Категориальный аппарат педагогики

Автор: n********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Предмет, объект, задачи педагогики. Основные категории педагогики. Понятие о законах воспитания.

Работа содержит 1 файл

Категориальный аппарат педагогики (КР).doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     Педагогическая  деятельность носит конкретно-исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Воспитание – объективно-закономерный исторический процесс. Педагогическая деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает в недрах воспитания и развивается на основе воспитательной практики. (2 с.29)

     Очевидно, сто педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность – профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек по отношению к самому себе, занимаясь самообразование и самовоспитанием. (4 с.24) 

     Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное односторонне воздействие, принятое в авторитарной педагогике, заменяется взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Ее основными параметрами являются взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

     Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающие их взаимную свзь.

     Важнейшей характеристикой личностной стороны  педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

     Педагогическое  взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную. Другими словами, педагог и ученики  воспринимают в процессе взаимодействия, с одной стороны функции и роли друг друга, а с другой, индивидуальные, личностные качества.

     Личностные  и ролевые установки педагога проявляются в его поведенческих  актах , но преобладание какой-либо из них обусловливает соответствующий  эффект влияния его личности на ученика.

     Следует обратить внимание, на то, что категоря педагогического воздействия учитывает  личностные характеристики взаимодействующих  субъектов и обеспечивает как  освоение  социальных навыков, так  и взаимопреобразование на принципах  доверия и творчества, паритетности и сотрудничества. (3 с.60-63) 

     Педагогический  процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития учеников. (1 с. 29)

     Данный  процесс представляет собой на механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.(6 с.169)

     Педагогический  процесс создается педагогом. С  его помощью педагог организует  взаимно приемлемые отношения с  воспитанником, направляет и стимулирует  развитие воспитанника, защищает от вредных воздействий среды. (1 с. 31) 

     Понятие о законах воспитания. 

     В некоторых источниках вместо понятия  «законы воспитания» используется понятие «принципы воспитания». В своей работе я также заменю понятие «закон» понятием «принцип».

     Принципы (законы) воспитания это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации воспитательного процесса. К этим принципам предъявляются определенные требования:

  • Обязательность. Принципы воспитания требуют обязательного и полного воплощения в практику.
  • Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
  • Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса. (7 с.40)

      Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

  • Общая направленность воспитания. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов.  Один из эффективных путей реализации принципа – введение специальных школьных предметов и наполнение соответствующим содержанием других школьных дисциплин. (7 с.42-47)
  • Опора на положительно. Требования принципа опоры на положительное в воспитании звучит следующим образом: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания. (7 с.49)
  • Гуманизация воспитания. Этот принцип требует: 1) гуманного отношения к личности воспитанника; 2) уважения его прав и свобод; 3) уважения права человека быть самим собой; 4) предъявления воспитаннику посильны и разумно сформулированных требований; 5) ненасильственного формирования требуемых качеств; 6) признания права личности на отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат его убеждениям. (8 с.51)
  • Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики – направленность   личности, ее ценностные установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.
  • Единство воспитательных воздействий. Этот принцип требует. Чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию действовали сообща. Предъявляли воспитанникам согласованные требования, или рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. (8 с.55)  
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

 
   
  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учеб. пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Деловая  книга, 1996. – 334с.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. педаг. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464 с.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч. пос. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов  и др.; Под ред. С.А, Смирнова. – М.: Академия, 200. – 512 с.   
  4. Педагогика: учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И, мищенко, Е.Н, Шиянов. – М.: Школа-пресс, 1997. – 512 с.
  5. Педагогика: Учеб. пособие для студ педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.
  6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие для студ пед. Вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  7. Подласый И.П, Педагогика. Новый курс: учеб. пособие для студ пед. Вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 254 с.
  8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1993. – 608 с., т.! – А-М.

Информация о работе Категориальный аппарат педагогики