Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:01, реферат
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарский
Государственный Технический
Реферат
на тему:
«Компетенции в образовании»
Выполнил: студент 1-НТ-12 Губанов С.И.
Проверил: преподаватель Голованова
С.И.
Самара
2011
Компетентностный
подход в образовании в
Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.
Компетенция
— это готовность учащегося использовать
усвоенные знания, учебный материал
и навыки, а также способы деятельности
в жизни для решения
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:
1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.
3.
Учебно-познавательная - готовность
обучающегося к
4.
Информационная - готовность обучающегося
самостоятельно работать с
5.
Коммуникативная - включает знание
необходимых языков, способов взаимодействия
с окружающими и удаленными
людьми и событиями,
6. Социально-трудовая - владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
7.
Личностная (самосовершенствование) -
готовность осуществлять
Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.
Компетентность проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти знания усваивались.
В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности:
“Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
построения и исследования математических моделей;
описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически;
интерпретации графиков реальных процессов;
решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, с применением аппарата математического анализа;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера;
исследования
(моделирования) несложных практических
ситуаций на основе изученных формул и
свойств фигур; вычисления длин, площадей
и объемов реальных объектов при решении
практических задач, используя при необходимости
справочники и вычислительные устройства”.
Анализ возникающих в повседневной жизни ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:
- умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий использовать для подсчетов известные формулы;
-
умение извлечь и
-
умение применять знание
-
умение вычислять длины,
Становление
современного рынка труда выдвинуло
новые требования к качеству образования
студентов инженерно –
В технических вузах
необходимость взаимосвязи
Во-первых, как средство: с помощью
математики сделать процесс обучения
профильно — ориентированным, а в некоторых
ситуациях и профессионально-
Во-вторых, рассматривается как форма
специфической межпредметной
Можно выделить два основных вида этой связи: непосредственную и опосредованную. Непосредственная связь осуществляется через прикладной характер курса математики. Профессиональную направленность обучения математике осуществляют через специально подобранную систему задач, содержание которых должно быть типичным для технического профиля. Опосредованная связь заключается в формировании с помощью математики некоторых свойств мышления (технического мышления), которые позволяют студентам осуществлять математизацию произвольных ситуаций не только при изучении общетехнических, специальных дисциплин, но и в будущей профессиональной деятельности.
Ведущим направлением опосредованной связи является математическое моделирование — процесс опосредованного применения математических знаний, как в самой математике, так и в других областях знаний и производства. Для иллюстрации математических объектов могут быть использованы символические, физические, графические модели, что в практико-ориентированном обучении математике будущих инженеров очень целесообразно. При этом следовало бы говорить не столько о профессиональной направленности обучения предмету, сколько о развитии у студентов технических вузов профессиональной направленности ума, предшествующей формированию профессионального мышления (мышления инженерного типа).
Развитию мышления инженерного типа способствуют занятия по аналитической геометрии, а также по начертательной геометрии, техническому черчению и инженерной (компьютерной) графике - дисциплинам, которые изучают многие студенты технических специальностей вузов. В качестве ведущих компонентов геометрической деятельности (при изучении различных геометрий и черчения) можно выделить конструктивно-образный, интуитивный и логический, которые в основном, реализуют задачу пространственных представлений. Причем логический компонент является средством анализа ситуаций, создаваемых в результате конструктивно-образной и интуитивной деятельности студентов. Применение пространственных представлений развивает математическую интуицию, основанную на геометризации математических знаний, что необходимо в будущей профессиональной деятельности, например, инженерам-разработчикам, инженерам-конструкторам, инженерам-исследователям.
Будущий инженер, изучая специальные предметы, постоянно сталкивается с потребностью в тех или иных математических знаниях. Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки инженеров. Это обусловлено не только тем, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком науки, в целом, но и, главным образом, тем, что она является мощным средством решения прикладных и практико-ориентированных задач.
Основным средством реализации практико-ориентированной (прикладной) направленности курса математики в системе профильного обучения является практико-ориентированные задачи. Важным компонентом технологии обучения студентов решению таких задач может быть составление и корректировка условия задачи. При этом ценны для решения и исследования как задачи с завершенной, так и с незавершенной корректировкой условия. Сформированность умений, приобретаемых студентами при решении подобных задач, позволяет им самостоятельно ставить задачи прикладного и профессионального характера, анализировать результаты решения в зависимости от направления корректировки условия задачи, что, несомненно, важно в процессе реализации практико-ориентированного обучения математике.
Задачи, направленные на формирование умений студентов самостоятельно формулировать условия и решать практико-ориентированные задачи, можно разделить на три типа:
Технология обучения студентов решению
практико-ориентированных
Первый этап — формировани умений решать практико-ориентированные задачи (с завершенной корректировкой условия) на алгоритмическом уровне и умений формулировать прикладные задачи — на операционном уровне.
Второй этап- формирование умений решать практико-ориентированные задачи (с различной корректировкой условия) на эвристическом уровне и умений формулировать эти задачи — на технологическом уровне.
Третий этап — формирование умений решать (в том числе с незавершенной корректировкой условия) прикладные и практические задачи технического профиля на творческом уровне и умений формулировать прикладные задачи — на обобщенном уровне.