Компетенции в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.

Работа содержит 1 файл

Реферат Губанов.doc

— 61.00 Кб (Скачать)
>       Задачный подход в реализации практико-ориентированного обучения математике может сочетаться с синергетическим подходом к образованию, который в последнее десятилетие завоевывает все большую популярность и востребованность в мире. Синергетический подход - это ситуация пробуждения собственных сил и способностей студента, инициирование его на один из собственных путей решения задачи.

       Вспомним мудрое изречение, что образование  — это  то, что помнишь, когда  уже все забыл. Эти слова в  большей степени относятся к  образованию через синергетику, так как при таком образовании знания не просто накапливаются, а, накапливаясь, стимулируют индивидуальные, может быть, ещё не проявленные способности и линии развития человека.

       Как и задачи экспериментального характера, экспериментальная синергетика  может строиться на мощном фундаменте математических аналитических расчетах и компьютерного моделирования технических процессов, что ведет к свободному оперированию полученными знаниями.

       Практико-ориентированное обучение математике может привести к синергетическому действию — действию  студента, исходя из собственных сил и способностей, исходя из собственных форм образования.

       Синергетика дает возможность рассмотреть  старые проблемы по-иному, переформулировать  вопросы, переконструировать проблемное поле науки, что, очевидно, приводит к качественной подготовке не только специалистов  мирового уровня, но и узких специалистов в своей области.

       Итак, для успешной реализации практико-ориентированного обучения математике студентов технических  вузов применимы различные подходы. Главным из них является задачный подход, позволяющий на продуманной системе профильных и прикладных задач развить у студентов:

  • инженерный (технический) стиль мышления;
  • способность решать задачи методом математического моделирования;
  • навыки корректировки условия задач с последующим исследованием их решения;
  • умения различать опосредованную и непосредственную связи математических знаний с содержанием курсов специальных технических дисциплин вуза;
  • способность применять пространственные представления для геометризации математических знаний;
  • математическую интуицию;
  • умения самостоятельной постановки задачи и поэтапного решения практико-ориентированных задач различными методами.

       При этом синергетический подход к  такому обучению повышает его качество, восприимчивость и результативность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Профессионально-математическая компетентность эколога.

      Сложные и противоречивые изменения, происшедшие  в нашей стране за последние годы, серьёзно повлияли на все институты  жизни общества, потребовали переосмысления качества профессиональной подготовки, в том числе и специалистов-экологов. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности «Экология и природопользование» подчёркивается, что выпускник вуза должен уметь использовать математические и компьютерные технологии для обработки экспериментальных данных, экологически значимой информации для природоохранной деятельности; осуществлять проектно-аналитическую и экспертно-консультативную деятельности; строить и использовать математические модели для описания и прогнозирования различных экологических явлений и процессов. В решении данных задач важную роль играют сформированные у специалиста в период обучения в вузе умения применять математический аппарат для нужд профессионально-экологической и природоохранной деятельности.

      В науке накоплен достаточный потенциал  для решения теоретико-прикладных задач, связанных с проблемой  формирования профессионально-математической компетентности экологов. Теоретические основы профес-сиографического исследования деятельности экологов в современном обществе представлены в трудах В.М.Захарова, П.Д.Саркисова, В.Д.Федорова, К.Ф.Цейтина, О.Н.Яницкого и др. В работах Р.А.Блохиной, Г.С.Жуковой, Ю.М.Колягина, Г.Л.Луканкина и др. рассмотрена проблема профессионально-ориентированной математической подготовки специалистов различного профиля в вузе. Вопросы профессиональной подготовки экологов в вузах России отражены в трудах Л.И.Будник, Ю.А.Комиссарова, Н.П.Тарасовой и др. Однако недостаточно исследований, раскрывающих специфику процесса формирования в вузе профессионально-математической компетентности экологов с учетом современных особенностей использования математических технологий в природоохранной деятельности.

      Профессионально-математическая компетентность эколога - это системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-прикладной подготовленности и практической способности применять математический инструментарий для решения задач природоохранной деятельности. Структура данной компетентности включает взаимосвязь компонентов:аксиологического(осознание значимости и ценности экологической, природоохранной деятельности в современном обществе; принятие на инди видуальном уровне необходимости специальной математической подготовки эколога),гностического(освоение математического аппарата, применяемого в экологии; владение прикладными эколого-математическими технологиями природоохранной деятельности); процессуально-технологического (владение вариативным математическим аппаратом, применяемым в различных специализациях природоохранной деятельности; навыки использования математических технологий для решения профессионально-прикладных задач). Профессионально-математическая компетентность эколога характеризуется совокупностью компетенций: экспериментально-измерительной, экомодели-рующей, экоквалиметрической, экомониторинговой, программно-компьютерной.

      Модель  процесса формирования профессионально-математической компетентности эколога в вузе включает следующие взаимосвязанные модули: функционально-целевой (приоритетные ориентиры, цели и задачи профессионально-прикладной математической подготовки будущих экологов); процессуально-методологический (специфика практической реализации методологических подходов и принципов профессионально-прикладной математической подготовки экологов); содержательно-проблемный(профессионально-прикладное и практико-ориентированное содержание учебных дисциплин, элективных курсов, факультативов, дисциплин специализаций и др.), организационно-технологический(практико-ориентированные профессионально-образовательные технологии; обеспечение взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной учебно-практической деятельности студентов и др.); критериально-оценочный (мониторинг и оценка результативности формирования профессионально-математической компетентности экологов).

      Уровень профессионально-математической компетентности эколога (базовый, профессионально-адаптивный, профессионально-технологический, профессионально-пролонгированный, профессионально-исследовательский) определяется на основе совокупности критериев (моти-вационно-ценностный, когнитивный, праксеологический) и применения диагностического математического инструментария, позволяющего дифференцировать качественные различия в сформированности специально-профессиональных математико-прикладных компетенций выпускника вуза.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования профессионально-математической компетентности эколога включает: структурно-логические межпредметные связи, обеспечивающие интегративность нормативно-правовой, природоохранной, химико-технологической, экоквалиметрическои, социально-экономической и специально-экологической подготовки; эколого-прикладная профессионально-математическая компетентность профессорско-преподавательского состава и его готовность к сотрудничеству в процессе формирования компетентности будущих специалистов; приоритетность проблемно-деятельностных, проектно-исследовательских, интегративно-модульных профессионально-образовательных технологий; самообразовательная деятельность студентов в сфере прикладной экологической математики; кумулятивность взаимодействия вариативных форм внеаудиторной учебной профессионально-практической и научно-исследовательской работы по применению технологий экологической математики; активное включение студентов в экомонито-ринговые, экологоквалиметрические исследования, проекты в период учебно-производственной практики и волонтерской деятельности; педагогический мониторинг личностного продвижения студентов в процессе формирования у них профессионально-математической компетентности эколога и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Большинство российских ученых считают переход  на компетентностную модель высшего  профессионального образования  своевременным и оправданным, так  как она обеспечивает интегральный результат подготовки выпускника. Кроме того, использование компетенций в российских вузах предоставляет реальную возможность сопоставления и совместимости результатов высшего образования с общеевропейскими и мировыми образовательными стандартами. Однако, при этом важно, на наш взгляд, не увлекаться излишней детализацией компетенций и сведением их к практическому опыту, а , опираясь на отечественные традиции фундаментальности, преемственности и системности содержания образования,  разрабатывать свои оригинальные технологии реализации компетентностного подхода в вузе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1)Журнал «Высшее  образование в России 2008(1)»

2)Журнал «Высшее  образование сегодня 2008(2,5,9)»

3)Журнал «Высшее  образование сегодня 2010(6,11)» 

Информация о работе Компетенции в образовании