Классный час “Путь к себе”

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:15, аттестационная работа

Описание работы

Цель: помочь ученику разобраться в себе, формировать нравственные категории личности (совесть, доброта, милосердие, гуманизм). Побудить задуматься о смысле и целях человеческой жизни, о том, каково назначение человека.

Работа содержит 1 файл

Классный час.docx

— 29.67 Кб (Скачать)
 
 

Классный  час “Путь к  себе” 

      Цель: помочь ученику разобраться в себе, формировать нравственные категории личности (совесть, доброта, милосердие, гуманизм). Побудить задуматься о смысле и целях человеческой жизни, о том, каково назначение человека. 

      Предварительная работа к классному часу:

      1. подготовка оформления

      2. анкетирование учащихся

      3. в дневник каждого вклеиваются слова Джеральда Джапольски “Тропинки к себе

      4.Оформление

      1.крылатые слова, развешанные по кабинету:

      1. “Человек - есть мера всех вещей”  Протагор

      2. Молодым людям надо почаще смотреться в зеркало: красивым - чтобы не срамить своей красоты, безобразным - чтобы воспитанием скрасить свое безобразие.  Сократ

      3. Дурные надежды, как дурные  путеводители, ведут к дурным  поступкам. Пифагор

      4. Прекрасное достигается путем  учения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой,  без труда.   Демокрит

      5. Не делай никому того, что ты  не хочешь, чтобы было сделано  тебе.   Хилон 

      5. Музыкальное сопровождение

      7. Презентация (мультимедиа)

      8. Карточки – пазлы “Социальные качества”: гуманность, честность, отзавчивость, доброта, скромность, искренность, милосердие, патриотизм

      9. Свеча, бумажный черно-белый силуэт человека, шоколадка, плюшевый котенок, медаль

      10. Каждому на сердечках заповеди-пути, которые вклеить в дневники, собранные до урока 

      Ход занятия:

      1. Орг. момент. Психологический  настрой. “Игра  в ассоциации”

      Звучит  тихая музыка

      - Свечка, свечечка, свеча... Какие ассоциации  вызывает у нас она?  (Ответы  учащихся)

      Есть  такое выражение: “Сгорел как  свечка”. Не похожа ли свеча на жизнь  человека?

      Вот она горит - сначала робко (зажечь), затем - сильнее, увереннее. Пламя свечи колеблется от любого движения воздуха (слегка подуть). И чем сильнее дуновение, тем большая опасность грозит ей. Постепенно свеча затухает, когда фитиль догорает, а воск тает... Так и человеческая жизнь, словно пламя свечи, может в любой момент исчезнуть от сильного дуновения  ветра судьбы.

      слайд “Гадание при свечах”или видеофрагмент

      = Хазова Р.

      С древних времен у русского народа есть традиция - гадать при свечах (В  Рождество, святки, Крещение): сквозь пламя  свечи человек в зеркале пытается разгадать свою судьбу, узнать, что  его ожидает, чтобы сориентироваться  на жизненной дороге.

      - Вот и вас время заставляет  уже сейчас определиться , куда идти, каково ваше назначение, а самое главное, каким быть .  Я думаю, в этом вам неможечко поможет наша сегодняшняя беседа.

      слайд “тема: “Путь к  себе” проблемный вопрос: Каково назначение человека?.........”

      Надеюсь, что в конце нашего занятия  мы ответим на вопрос, поставленный Станиславом Ежи Лецем. 

2.Основная  часть

        - Предлагаю разобраться сначала в том, что такое человек, чем он наполнен. (на доске бумажный черно-белый силуэт человека). Почему изображение человека черно-белое? (ответы учащихся о символическом значении черного и белого цвета в этой модели) слайд “изображение человека черно-белое”

      - Обращение к родителям:

      Уважаемые мамы, скажите, какими бы хотели видеть своих детей. (ответ родительницы) 

      - Какими же качествами должен  быть заполнен этот белый человек?

      упражнение: “Социальные качества” Учитель  читает  высказывание , ученики называют качество, находят среди подвешенных пазл с нужной записью и крепит на доску (Составляется из пазлов макет человека)

      - Как бы вы назвали такого  человека? (ответы учащихся). Тот,  каким надо быть; Человек с  большой буквы; человек будущего; человек-мечта.

      - Мне на память пришла одна  притча:

      “Жил  на свете юноша, который искал  истину. Один старец сказал:”Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь”. На площади юноша обнаружил лишь три лавки: в одной продавали кусочки металла, в другой - кусочки дерева, а в третьей - тонкую проволоку. Казалось, ничего из этого не имеет отношения к раскрытию истины. Но однажды юноша услышал чудесную музыку скрипки. Инструмент был изготовлен из тонких проволочек-струн, металла и дерева. И наконец, он понял слова старца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача- это все собрать воедино и использовать по назначению”

        Вот также и вы, имеете многие  качества “Человека с большой  буквы”. Важно эти качества в  себе увидеть и развить.

Практические  ситуации- пути к себе.

  • “Черный ящик” Приглашаются три ученика.

      - Перед вами коробка с отверстиями  с разных сторон. Внутри  неё  - предмет, посмотрите в отверстие  и попробуйте описать только  то, что вы видите, не называя  самого предмета.  (описания учащихся)

      - Совпадают ли ваши мнения? Почему  ваши мнения не совпадают? 

      Вывод: каждый человек не похож на другого, надо уважать мнение каждого.

      Я выбираю свои ощущения.

      “Нам  легко видеть вещи с нашей собственной  точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо  труднее”,- рассуждал Н.А. Бердяев  Слайд с словами Бердяева

       

  • “В картинной галерее” работа в группах

      - перед вами три картины: 

      пусть каждый из вас выберет ту картину, которая вам понравилась.(формируются группы, выражается общее мнение выбора).

      А теперь узнаем, идеи картин: слайд “Идеи картин”

      1. Жизнь как наслаждение

      2. Жизнь как общение с другими  людьми.

      3. Жизнь как поиск смысла.

      Теперь, узнав идею зала, вы уверены в  своем выборе. Если нет, у вас есть возможность изменить свое решение  (повторный выбор) 

Вывод: на пути к себе - научиться  делать выбор. м.б. стихотв. стр. 103

      Я сам определяю  свои взгляды на жизнь

  • “Торги”  2-3 пары

      в каждой паре один участник- покупатель, другой - продавец, владелец предмета (шоколадка, плюшевый котенок, медаль). Идея игры: покупателю необходима вещь, владельцем которой является продавец, причем покупатель может предлагать даже необычные, сверхчеловеческие цены: бессмертие, славу, богатство. 

вывод: Есть вещи, которые  имеют цену, а есть вещи, которые имеют  только ценность, но не имеют цены. На пути к себе научиться не предавать совесть, слушать свое сердце.

      Я имею свои ценности.  

      До  классного часа мы  в классе провели  анкетирование и первый вопрос был такой: расположить по степени важности некоторые категории.

  • Результаты анкетирования (Пунько К.) слайд диаграмма результатов 1 вопроса

      -Путь  Л.Н. Толстого к себе был  очень тернистым (вспомним, какую  ошибку вовремя сумел исправит в себе этот великий писатель -  ответы учащихся ( не стать ком эль фо). Так вот Лев Николаевич писал : “Имей цель всей жизни, ...цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты .”

        Второй вопрос в анкете: “ Мои  планы на дальнейшую жизнь  после окончания школы”

  • Результаты второго вопроса слайд Пунько К.
 

      3. Заключительная часть. Выводы.

        Чтобы стать Человеком с большой  буквы, наполненным такими прекрасными  качествами, как доброта, милосердие, гуманизм..., придется пройти сложный путь к себе. Назовем основные этапы этого пути:  Слайд 

        уважать мнение  каждого

               научиться делать выбор

      иметь  свои ценности

      ставить перед собой цель 

      ( раздать каждому  на сердечках,  которые вклеить  в дневники, эти  заповеди-пути)

      Я думаю, если соблюдать эти заповеди, то легко ответить на вопрос, заданный в начале урока: каково назначение человека? .... (ответы учащихся)  Быть им. слайд с этим вопросом и ответом 

      4. Рефлексия. Учащиеся и родители, желающие из присутствующих

      Снять со стен понравившееся высказывание и прокомментировать его 

  • Мое жизненное кредо (ответы)

   Зажечь свечу и под сопровождение музыки: 

      -Мне  хочется закончить наш разговор  небольшой историей:

         Семья проводила выходной  день  на пляже. Дети купались, строили  замки из песка. Вдалеке показалась  маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда её была грязная, рваная. Она подбирала какие-то предметы и складывала их  в сумку.

          Родители велели детям подальше  держаться от этой оборванки. Когда она проходила мимо, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

          Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю  свою жизнь посвятила тому, чтобы  подбирать с пляжа осколки  стекла, которыми дети могли порезать  себе ноги... 

   эту историю не комментировать, но на слайдах сопровождать или закончить словами, не читая их вслух, 

      “Есть два чуда- звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас” Кант 

      “Главная  потребность - быть Человеком” 
 

      ИНФОРМАЦИЯ  ДЛЯ СЛАЙДОВ

      1. ФОТОГРАФИИ КЛАССА (ФОН)

      2.слайд “Гадание при свечах”или видеофрагмент

      3.слайд “тема: “Путь к себе” проблемный вопрос: Каково назначение человека?.........”

      4слайд “изображение человека черно-белое”

      5 “Нам легко видеть вещи с нашей собственной точки зрения, принимать во внимание взгляды других людей гораздо труднее”,- рассуждал Н.А. Бердяев Слайд с словами Бердяева

      6 слайд “Идеи картин”

      1. Жизнь как наслаждение

      2. Жизнь как общение с другими  людьми.

      3. Жизнь как поиск смысла. 
 

      7слайд диаграмма результатов 1 вопроса

      8. Результаты второго  вопроса слайд  Пунько К.

      9.Слайд 

        уважать мнение  каждого

              научиться делать выбор

      иметь  свои ценности

      ставить перед собой цель 

      10..слайд “тема: “Путь к себе” 

      Каково  назначение человека?.........” 

      11. “Есть два чуда- звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас” Кант 

      “Главная  потребность- быть Человеком”

 

      СЛОВА ДЛЯ ПАЗЛОВ

      гуманность, честность, отзывчивость, доброта, скромность, искренность, милосердие, патриотизм 

СЛОВА ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ КАБИНЕТА 

Информация о работе Классный час “Путь к себе”