Категория педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения.

Работа содержит 1 файл

Категории педагогики.docx

— 25.56 Кб (Скачать)

     В узком смысле под воспитанием  понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать  у человека систему качеств или  какое-нибудь конкретное качество.

     Одной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них  является обеспечение включенности молодых людей в реальные отношения, т.е. возникновение у них личностного  состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и  субъективный компоненты. Объективным  компонентом является собственно деятельность личности, субъективным – отношение  личности к данной деятельности. Вторым условием является самореализация детей  в процессе социального взаимодействия.

     Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью –  полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а  воспитание обращено, кроме этого, к  тому, чего у него нет, что дано в  общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём  единстве развитие, социализация и  воспитание составляют сущность формирования личности.

     Обучение. В педагогической литературе существует множество определений категории  обучения. Эту категорию определяют как бы с двух позиций: результата и процесса.

     В первом случае обучение определяют как  процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.

     В процессе обучения происходит управляемое  познание. Обучение всецело зависит  от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь  этих процессов, каждый имеет свои особенности.

     Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию  как полноценной личности, развивает  его индивидуальность.

     Развитие, обучение, воспитание – взаимосвязанные  процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность.

     В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению.

     В педагогике широко используется также  термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и  других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это – педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет  следующим образом соотнести  упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в  результате его социализации и воспитания».

     Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью –  полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что  уже присуще индивиду, а воспитание и обучение – к тому, чего у  него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуются и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственное направление. В своём единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.  

     1.4 Педагогическая деятельность  

     Педагогическая  деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая деятельность как сложная динамическая система наиболее полно представлена в работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она выделяет пять тесно взаимосвязанных ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей через решение педагогических задач: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В. Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу в педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность учителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала, информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических задач.

     «Конструктивная деятельность учителя только в том  случае приносит плоды, когда сочетается с организаторской деятельностью. Как бы хорошо ни был отобран материал и как бы интересно он ни был  построен, учитель не будет иметь  успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную… Каждое целесообразное педагогическое действие учителя в конкретном счете представляет собой какое-либо организаторский акт».

     Коммуникативная деятельность означает оперативное  решение задач, устанавливающих  педагогически целесообразные взаимоотношения  педагога с учащимися, другими учителями, родителями и т.д. 

     1.5 Образовательный  и педагогический  процесс 

     Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение  их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.

     В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят  раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс  в начальной школе», или дать описание образовательного процесса в нормативных  документах (например, требование к  образовательному процессу в государственном  стандарте образования).

     В других случаях понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).

     Понятие «педагогический процесс» отражает конкретную практическую деятельность педагога или педагогического коллектива. Так называют целостный процесс  осуществления образования путем  обеспечения единства обучения и  воспитания. Синонимом является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс». 

     1.6 Педагогическое взаимодействие 

     Взаимодействие  – философская категория, отражающая процессы воздействия различных  объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. К общим свойствам всех педагогических явлений относится  взаимодействие учителя и ученика, в котором реализуются задачи обучения, воспитания и развития школьников в единстве и взаимосвязи. В педагогическом отношении под структурированием  взаимодействия преподавателя и  учащихся понимается процесс целенаправленного  планирования и организации деятельностей  на основе единства их структур.

 

     

     Используемая  литература 

  1. Гребенюк  О.С. Рожков М.И. Общие  основы педагогики. М.: «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.
  2. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. Книга для учителя – М.: Просвещение, 2001
  3. Есипова Б.П. Педагогика. М.: Просвещение, 2004.

Информация о работе Категория педагогики