Категория педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:47, контрольная работа

Описание работы

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия.
Необходимо выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает педагогическая наука и на изменение которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет педагогики, т.е. процессы, на основе которых происходят эти изменения.

Работа содержит 1 файл

Категории педагогики.docx

— 25.56 Кб (Скачать)

     1. Основные категории  педагогики 

     Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке  понятия.

     Необходимо  выделить три группы таких категорий. Первая группа характеризует объект педагогики. Это «индивидуальность» и «личность», т.е. категории, отражающие те стороны человека, которые изучает  педагогическая наука и на изменение  которых влияет педагогическая практика. Вторая группа характеризует предмет  педагогики, т.е. процессы, на основе которых  происходят эти изменения. Это социализация, образование, воспитание, обучение. И  третья группа – категории, интегрирующие  основные педагогические средства. Это  педагогическая деятельность, образовательный  процесс, педагогическое взаимодействие. 

     1.1 Личность и индивидуальность 

     Как известно, в человеке выделяют три  грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность) выделяют третью грань – «человеческое  в человеке» (индивидуальность) –  и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность, т.е. в  каждом присутствуют и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).

     Понятие «индивид» обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врождённого и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных черт.

     Личность  отражает социальное начало в человеке, его принадлежность к социальному  миру. Личность есть живая система  отношений между поведениями, отношений, в конечном итоге, общественных, но которые всегда связаны с человеческим поведением. Личность определяется тем, насколько включена индивидуальная деятельность в социальный мир отношений. Личность – это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и так далее, а они, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Это сложная система социально значимых актов, проявление способностей в социальном мире. Поэтому основная функция личности – это развитие своих способностей. личность определяется совокупностью устойчивых качеств, которых насчитывается свыше полутора тысяч (ответственное и безразличное отношение к людям, делу, природе; доброжелательность и агрессивность и т.п.).

     Индивидуальность  – это то, что отличает человека от животного и социального мира. Она дает возможность проявиться человеку как свободному независимому существу (И.Кант). В индивидуальности скрыт источник его деяний. Она  рассматривается как высокий  уровень развития человеческого  в человеке. Индивид, у которого развита  индивидуальность, полностью опирается  и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный  человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.

     Личностные  и индивидуальные качества дополняют  друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусматривать  и воспитание личности, и развитие индивидуальности. 

     1.2 Образование и  социализация человека 

     Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. Причем в это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа.

     Образование предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность.

     Образованный  человек – это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

     Социализация  – это взаимодействие человека с  окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также  саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия с окружающей средой, а также в  ходе целенаправленного, педагогически  организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует  человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной  стороны, усвоение индивидом социального  опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с  другой стороны, процесс воспроизводства  системы социальных связей индивидов  за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

     Социализация  выступает как элемент механизма  саморегуляции социальной жизни, обеспечивает сохранение и развитие социума. При  этом человек не только обогащается  опытом, но и реализует себя как  личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. От того, как  индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации  влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться  влиянию других людей.

     Социализация  формирует личность, существенные черты  которой определяются тем, какое  место занимает человек в системе  общественных отношений. П.Н. Наторп писал: «Человек становится человеком благодаря  человеческой общности…, не вырастает  в одиночестве, не вырастает и  просто один рядом с другим, в  приблизительно одинаковых условиях, но каждый – под многосторонними  влияниями друг друга, непрестанно  реагируя на эти влияния».

     В первой половине ХХ века психологи  Н.Миллер и Дж. Доллард ввели в  научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатывается концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

     Социализация  – это процесс, которой позволяет  ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни  в качестве полноценного члена общества. По Ж.Пиаже, социализация – это процесс  адаптации к социальной среде, состоящий  в том, чтобы ребенок, достигнув  определённого уровня развития, становился способным к сотрудничеству с  другими людьми. В отечественной  педагогике введено аналогичное  понимание этого процесса.

     В процессе социализации решаются две  группы задач: социальной адаптации  и социальной автономизации личности. Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически  единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям общественной среды, а социальная автономизация –  реализацию совокупности установок  на себя, устойчивость в поведении  и отношениях, которая соответствует  представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации  регулируется кажущимися противоречивыми  мотивами «быть со всеми» и «оставаться  самим собой». Несомненно, результатом  социализации человека также является общественная активность – реализуемая  готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека. Таким  образом, критериями, которые свидетельствуют  о социализации человека, являются: социальная адаптированность, социальная автономность и социальная активность.

     Выделяют  три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

     В деятельности личность все новые  и новые виды, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между  её различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей  и осмысление их значимости.

     Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно  понимать как умножение контактов  человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

     Третья  сфера социализации – самопознание личности, которое предполагает становление  в человеке «образца его Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося  на протяжении всей жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

     Процесс социализации предполагает единство изменений  всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

     Социализация  ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку  знания, приобретаемые на уроках, можно  рассматривать как базу для социального  становления человека.

     На  социализацию ребенка существенное влияние оказывает и характер отношений с педагогами, родителями и другими детьми. В этом плане  значим правильный выбор педагогических средств, который, с одной стороны, помогает ребенку реализовать себя, с другой – присвоить социальный опыт и соответственно определить свой способ поведения в структуре  социального и педагогического  взаимодействия.

 

      1.3 Развитие, воспитание, обучение 

     Развитие  – это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к  высшему; процесс, в котором постепенное  накопление количественных изменений  приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека подчиняется общим закономерностям. Поскольку оно, как и все явления природы, имеет свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, ему свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек и как он может ответить на эти требования).

     Когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и  социального (личность) в человеке. В педагогике к этому понятию относится развитие индивидуальности и организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

     Развитие  личности представляет собой единый процесс, в котором происходят как  количественные, так и качественные преобразования. Это предполагает разрешение различного рода противоречий, которые  являются источниками развития личности:

     - противоречие между потребителями  детей и возможностями их удовольствия;

     - противоречие между возможностями  ребенка и требованиями общества;

     - противоречия между целями, которые  ставит перед собой ребенок,  и условиями их достижения.

     Эти противоречия проявляются по-разному  на различных возрастных этапах развития человека.

     Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

     - «уровень актуального развития»  - отражает наличные особенности  психических функций ребенка,  которые сложились на сегодняшний  день;

     - «зону ближайшего развития» - отражает возможности достижений  ребенка в условиях сотрудничества  со взрослыми.

     Существенное  значение для социализации человека имеет воспитание.

     Воспитание  – одна из основных категорий педагогики. Проблема определения сущности этого  понятия является одной из самых  древних. Раньше оно рассматривалось, исходя из социальных установок и  актуальных задач общества, которое  при этом чаще заботилось о своей  стабильности, чем о развитии потенциалов  человека. Изменения социально-экономических  условий, возникшее в результате крушения тоталитаризма в стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и в сфере  образования, требует новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного  процесса в школе. Многие ученые стали  отказываться от специфического для  отечественной науки термина  и заменять его привычным, для  многих стран более широким, термином «образование».

     Рассматривая  различные трактовки понятия  «воспитание», можно определить общие  признаки, которые выделяются большинством исследователей:

     - целенаправленность воздействий  на воспитанника;

     - социальную направленность этих  воздействий;

     - создание условий для усвоения  ребенком определенных норм отношений;

     - освоение человеком комплекса  социальных ролей.

     Общая социальная функция воспитания состоит  в том, чтобы передавать из поколения  в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание – вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретные же его социальные функции, содержание и сущность изменяется в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Информация о работе Категория педагогики