Компетенции в образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

Компетентностный подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.

Работа содержит 1 файл

Реферат Губанов.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский  Государственный Технический Университет» 
 
 
 
 

Реферат

на тему: «Компетенции в образовании» 
 
 
 
 
 

                        Выполнил:       студент 1-НТ-12 Губанов С.И.

                        Проверил:  преподаватель  Голованова С.И. 
 
 

Самара 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Компетентностный  подход в образовании в противоположность  концепции “усвоения знаний”, а  на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

      Компетентностный  подход предполагает приоритетную ориентацию на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.     

      Компетенция — это готовность учащегося  использовать усвоенные знания, учебный материал и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.

      В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система  знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей:

      1. Ценностно-смысловая – готовность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

      2. Общекультурная - осведомленность обучающегося в особенностях национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологических основах семейных, социальных, общественных явлениях и традициях, роли науки и религии в жизни человека, их влиянии на мир, эффективных способах организации свободного времени.

      3. Учебно-познавательная - готовность  обучающегося к самостоятельной  познавательной деятельности: целеполаганию,  планированию, анализу, рефлексии,  самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличать факты от домыслов, владению измерительными навыками, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.

      4. Информационная - готовность обучающегося  самостоятельно работать с информацией  различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

      5. Коммуникативная - включает знание  необходимых языков, способов взаимодействия  с окружающими и удаленными  людьми и событиями, предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т. д.

      6. Социально-трудовая - владение знаниями  и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

      7. Личностная (самосовершенствование) - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное  саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию  и самоподдержку

Совокупность  компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью.

Компетентность  проявляется в случае применения знаний и умений при решении задач, отличных от тех, в которых эти  знания усваивались.

      В стандартах среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) сформулированы следующие требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: 

        “Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      практических  расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы  и тригонометрические функции, используя  при необходимости справочные материалы  и простейшие вычислительные устройства;

      построения  и исследования  математических моделей;

      описания  и исследования с помощью функций  реальных зависимостей, представления  их графически;

      интерпретации графиков реальных процессов;

      решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач,  с применением аппарата математического анализа;

      анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа  информации статистического характера;

      исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства”. 

Анализ  возникающих в повседневной жизни  ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике, показывает, что перечень необходимых для этого предметных умений невелик:

      - умение проводить вычисления, включая  округление и оценку (прикидку) результатов  действий использовать для подсчетов известные формулы;

      - умение извлечь и проинтерпретировать  информацию, представленную в различной  форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем  и др.);

      - умение применять знание элементов  статистики и вероятности для  характеристики несложных реальных явлений и процессов;

      - умение вычислять длины, площади  и объемы реальных объектов  при решении практических задач.

      Становление современного рынка труда выдвинуло  новые требования к качеству образования  студентов инженерно – технических  вузов. Совершенствованию инженерного образования призвана помочь многоуровневая подготовка кадров, которая должна способствовать формированию компетентностей студентов высших учебных заведений. При компетентностном подходе главной целью преподавания профессиональных дисциплин становится формирование у студентов профессионального мышления и способности к интеграции знаний на различных функциональных уровнях.

В технических вузах  необходимость взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки заложена в специфике этих учебных заведений, что закономерно ведет к тому, чтобы обучение математике имело профессиональную направленность. Профессиональная направленность обучения рассматривается:

       Во-первых, как средство: с помощью  математики сделать процесс обучения профильно — ориентированным, а в некоторых ситуациях и профессионально-ориентированным.

       Во-вторых, рассматривается как форма  специфической межпредметной связи  и характеризуется как специализированная взаимосвязь общеобразовательных ипрофессиональных знаний.

       Можно выделить два основных вида этой связи: непосредственную и опосредованную. Непосредственная связь осуществляется через прикладной характер курса математики. Профессиональную направленность обучения математике осуществляют через специально подобранную систему задач, содержание которых должно быть типичным для технического профиля. Опосредованная связь заключается в формировании с помощью математики некоторых свойств мышления (технического мышления), которые позволяют студентам осуществлять математизацию произвольных ситуаций не только при изучении общетехнических, специальных дисциплин, но и в будущей профессиональной деятельности.

       Ведущим направлением опосредованной связи является математическое моделирование — процесс опосредованного применения математических знаний, как в самой математике, так и в других областях знаний и производства. Для иллюстрации математических объектов могут быть использованы символические, физические, графические модели, что в практико-ориентированном обучении математике будущих инженеров очень целесообразно. При этом следовало бы говорить не столько о профессиональной направленности обучения предмету, сколько о развитии у студентов технических вузов профессиональной направленности ума, предшествующей формированию профессионального мышления (мышления инженерного типа).

       Развитию мышления инженерного типа способствуют занятия по аналитической  геометрии, а также по начертательной геометрии, техническому черчению и  инженерной (компьютерной) графике - дисциплинам, которые изучают многие студенты технических специальностей вузов. В качестве ведущих компонентов геометрической деятельности (при изучении различных геометрий и черчения) можно выделить конструктивно-образный, интуитивный и логический, которые в основном, реализуют задачу пространственных представлений. Причем логический компонент является средством анализа ситуаций, создаваемых в результате конструктивно-образной и интуитивной деятельности студентов. Применение пространственных представлений развивает математическую интуицию, основанную на геометризации математических знаний, что необходимо в будущей профессиональной деятельности, например, инженерам-разработчикам, инженерам-конструкторам, инженерам-исследователям.

       Будущий инженер, изучая специальные  предметы, постоянно сталкивается с потребностью в тех или иных математических знаниях. Поэтому математику следует рассматривать как важнейшую составляющую качественной подготовки инженеров. Это обусловлено не только тем, что математика является важным элементом общей культуры, универсальным языком науки, в целом, но и, главным образом, тем, что она является мощным средством решения прикладных и практико-ориентированных задач.

       Основным средством реализации практико-ориентированной (прикладной) направленности курса  математики в системе профильного обучения является практико-ориентированные задачи. Важным компонентом технологии обучения студентов решению таких задач может быть составление и корректировка условия задачи. При этом ценны для решения и исследования как задачи с завершенной, так и с незавершенной корректировкой условия. Сформированность умений, приобретаемых студентами при решении подобных задач, позволяет им самостоятельно ставить задачи прикладного и профессионального характера, анализировать результаты решения в зависимости от направления корректировки условия задачи, что, несомненно, важно в процессе реализации практико-ориентированного обучения математике.

       Задачи, направленные на формирование умений студентов самостоятельно формулировать  условия и решать практико-ориентированные задачи, можно разделить на три типа:

  • алгоритмические задачи;
  • внеалгоритмические и оптимизационные задачи;
  • задачи прогноза и исследования (рецензии).

       Технология обучения студентов решению  практико-ориентированных задач  должна осуществляться (по содержанию) поэтапно, если мы хотим, чтобы эти задачи были поняты, а их решения осмыслены.

 Первый этап — формировани умений решать практико-ориентированные задачи (с завершенной корректировкой условия) на алгоритмическом уровне и умений формулировать прикладные задачи — на операционном уровне.

Второй этап-  формирование умений решать практико-ориентированные задачи (с различной корректировкой условия) на эвристическом уровне и умений формулировать эти задачи — на технологическом уровне.

Третий этап — формирование  умений решать (в том числе с незавершенной корректировкой условия) прикладные и практические задачи технического профиля на творческом уровне и умений формулировать прикладные задачи — на  обобщенном уровне.

Информация о работе Компетенции в образовании