Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:05, доклад
Деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной услуги. С учётом приведённой выше трактовки понятия «образовательная услуга», как общественного блага, и факторов, влияющих на качество образовательной услуги, понятие «качество образовательной услуги» должно составлять совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которая придаёт ему способность удовлетворять ожидаемые и неожидаемые образовательные потребности конкретных потребителей.
Деятельность
любого образовательного учреждения –
это, в первую очередь, процесс предоставления
образовательной услуги. С учётом
приведённой выше трактовки понятия
«образовательная услуга», как общественного
блага, и факторов, влияющих на качество
образовательной услуги, понятие
«качество образовательной
Переход национальной экономики на рыночные рельсы повысил внимание учёных - экономистов и специалистов к рынку услуг, в том числе образовательных, которые «выражаются в обучении потенциальных (будущих) и нынешних работников». Свидетельством этому служат многочисленные публикации последних лет, связанные с этим вопросом. Многоаспектность применения категории «образовательная услуга» в различных отраслях знаний породила целый ряд её дефиниций.
Вместе с тем, понятийный аппарат феномена образовательных услуг ещё недостаточно конкретизирован и не всегда последователен. Так, например, в определении «Они (образовательные услуги) представляют собой систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства», неадекватностью рыночным условиям является неопределенность как субъекта услуги, имеющий скорее «самообслуживающий» акцент, так и её предмета. Для преодоления такого рода недостатков необходимо рассмотреть образовательные услуги в формате общественного блага.
В сфере образования, в частности – высшего, особенности экономических отношений раскрываются в теории общественного блага. Среди товаров и услуг частного (индивидуального) потребления, производимых рыночной системой, существуют определенные виды товаров и услуг, которые рынок не намерен производить в силу их высокой социальной значимости и преобладания государственной формы собственности (социальные услуги). Вместе с тем, в большинстве случаев они имеют признаки и частных, и общественных благ, то есть являются «смешанными» общественными благами. К их числу относятся и услуги высшего образования. Высшую школу нельзя целиком отнести к общественному благу. Только научные исследования и база общеобразовательного цикла подготовки соответствуют требованиям чистого общественного блага. Вместе с тем, высшее образование можно рассматривать как частное благо, поскольку его получение является сферой самореализации личности, служит гарантией профессионального успеха и средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда. Эта точка зрения на экономическую природу услуг высшего образования в настоящее время преобладает среди зарубежных и отечественных специалистов.
Двойственная экономическая природа услуг высшего образования позволяет сделать вывод о необходимости существования общественного и частного секторов высшего образования в условиях рыночной экономики. Следовательно, экономическому механизму высшей школы необходимо сочетать принципы государственного и рыночного регулирования.
В повседневной жизни каждый человек в той или иной мере испытывает потребность в знаниях – это исходная составляющая самой природы человека. Эта потребность принимает в современном мире специфическую форму в виде желания в получении образования, которое может быть удовлетворено производителями образовательных услуг. Поэтому образовательные услуги, как общественное благо, могут быть определены, в первую очередь, как средство удовлетворения потребности в образовании, которая выявляется и удовлетворяется на рынке образовательных услуг. Однако, в теории управления качеством, услуга, как и любой вид деятельности, должна быть направлена на конкретного потребителя. С целью максимального удовлетворения образовательных потребностей ВУЗ должен установить ожидаемые и предположить неожидаемые потребности конкретных потребителей. Исходя из этого, сформулировано понятие образовательной услуги, под которой понимается вид деятельности, направленный на удовлетворение ожидаемых и неожидаемых образовательных потребностей конкретных потребителей.
Представление
образовательной
услуги в формате
рыночных отношений
неизбежно приводит
к понятию
Вместе с тем, анализ литературных источников и методических материалов показал, что до сих пор отсутствует единое мнение о сущности конкурентоспособности ВУЗа, в целом, и образовательной услуги, в частности, недостаточно разработаны методологические и методические вопросы их количественной оценки. Подобная ситуация объясняется следующими причинами:
– практически во всех странах, в той или иной степени, высшее образование находится под контролем государства, и именно оно несет ответственность перед обществом за качество высшего образования в стране;
– каждый
ВУЗ является уникальным по своим
традициям как в организации
учебного и научного процессов, так
и в организации системы
– оценка
собственной
В
рыночной модели образовательной
системы ВУЗ выступает
как производитель
смешанного блага, поэтому
подходы к понятию
«конкурентоспособность
образовательной
услуги» аналогичны
тем, которые используются
при определении
конкурентоспособности
товаров, услуг, функционирующих
в сфере материального
производства. Отличия
состоят в специфике
факторов, определяющих
конкурентоспособность.
Необходимо отметить,
что конкурентоспособность
образовательной услуги
ВУЗа определяется только
теми свойствами, которые
представляют существенный
интерес для потребителя.
Все показатели образовательной
услуги, выходящие за
эти рамки, не должны
рассматриваться как
не повышающие ценности
образовательной услуги
в конкретных условиях.
Группу
показателей
1. Потребительские показатели. Они отражают принципиальную возможность реализации услуг на конкретном рынке. Сбыт образовательной услуги считается возможным, если все ее основные параметры удовлетворяют действующим качественным показателям образовательной услуги, нормам и требованиям. Если хотя бы один из параметров не удовлетворяет этому условию, образовательную услугу следует считать неконкурентоспособной. В частности, для образовательной услуги в области высшего профессионального образования к нормативным параметрам следует отнести наличие лицензии на образовательную деятельность по данному направлению (специальности), соответствие учебного плана действующему Государственному образовательному стандарту. Одной из определяющих основ конкурентоспособности образовательной услуги является качество образовательной услуги, в данном случае как совокупность свойств образовательной услуги, обуславливающих обеспечение уровня подготовки специалистов, требующегося с позиций потребителя и производителя (образовательного учреждения).
2. Экономические факторы: цена образовательной услуги, выражающая конкретную полезность образовательной услуги для конкретного потребителя на образовательном рынке.
3. Организационные факторы: доверие к ВУЗу (имидж), доступность образовательной услуги, интенсивность рекламы, ценовые скидки. Сильный имидж ВУЗа и его образовательной услуги является подтверждением того, что ВУЗ обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг.
С учётом приведенной выше трактовки понятия «образовательная услуга» и факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной услуги, понятие «конкурентоспособность образовательной услуги» следует представлять как способность образовательной услуги сохранять имеющиеся конкурентные преимущества на всех этапах жизненного цикла и долговременно конкурировать на рынке образовательной услуги путём постоянных улучшений.
Основной
характеристикой
В последние 10-15 лет тысячи организаций во всём мире внедряют методологию Всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM) при организации своей деятельности. Всеобщее управление качеством является философией, которая может и должна быть положена в основу этой деятельности для постоянного улучшения всех процессов деятельности организации. Методология TQM непосредственно связана и базируется на серии норм обеспечения качества, заложенных в серии международных стандартов серии ISO 9000, разработанных Международной организацией стандартов (International Standards Organization – ISO ).
Первоначально
использование методов
Если в 1995г. только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000, то в настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руководства по качеству для образовательных учреждений ведутся практически во всех странах Европы и США. Согласно ISO 8402: “TQM – это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех её членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества”.
Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:
1. Удовлетворение
потребностей современного
2. Решение
экономических проблем в
3. Создание
команды единомышленников, способных
эффективно решать
Следовательно,
актуальность внедрения TQM связана
с главной задачей образования
на современном этапе –
Обобщая взгляды отечественных ученых относительно факторов, влияющих на качество образования, составляющих качества образовательной услуги с точки зрения потребителей и уровня их удовлетворенности, могут быть представлены в следующей классификации.
1. Качество
объекта получения
2. Качество
субъекта предоставления
· качество программ обучения (структура и содержание);
· качество
профессорско-
· качество методов обучения и воспитания (методика и технология преподавания);
Информация о работе Качество, конкурентоспособность образовательной услуги, как общественного блага