Педагогическая
деятельность носит конкретно-исторический
характер. Воспитание и педагогическая
деятельность едины и противоположны.
Воспитание – объективно-закономерный
исторический процесс. Педагогическая
деятельность как субъективное отражение
этого процесса возникает в недрах воспитания
и развивается на основе воспитательной
практики. (2 с.29)
Очевидно,
сто педагогическую деятельность осуществляют
не только педагоги, но и родители, общественные
организации, руководители предприятий
и учреждений, производственные и другие
группы, а также в известной мере средства
массовой информации. Однако в первом
случае эта деятельность – профессиональная,
а во втором – общепедагогическая, которую
вольно или невольно осуществляет каждый
человек по отношению к самому себе, занимаясь
самообразование и самовоспитанием. (4
с.24)
Современная
педагогика меняет свои ведущие принципы.
Активное односторонне воздействие, принятое
в авторитарной педагогике, заменяется
взаимодействием, в основе которого лежит
совместная деятельность педагогов и
учащихся. Ее основными параметрами являются
взаимоотношения, взаимоприятие, поддержка,
доверие, синтонность и др.
Сущностью
педагогического взаимодействия
является прямое или косвенное воздействие
субъектов этого процесса друг на друга,
порождающие их взаимную свзь.
Важнейшей
характеристикой личностной стороны
педагогического взаимодействия является
возможность воздействовать друг на
друга и производить реальные
преобразования не только в познавательной,
эмоционально-волевой, но и в личностной
сфере.
Педагогическое
взаимодействие имеет две стороны:
функционально-ролевую и личностную.
Другими словами, педагог и ученики
воспринимают в процессе взаимодействия,
с одной стороны функции и роли друг друга,
а с другой, индивидуальные, личностные
качества.
Личностные
и ролевые установки педагога
проявляются в его поведенческих
актах , но преобладание какой-либо из
них обусловливает соответствующий
эффект влияния его личности на ученика.
Следует
обратить внимание, на то, что категоря
педагогического воздействия учитывает
личностные характеристики взаимодействующих
субъектов и обеспечивает как
освоение социальных навыков, так
и взаимопреобразование на принципах
доверия и творчества, паритетности и
сотрудничества. (3 с.60-63)
Педагогический
процесс есть способ организации
воспитательных отношений, заключающийся
в целенаправленном отборе и использовании
внешних факторов развития учеников. (1
с. 29)
Данный
процесс представляет собой на механическое
соединение процессов воспитания, обучения,
развития, а новое качественное образование,
подчиняющееся своим особым закономерностям.
Целостность, общность, единство – главные
характеристики педагогического процесса,
подчеркивающие подчинение всех составляющих
его процессов единой цели.(6 с.169)
Педагогический
процесс создается педагогом. С
его помощью педагог организует
взаимно приемлемые отношения с
воспитанником, направляет и стимулирует
развитие воспитанника, защищает от вредных
воздействий среды. (1 с. 31)
Понятие
о законах воспитания.
В
некоторых источниках вместо понятия
«законы воспитания» используется
понятие «принципы воспитания».
В своей работе я также заменю
понятие «закон» понятием «принцип».
Принципы
(законы) воспитания это общие исходные
положения, в которых выражены основные
требования к содержанию, методам организации
воспитательного процесса. К этим принципам
предъявляются определенные требования:
- Обязательность.
Принципы воспитания требуют обязательного
и полного воплощения в практику.
- Комплексность.
Принципы несут в себе требование комплексности,
предполагающее их одновременное, а не
поочередное применение на всех этапах
воспитательного процесса. Принципы используются
не в цепочке, а фронтально и все сразу.
- Равнозначность.
Принципы воспитания как общие фундаментальные
положения равнозначны. Одинаковое внимание
ко всем принципам предотвращает возможные
нарушения течения воспитательного процесса.
(7 с.40)
Современная
отечественная система воспитания
руководствуется следующими принципами:
- Общая
направленность воспитания.
Воспитание ориентировано на поддержку
и упрочение государственного строя, его
институтов, формирование гражданских
и социальных качеств на основе принятых
и действующих в государстве идеологии,
конституции, законов. Один из эффективных
путей реализации принципа – введение
специальных школьных предметов и наполнение
соответствующим содержанием других школьных
дисциплин. (7 с.42-47)
- Опора
на положительно.
Требования принципа опоры на положительное
в воспитании звучит следующим образом:
педагоги обязаны выявлять положительное
в человеке и, опираясь на хорошее, развивать
другие, недостаточно сформированные
или отрицательно сориентированные качества,
доводя их до необходимого уровня и гармоничного
сочетания. (7 с.49)
- Гуманизация
воспитания. Этот принцип требует: 1)
гуманного отношения к личности воспитанника;
2) уважения его прав и свобод; 3) уважения
права человека быть самим собой; 4) предъявления
воспитаннику посильны и разумно сформулированных
требований; 5) ненасильственного формирования
требуемых качеств; 6) признания права
личности на отказ от формирования тех
качеств, которые по каким-либо причинам
противоречат его убеждениям. (8 с.51)
- Личностный
подход понимается как опора на личностные
качества. Последние выражают очень важные
для воспитания характеристики – направленность
личности, ее ценностные установки, доминирующие
мотивы деятельности и поведения.
- Единство
воспитательных воздействий.
Этот принцип требует. Чтобы все лица,
организации, общественные институты,
причастные к воспитанию действовали
сообща. Предъявляли воспитанникам согласованные
требования, или рука об руку, помогая
друг другу, дополняя и усиливая педагогическое
воздействие. (8 с.55)
Список
литературы
- Безрукова
В.С. Педагогика. Проективная педагогика:
учеб. пособие для инженерно-педагогических
институтов и индустриально-педагогических
техникумов. – Екатеринбург: Деловая
книга, 1996. – 334с.
- Лихачев Б.Т.
Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие
для студ. педаг. учеб. заведений и слушателей
ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. – 464
с.
- Педагогика:
педагогические теории, системы, технологии:
Уч. пос. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов
и др.; Под ред. С.А, Смирнова. – М.: Академия,
200. – 512 с.
- Педагогика:
учеб. пособие. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,
А.И, мищенко, Е.Н, Шиянов. – М.: Школа-пресс,
1997. – 512 с.
- Педагогика:
Учеб. пособие для студ педагогических
вузов и педагогических колледжей. / Под
ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское
педагогическое агентство, 1996. – 604 с.
- Подласый
И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие
для студ пед. Вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС,
1999. – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
– 576 с.
- Подласый
И.П, Педагогика. Новый курс: учеб. пособие
для студ пед. Вузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС,
1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 254 с.
- Российская
педагогическая энциклопедия. В 2 тт. /
Гл. ред. В. Давыдов. – М.: Большая российская
энциклопедия, 1993. – 608 с., т.! – А-М.