Категориальный аппарат педагогики

Автор: n********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 10:44, контрольная работа

Описание работы

Предмет, объект, задачи педагогики. Основные категории педагогики. Понятие о законах воспитания.

Работа содержит 1 файл

Категориальный аппарат педагогики (КР).doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Контрольная работа

Тема: «Категориальный  аппарат педагогики»

     Предмет, объект, задачи педагогики.

 

     Педагогика  – наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом. (1 с. 3)

     Предметом педагогической науки издавна принято считать воспитание в его интегральном и дифференциальном понимании. Существует и другое понимание предмета педагогики, когда им называют педагогическую систему. Оба предмета отвечают истине, хотя второй может представляться как реализация первого. (5 с. 7)

     А.С. Макаренко сформулировал мысль  о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что объектом научной  педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

     Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. (4 с. 75) 

     Как у любой другой науки у педагогики есть свои определенные задачи. Эти  задачи словно делят на две группы: теоретические и технологические.

     Теоретические:

  • изучение передового и новаторского опыта;
  • выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
  • исследование педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

      Технологические:

  • разработка соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание характер;
  • внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
  • оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействие научной теории и практической деятельности. (4 с. 76-77)
 

      Основные  категории педагогики. 

     К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. Категории пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему. (1 с.5) К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Также педагогическая наука широко оперирует общенаучными категориями, такими как развитие и формирование. (6 с.24) 

     Воспитание  – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи.

     Процесс воспитания можно представить в  виде схемы: включение человека в  систему отношений институтов воспитания, приобретение и накопление знаний и  других элементов социального опыта, интериоризации, т.е. преобразования внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности, и эстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

     Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное воздействие различных субъектов: индивидуальных, групповых и условно-социальных – институтов воспитания.

     Современное воспитание направлено на формирование у личности, с одной стороны, нравственно-мировоззренческой устойчивости, с другой, гибкости. В быстроменяющемся мире человек может жить и эффективно функционировать, обладая высокой психологической гибкостью. В то же время человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень,  мировоззрение, убеждения, иначе при каждом изменении, развитии общества у человека могут проявляться невротическая реакция, дезадаптация, дезинтеграция личности.

     Непосредственно воспитание подрастающего поколения  заняты дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, внешкольные учреждения, летние объединения детей, подростков, юношей, детские дома, школы-интернаты, специальные воспитательные заведения (как для одаренных детей, так и для детей с физическими и социальными дефектами и отклонениями), объединения по интересам по месту жительств. (8 с. 165-167) 

     Обучение  – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный  на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения- готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенствования путем много кратного упражнения.

     Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и другие установки. Поэтому обучение, имеет воспитательный характер. Точно также в любом воспитании содержаться элементы обучения. Таким образом, область понятий «воспитание и обучение» частично перекрываются. (6 с. 26-27) 

     Образование – результат обучения. (6 с.27) В буквальном смысле оно означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. (1 с. 9)

     В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности  мышления различают начальное, среднее, высшее образование. По характеру и  направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

     Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности.

     В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях готовят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях - специалистов средней и высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства.

     Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни. (6 с. 28)

      Специально  организованная образовательная система  – это все вды и типы образовательных учреждений с их материально-технической базой, финансами, кадрами, научно-методическим обеспечением. (1 с.8) 

     Педагогика  широко использует междунаучные понятия  «формирование» и «развитие».

     Формирование  – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экономических, социальных, экологических, идеологических, психологических и т.д. формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня  зрелости, устойчивости. Понятие «формирование» считается еще не установившейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое его применение. (6 с.28)

     Развитие - это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения.

     Развитие  проявляется как прогрессивное  усложнение, углубление, расширение, как  переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. (1 с.6) 

     Как следствие признания фактора  духа и души за последние годы в  педагогике растет число терминов, обозначающих внутренние состояния  и действия: самовоспитание, самообразование, самоформирование, самоанализ и т.д. Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение. (1 с.11)

     Самовоспитание  – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Благодаря ему, человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегративность, т.е. слитность его с природой и обществом. (1 с.12)

       Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. (1 с.12)

     Самообучение  – процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. (1 с.12) 

     Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

     Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальной системе, в ходе, которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация». Адаптация означает приспособление живого организма к условиям среды.

     С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс  вхождения человека в социальную среду и ее приспособление к культурным, психологическим и социологическим факторам.

       Иначе осмысливается сущность  социализации в гуманистической  психологии. В ней социализация  представлена как процесс самоактуализации  «Я-концепции», самореализации личностью  своих творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

     Эти два подхода не противоречат один другому, определяя двусторонний характер социализации.

     Таким образом, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких  ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. (4 с.126)

     Социализация  осуществляется в результате множества  обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.

     Факторами социализации называют обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к  действию.

     А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы. (3 с. 43). 

     Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеком культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

     Педагогическая  деятельность представляет собой общественное явление, единое с воспитанием, но отличное от него. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объетивно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми с целью подготовки зрелого члена общества.

Информация о работе Категориальный аппарат педагогики