Коммуникации и их барьеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 06:35, реферат

Описание работы

Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
 Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
 Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
 Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. й.

Работа содержит 1 файл

Коммуникации и их барьеры.doc

— 60.50 Кб (Скачать)

     Воронежская Государственная Медицинская Академия имени Н.Н.Бурденко. 
 
 

     РЕФЕРАТ

     по  педагогике и психологии

     Тема: Коммуникации и их барьеры. 
 
 
 

     Подготовила:

     студентка Л-214 Черных Н.В.

     Приняла: 
 
 
 
 
 
 

     Воронеж 2008

 

      Общее понятие о  коммуникациях 

     Коммуникация (лат. communicatio) - буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.

     Цели  коммуникаций:

  • Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
  • Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
  • Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
  • Регулирование и рационализация информационных потоков.

     Коммуникации  подразделяются на следующие виды:

  • межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения
  • коммуникации на основе письменного обмена информацией.

     Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:

  • формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам;
  • неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации;
  • типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: новые меры по наказаниям за опоздание, изменение структуры организации, кто кому назначает свидание после работы и т. д.

     Межличностные коммуникации можно также разделить  на:

  • вербальные (словесные);
  • невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например с помощью жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.

     Барьеры коммуникации

     В руководстве людьми большая часть  времени руководителя расходуется  на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность  общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций".

     БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ — это психологические препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуникации могут возникать различные барьеры.

     К ним относятся:

  • барьеры понимания или непонимания;
  • барьеров социально - культурных различий;
  • невербальные барьеры;
  • барьеры социально – культурных различий;
  • барьеры отношений;
  • Плохое слушание (неумение слушать).
  1. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Это связано с тем, что имеет место такие явления, как избирательное внимание, искажение, запоминание.
    1. первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и многое другое).
    2. предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка).
    3. эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.

     Кроме того, барьер понимания может возникнуть из-за погрешностей в самом канале передачи информации — это так называемое фонетическое непонимание.

     Барьер  фонетического непонимания порождается  таким фактором, как невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.

     Не  меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.

     Существует  также и логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства.

     Можно говорить о существовании женской  и мужской психологической логики, о детской “логике” и других.

  1. Существуют также семантические барьеры непонимания, связанные, прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии.

     Семантика - наука, изучающая способ использования  слов и значений, передаваемых словами.

  1. Невербальные барьеры:

     Невербальная  форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах, экспрессии движений и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой межличностной коммуникации.

     Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%.

     К невербальным барьерам коммуникаций относят:

  • визуальные барьеры (особенности телосложения, походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, кожные реакции, психологическая дистанция);
  • акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость, высота звука, речевые паузы и др.);
  • тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.);
  • ольфакторные барьеры (запахи).
  1. Причиной непонимания могут служить барьеры социально-культурных различий.

     Это — социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

     В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнера по общению  как лица определенной профессии, определенной национальности пола и возраста. Например, большое значение для уменьшения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации.

  1. Барьеры отношения — это уже чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения коммуникатора и реципиента, к которым можно отнести возникновение чувства неприязни, недоверия к своему коммуникатору, влияющим и на передаваемую информацию.

     Любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В этом смысле коммуникативный барьер — это форма психологической защиты от постороннего психологического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками.

  1. Плохое слушание (неумение слушать).

     Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного.

     Правила эффективного слушания:

  • перестаньте говорить, т.к. невозможно слушать разговаривая;
  • помогите говорящему раскрепоститься;
  • покажите готовность слушать;
  • устраните раздражающие моменты;
  • сопереживайте говорящему;
  • сдерживайте свой характер, т.к. рассерженный человек может придать неверный смысл словам;
  • не допускайте спора или критики;
  • не перебивайте;
  • задавайте вопросы.

 

      Список используемой литературы: 

     
  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. М., 2001
  2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ. М., 2001.
  3. Дейк Т.А. Ван. Язык, познание, коммуникация. Благовещенск, 2000.
  4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2000.
  5. Морозов А.В. Психология влияния. СПб., 2001.
  6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. М., 2000.

Информация о работе Коммуникации и их барьеры