Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:47, контрольная работа
Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения.
В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, которые призваны формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество.
Одной
из главных задач воспитания человека
является его социальное самоопределение,
которое зависит от реализации двух
важнейших условий. Первым из них
является обеспечение включенности
молодых людей в реальные отношения,
т.е. возникновение у них
Таким образом, образование, социализация, развитие и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью – полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своём единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.
Обучение.
В педагогической литературе существует
множество определений
В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование определённых знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором – обучение определяют как взаимодействие между обучающим и обучаемым.
В процессе обучения происходит управляемое познание. Обучение всецело зависит от мотивов учения, от действий ученика. Поэтому этот процесс двусторонний: обучающий учит, а обучаемый учится. Несмотря на единство и взаимосвязь этих процессов, каждый имеет свои особенности.
Обучение, формируя общественный опыт, является необходимым условием социализации человека, способствует его образованию как полноценной личности, развивает его индивидуальность.
Развитие,
обучение, воспитание – взаимосвязанные
процессы, существенное влияние на
которые может оказать
В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель – изменить индивида и способствовать его социальному становлению.
В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание чему-либо определенной формы. Это – педагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в результате его социализации и воспитания».
Обучение,
развитие и воспитание воздействуют
на один и тот же предмет (индивида)
с одной и той же целью –
полной его реализации в обществе,
однако развитие обращено к тому, что
уже присуще индивиду, а воспитание
и обучение – к тому, чего у
него нет, но что дано в культуре,
в общественной морали, в нравственных
качествах людей. Личностные качества
и индивидуальные дополняют друг друга,
поэтому в педагогике исследуются и воспитание
личности, и развитие индивидуальности,
и обучение как процесс передачи культуры
(социального опыта). Воспитание как бы
обрамляет развитие, придает качествам
индивида нравственное направление. В
своём единстве обучение, развитие и воспитание
составляют сущность онтогенеза личности
и результат целенаправленной социализации
индивида.
1.4
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Эти воздействия ориентированы на упорядочение системы отношений, т.е. педагог, прежде всего, реализует управленческие задачи по отношению к конкретному человеку. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития и саморазвития индивидуальности. Педагогическая деятельность как сложная динамическая система наиболее полно представлена в работах Н.В. Кузьминой, её учеников и последователей. Она выделяет пять тесно взаимосвязанных ее компонентов, направленных на достижение педагогической целей через решение педагогических задач: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент Н.В. Кузьмина рассматривает как способность к анализу, общению, переносу в педагогической деятельности. Проектировочный компонент включает умения в областях: формулирования системы целей и задач; планирования деятельности учащихся; планирования собственной деятельности. Конструктивная деятельность учителя рассматривается Н.В. Кузьминой как предметно-содержательная. Она связана с отбором, композиционным построением учебно-воспитательного материала, информация, которая должна стать достоянием ученика; с проектированием деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, а также собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися, с учетом уровня их возможностей. Конструктивная деятельность, по мнению автора, является по сути проектировочной. Но конструктивные умения связаны с формированием тактических задач.
«Конструктивная
деятельность учителя только в том
случае приносит плоды, когда сочетается
с организаторской
Коммуникативная
деятельность означает оперативное
решение задач, устанавливающих
педагогически целесообразные взаимоотношения
педагога с учащимися, другими учителями,
родителями и т.д.
1.5
Образовательный
и педагогический
процесс
Образовательный и педагогический процесс во многом синонимичные понятия. Происхождение их можно объяснить следующими обстоятельствами. В одних странах (Германия, Россия, Польша и др.) употребляется термин «педагогика», в других (англоязычные страны) этого термина нет, но есть термин «education» - «образование». Поэтому в одних странах употребляется понятие «образовательный процесс», в других – «педагогический процесс». В России употребляются оба понятия.
В одних случаях «образовательный процесс» употребляется, когда хотят раскрыть общественную сторону явления, например, «образовательный процесс в начальной школе», или дать описание образовательного процесса в нормативных документах (например, требование к образовательному процессу в государственном стандарте образования).
В других случаях понятие трактуется как единство процессов обучения и воспитания (учебно-воспитательный процесс).
Понятие
«педагогический процесс» отражает
конкретную практическую деятельность
педагога или педагогического
1.6
Педагогическое взаимодействие
Взаимодействие
– философская категория, отражающая
процессы воздействия различных
объектов друг на друга, их взаимную обусловленность,
изменение состояния, взаимопереход,
а также порождение одним объектом
другого. К общим свойствам всех
педагогических явлений относится
взаимодействие учителя и ученика,
в котором реализуются задачи
обучения, воспитания и развития школьников
в единстве и взаимосвязи. В педагогическом
отношении под
Используемая
литература