>
Задачный подход в реализации практико-ориентированного
обучения математике может сочетаться
с синергетическим подходом к образованию,
который в последнее десятилетие завоевывает
все большую популярность и востребованность
в мире. Синергетический подход - это ситуация
пробуждения собственных сил и способностей
студента, инициирование его на один из
собственных путей решения задачи.
Вспомним мудрое изречение, что образование
— это то, что помнишь, когда
уже все забыл. Эти слова в
большей степени относятся к
образованию через синергетику, так как
при таком образовании знания не просто
накапливаются, а, накапливаясь, стимулируют
индивидуальные, может быть, ещё не проявленные
способности и линии развития человека.
Как и задачи экспериментального характера,
экспериментальная синергетика
может строиться на мощном фундаменте
математических аналитических расчетах
и компьютерного моделирования технических
процессов, что ведет к свободному оперированию
полученными знаниями.
Практико-ориентированное обучение
математике может привести к синергетическому
действию — действию студента, исходя
из собственных сил и способностей, исходя
из собственных форм образования.
Синергетика дает возможность рассмотреть
старые проблемы по-иному, переформулировать
вопросы, переконструировать проблемное
поле науки, что, очевидно, приводит к качественной
подготовке не только специалистов
мирового уровня, но и узких специалистов
в своей области.
Итак, для успешной реализации практико-ориентированного
обучения математике студентов технических
вузов применимы различные подходы.
Главным из них является задачный подход,
позволяющий на продуманной системе профильных
и прикладных задач развить у студентов:
- инженерный (технический)
стиль мышления;
- способность решать
задачи методом математического моделирования;
- навыки корректировки
условия задач с последующим исследованием
их решения;
- умения различать
опосредованную и непосредственную связи
математических знаний с содержанием
курсов специальных технических дисциплин
вуза;
- способность применять
пространственные представления для геометризации
математических знаний;
- математическую
интуицию;
- умения самостоятельной
постановки задачи и поэтапного решения
практико-ориентированных задач различными
методами.
При этом синергетический подход к
такому обучению повышает его качество,
восприимчивость и результативность.
Профессионально-математическая
компетентность эколога.
Сложные
и противоречивые изменения, происшедшие
в нашей стране за последние годы,
серьёзно повлияли на все институты
жизни общества, потребовали переосмысления
качества профессиональной подготовки,
в том числе и специалистов-экологов. В
Государственном образовательном стандарте
высшего профессионального образования
специальности «Экология и природопользование»
подчёркивается, что выпускник вуза должен
уметь использовать математические и
компьютерные технологии для обработки
экспериментальных данных, экологически
значимой информации для природоохранной
деятельности; осуществлять проектно-аналитическую
и экспертно-консультативную деятельности;
строить и использовать математические
модели для описания и прогнозирования
различных экологических явлений и процессов.
В решении данных задач важную роль играют
сформированные у специалиста в период
обучения в вузе умения применять математический
аппарат для нужд профессионально-экологической
и природоохранной деятельности.
В
науке накоплен достаточный потенциал
для решения теоретико-прикладных
задач, связанных с проблемой
формирования профессионально-математической
компетентности экологов. Теоретические
основы профес-сиографического исследования
деятельности экологов в современном
обществе представлены в трудах В.М.Захарова,
П.Д.Саркисова, В.Д.Федорова, К.Ф.Цейтина,
О.Н.Яницкого и др. В работах Р.А.Блохиной,
Г.С.Жуковой, Ю.М.Колягина, Г.Л.Луканкина
и др. рассмотрена проблема профессионально-ориентированной
математической подготовки специалистов
различного профиля в вузе. Вопросы профессиональной
подготовки экологов в вузах России отражены
в трудах Л.И.Будник, Ю.А.Комиссарова, Н.П.Тарасовой
и др. Однако недостаточно исследований,
раскрывающих специфику процесса формирования
в вузе профессионально-математической
компетентности экологов с учетом современных
особенностей использования математических
технологий в природоохранной деятельности.
Профессионально-математическая
компетентность эколога - это системно-личностное
образование специалиста, отражающее
единство его теоретико-прикладной подготовленности
и практической способности применять
математический инструментарий для решения
задач природоохранной деятельности.
Структура данной компетентности включает
взаимосвязь компонентов:аксиологического(осознание
значимости и ценности экологической,
природоохранной деятельности в современном
обществе; принятие на инди видуальном
уровне необходимости специальной математической
подготовки эколога),гностического(освоение
математического аппарата, применяемого
в экологии; владение прикладными эколого-математическими
технологиями природоохранной деятельности); процессуально-технологического (владение
вариативным математическим аппаратом,
применяемым в различных специализациях
природоохранной деятельности; навыки
использования математических технологий
для решения профессионально-прикладных
задач). Профессионально-математическая
компетентность эколога характеризуется
совокупностью компетенций: экспериментально-измерительной,
экомодели-рующей, экоквалиметрической,
экомониторинговой, программно-компьютерной.
Модель
процесса формирования профессионально-математической
компетентности эколога в вузе включает
следующие взаимосвязанные модули: функционально-целевой (приоритетные
ориентиры, цели и задачи профессионально-прикладной
математической подготовки будущих экологов); процессуально-методологический (специфика
практической реализации методологических
подходов и принципов профессионально-прикладной
математической подготовки экологов); содержательно-проблемный(профессионально-прикладное
и практико-ориентированное содержание
учебных дисциплин, элективных курсов,
факультативов, дисциплин специализаций
и др.), организационно-технологический(практико-ориентированные
профессионально-образовательные технологии;
обеспечение взаимосвязи аудиторной и
внеаудиторной учебно-практической деятельности
студентов и др.); критериально-оценочный (мониторинг
и оценка результативности формирования
профессионально-математической компетентности
экологов).
Уровень
профессионально-математической компетентности
эколога (базовый, профессионально-адаптивный,
профессионально-технологический, профессионально-пролонгированный,
профессионально-исследовательский) определяется
на основе совокупности критериев (моти-вационно-ценностный,
когнитивный, праксеологический) и применения
диагностического математического инструментария,
позволяющего дифференцировать качественные
различия в сформированности специально-профессиональных
математико-прикладных компетенций выпускника
вуза.
- Комплекс
организационно-педагогических условий,
обеспечивающих эффективность формирования
профессионально-математической компетентности
эколога включает: структурно-логические
межпредметные связи, обеспечивающие
интегративность нормативно-правовой,
природоохранной, химико-технологической,
экоквалиметрическои, социально-экономической
и специально-экологической подготовки;
эколого-прикладная профессионально-математическая
компетентность профессорско-преподавательского
состава и его готовность к сотрудничеству
в процессе формирования компетентности
будущих специалистов; приоритетность
проблемно-деятельностных, проектно-исследовательских,
интегративно-модульных профессионально-образовательных
технологий; самообразовательная деятельность
студентов в сфере прикладной экологической
математики; кумулятивность взаимодействия
вариативных форм внеаудиторной учебной
профессионально-практической и научно-исследовательской
работы по применению технологий экологической
математики; активное включение студентов
в экомонито-ринговые, экологоквалиметрические
исследования, проекты в период учебно-производственной
практики и волонтерской деятельности;
педагогический мониторинг личностного
продвижения студентов в процессе формирования
у них профессионально-математической
компетентности эколога и др.
Заключение
Большинство
российских ученых считают переход
на компетентностную модель высшего
профессионального образования
своевременным и оправданным, так
как она обеспечивает интегральный
результат подготовки выпускника. Кроме
того, использование компетенций в российских
вузах предоставляет реальную возможность
сопоставления и совместимости результатов
высшего образования с общеевропейскими
и мировыми образовательными стандартами.
Однако, при этом важно, на наш взгляд,
не увлекаться излишней детализацией
компетенций и сведением их к практическому
опыту, а , опираясь на отечественные традиции
фундаментальности, преемственности и
системности содержания образования,
разрабатывать свои оригинальные технологии
реализации компетентностного подхода
в вузе.
Список
использованной литературы:
1)Журнал «Высшее
образование в России 2008(1)»
2)Журнал «Высшее
образование сегодня 2008(2,5,9)»
3)Журнал «Высшее
образование сегодня 2010(6,11)»