Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:19, реферат
Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.
Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социум, имеющем свои пространственные рамки.
В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов, отношений, явлений.
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома.
Введение
Понятие «коллектив», его признаки, функции, особенности.
Педагогические особенности работы с коллективом
Список литературы
Сплочение
происходит успешнее по мере последовательного
включения в поток
Общее движение к достижению цели улучшается и ускоряется созданием актива – первоначальной опоры руководителя в коллективе. Наблюдая за действиями и поведением членов коллектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных, понимающих его и отзывающихся делом на разъяснения и требования. Он усиливает индивидуальную работу с ними, советуется, дает поручения оказывать помощь товарищам, поручает им отдельные направления работы в коллективе, зарождая таким образом систему самоуправления коллективом. Руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных проблем улучшения жизни и деятельности коллектива. Проявляется забота о расширении актива, включении в его состав и других членов. Недопустима спешка с расширением актива. Коллектив лучше, чем кто-либо, знает действительную цену каждому, и включение двуличного или недостойного человека лишь усложняет создание подлинного коллектива.
Создается демократическая структура самоуправления в коллективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. Это отвечает и общественным тенденциям, потребности формирования соответствующих умений, привычек и качеств у членов коллектива, а также потребности людей к самостоятельности, самовыражению и самоутверждению. На самодеятельные организации возлагается ответственность за состояние и функционирование отдельных участков жизни коллектива: 1) контроля результатов деятельности коллектива (например, за успеваемостью, качеством работы, расходованием материалов, соблюдением мер безопасности, расходованием финансовых средств и др.); 2) контроля за соблюдением прав человека; 3) контроля за реализацией права каждого на свободу слова, мнения и т. д.; 4) за разработку предложений по повышению эффективности труда; 5) контроля за взаимоотношениями членов коллектива (этические вопросы, разрешение конфликтов и т.п.); 6) за соблюдением чистоты и порядка на рабочих местах, бережным обращением с имуществом; 7) за организацией досуга и отдыха; 8) за связями с другими коллективами и т.п.
При создании органов самоуправления (общественных формирований) важно удачно подобрать старших групп (чаще всего из актива лиц, обладающих организаторскими и положительными человеческими качествами). Наставники, активисты прикрепляются для оказания помощи отстающим. Делать это следует преимущественно не административными решениями, а при участии коллектива – по его совету, одобрению, путем выборов. Выбираются и представители коллектива, которые участвуют постоянно в работе управленческих структур учебной или производственной организации (педсовета, ученого совета, коллегии, оперативного совещания и др.). Ныне стали все шире использоваться демократические методы изучения общественного мнения, настроений, выявление микрогрупп, лидеров, а их данные учитываются при совершенствовании работы в коллективе.
Принимаются педагогические меры по учету и совершенствованию всех факторов, влияющих на психологию коллектива. Особенно велики возможности педагогики в организации и методике работы с коллективом. Значительный педагогический потенциал содержат общие и групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов – общих и по структурным подразделениям, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др. Не сам факт применения форм, а продуманная педагогическая проработка, соблюдение необходимых педагогических условий реализуют скрытый в них потенциал. К таким условиям относятся:
Формализм, которыми нередко страдает работа с коллективом, в первую очередь порожден пренебрежением к соблюдению педагогических условий. По формально, «для галочки», и бездарно проводимых мероприятиях острословы говорят: «Группа временно собравшихся людей, объединенных желанием поскорее уйти домой».
Непременное направление работы – создание атмосферы движения коллектива и его членов к цели. Кратко его выразил А.С.Макаренко: форма жизни коллектива – движение вперед, форма смерти – остановка. Создание такой атмосферы достигается постоянной гласностью, доведением до всех как положительных (общих и индивидуальных), так и отрицательных промежуточных и итоговых показателей деятельности, информации о подготавливаемых мероприятиях, результатах анализа и оценки, показом способов улучшения жизнедеятельности коллектива, напоминанием того, что предстоит делать. Необходимы систематический анализ и подведение итогов за месяц, квартал, четверть, семестр, полугодие, год. Такая практика порождает соревновательные, конкурентные отношения, задевает «за живое», побуждает прилагать большие старания и повышать требовательность к себе. Следует активно привлекать к этой работе членов коллектива и общественные группы.
Эти и другие виды работ в коллективе могут оказаться не достаточно эффективными, если движение к цели не наполняется переживанием удовлетворения и радости его членами. Радость нужна человеку не в отдаленном будущем, а повседневно. Объявление достигаемых результатов, подведение итогов за определенные сроки дают основания для переживаний чувств удовлетворения и радости, если не всем коллективом, то успешными членами. Необходимо всегда отмечать достижения каждого, положительные изменения, не скупиться на выражение одобрения, добрые слова. Сказываются похвала и поощрение всего коллектива. Хорошо, когда радость и удовлетворение, особенно при значительных достижениях, - не минутная вспышка, а относительно длительны, растянуты во времени. Человека и коллектив обычно обижает и демобилизует не критика, а то, что руководитель, товарищи, коллектив не замечают хорошего и особенно прилагаемых усилий и изменений к лучшему, И напротив, - удовлетворение того, что хорошее замечается, становится новым импульсом для достижения большего и ожидания новых положительных эмоций. Коллектив, приносящий своим членам положительные переживания, притягателен для них и вместе с этим оказывает более сильное психологическое и педагогическое влияние.
Целесообразна широкая организация жизни коллектива, выходящая за рамки основной его деятельности. Это проведение внутриколлективных конкурсов и состязаний, участие групп и отдельных представителей коллектива в различных внеколлективных мероприятиях, совместное проведение части времени досуга, посещение спектаклей и концертов, участие в спортивных секциях и самодеятельности, субботниках, благоустройстве территории и общежития: коллективная разработка эмблемы, девиза, обычаев и норм поведения специально для своего коллектива, участие в шефской и волонтерской деятельности и т.п. Такая организация жизнедеятельности развивает направления работы, разнообразит рабочие (учебные) будни. Неформальная обстановка позволяет людям раскрыться иначе, увидеть друг друга не выполняющими обязанности, а обычными людьми, быть человечнее, налаживать более тесные личные отношения, достигать большего взаимопонимания, лучше чувствовать свое единство.
Необходимо принимать меры по воспитанию и обучению членов коллектива организационно- управленческим навыкам. Суть состоит в обогащении членов коллектива знаниями, навыками, умениями и привычками поведения в организациях, работе в общественных формированиях, органах самоуправления. Им разъясняется значение совместного труда, внутренняя структура организации и отношения взаимозависимости между ее компонентами, распределение функций, обязанности и недопустимость невыполнения их, условия устойчивого успеха и роста достижений организации, значение организованной дисциплины, культура и этика поведения в трудовом коллективе и пр. Необходимо подчеркнуть важность этой работы в условиях плановой, но еще больше рыночной экономики, ибо ее внутренние взаимозависимости более ответственны. Необязательность, несоблюдение сроков, договорных условий вызывают недовольство, недоверие, агрессию партнеров по бизнесу и ведут предпринимателя, акционерное общество, фирму к краху. Существуют и специальные формы и методы отработки организационных навыков, умений, привычек в трудовых коллективах.
Общая работа, направленная на достижение цели и удовлетворение интересов коллектива и личности, с очевидностью выявляет, как лакмусовая бумажка, сильные и слабые стороны каждого. На этом фоне индивидуальная работа, обязательная в любых условиях, делается предметной, обоснованной и убедительной.
Необходимое
направление работы – постоянное
наблюдение за происходящим
в коллективе и с его
членами, психолого-педагогический
анализ и оценка его,
помощь в преодолении
чрезмерных трудностей
и коррекция негативных
отклонений. Даже в хорошем коллективе
его многообусловленная жизнь не лишена
внутренних напряжений, противоречий,
отставания в чем-то, негативных влияний
извне. Могут возникать споры, претензии,
недовольства, ошибочные мнения, обострения
взаимоотношений, сбои во взаимодействии,
формироваться не всегда полезные неформальные
микрогруппы (например, по признакам землячества,
национальным, военному опыту, общности
особых привычек и потребностей, выделяемых
руководителем «любимчиков» и др.), отрицательные
обычаи и традиции (распития по любому
поводу, «дедовщина» т.п.). Руководителю,
педагогу важно подметить все это на стадии
зарождения, «не запускать болезнь» и
принять своевременные тактичные, но эффективные
меры (опять-таки с привлечением самодеятельных
организаций и членов актива), не успокаиваться,
не убедившись, что проблема решена. Негативные
явления с разросшимися в коллективе глубокими
психологическими «корнями», опутавшими
многих и многое, крайне трудно устранимы.
Один из зачинателей социально-психологического
движения 60-х годов В.Н.Колбановский считал,
что коллектив с отрицательными традициями
практически исправить невозможно; его
следует полностью расформировать и на
его месте сформировать новый из других
людей. Чтобы не оказаться перед невероятно
сложной педагогической проблемой исправления
ошибок в работе с коллективом и отдельными
личностями, не нужно допускать педагогической
запущенности.
Список литературы:
3Новосельцев И.Н.,
Наши подростки., М, 1989 – 128с.