном, их внимание непроизвольно, но в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Таким образом, компьютерные развивающие программы помогают сформировать у старших дошкольников произвольное внимание.
Внимание находится в тесной взаимосвязи с памятью ребенка, которая у дошкольника непосредственная, непроизвольная. Развитию произвольности в запоминании способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха.
Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Достижения детей не остаются незамеченными ими самими и окружающими, дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Компьютер помогает окружающим увидеть детей с новой стороны – более самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях.
В ходе
игровой деятельности дошкольника,
обогащенной компьютерными
Преимущества компьютера:
Применение ИКТ:
опосредованное |
непосредственное |
Интернет Ведение документации |
Использование развивающих компьютерных программ Использование мультимедийных презентаций |
В нашей группе во время непосредственной образовательной деятельности используются мультимедийные презентации.
Данная работа организуются по подгруппам (8-10 человек) 1 раз в неделю в первой половине дня, продолжительность которой составляет 25 мин., причем работа на компьютере - не более 15 мин. Эти нормативы регламентируются «Гигиеническими требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».
Каждая
непосредственно
Основная задача педагога на подготовительном этапе — в умело созданной проблемной ситуации вызвать желание думать, анализировать, изобретать, познавать, сформировать интеллектуальную готовность к работе с компьютером. Для этого используются разнообразные дидактические игры, развивающие игровые задания, беседы по определенной тематике, рассматривание иллюстраций, чтение небольших художественных произведений, загадывание загадок и т.д.
На этапе самостоятельной работы за компьютером (основной этап) организуется деятельность в игровой ситуации.
На послекомпьютерном этапе необходимо помочь детям физически разрядиться, снять зрительное напряжение (используется гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений проводятся смена деятельности, физкульминутки, расслабление под музыку.
В
целях оптимизации
Проблемная ситуация – педагог создает проблемную ситуацию для активизации познавательной деятельности детей.
Метод нарочитой ошибки – педагог сознательно допускает ошибку в объяснении материала, в способе действий, здесь важное условие – детям материал (правила, алгоритм действий) известен.
Опорные схемы (сигналы) – карточки со схематичным изображением последовательности действий (алгоритм).
Эксперимент - здесь обучение является результатом активного исследования, открытия.
Ребенок в роли «Учителя» - в роли объясняющего выступает ребенок, опираясь на сформированные умения и навыки.
Информация о работе Компьютерные, информационные, медийные технологии как средство воспитания