Качественное образование казахстанцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:41, доклад

Описание работы

Качественное образование казахстанцев обозначено как самый важный стратегический приоритет страны. Оно должно быть на уровне мировых стандартов. Речь идет о новых требованиях к учебным заведениям, которые должны готовить специалистов так, чтобы они были конкурентоспособны как у нас в республике, так и в других высокоразвитых странах. Такую задачу перед работниками образования ставит президент Республики Казахстан Н.Назарбаев.

Работа содержит 1 файл

СТАТЬЯ .docx

— 25.95 Кб (Скачать)

    Качественное  образование казахстанцев обозначено как самый важный стратегический приоритет страны. Оно должно быть на уровне мировых стандартов. Речь идет о новых требованиях к учебным заведениям, которые должны готовить специалистов так, чтобы они были конкурентоспособны как у нас в республике, так и в других высокоразвитых странах. Такую задачу перед работниками образования ставит президент Республики Казахстан Н.Назарбаев.

    Перестройка образования задает качественно  новый уровень инновационным  процессам, охвативших систему образования  и науку, что является одной из важнейших задач в высшей школы. Инновации в обучении тесно связаны сейчас с процессами глобализации, с интеграцией знаний и форм социального бытия.

    Педагогический  опыт показывает, что инновационный  процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью, которых  научное открытие, идеи, превращаются в социальное, в т.ч., образовательное  нововведение.

    Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что несмотря на наличие огромного количества исследований, доказывающих влияние социальных взаимодействий на эффективность обучения, интеллектуальное  и личностное развитие обучаемых,  в образовательной практике продолжают доминировать монологические, объяснительно-иллюстративные методы. Между тем, интерактивными или диалоговыми называют группу обучающих методов, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание  образования. К интерактивным относят, таким образом, не все методы активного обучения, а лишь те,  которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения [1;7]. Это, прежде всего, тренинг, игра, дискуссия и проектный семинар [2;2].

    Причин  сложившегося парадокса, то есть недостаточного использования методов обучения, теоретически и практически обоснованных в своей эффективности, скорее всего, несколько. Среди них, вероятно, и  более длительная традиция использования  объяснительно-иллюстративных методов  в образовании детей и взрослых, и недоверие к относительно инновационным - диалоговым - методам, и отсутствие собственного опыта интерактивного обучения  у педагогов, и недостаточная  методическая подготовленность учителей.

    Очевидна  необходимость внедрения интерактивных  методов в профессиональное педагогическое  образование, поскольку они по своей  сути адекватны целям и содержанию педагогического образования и  поскольку они - путь к решению  проблемы применения этих методов в  школьной практике. 

      Если полагать, что цель подготовки  будущих педагогов - освоение  культуры педагогического труда,  которая по данным современных  исследований определяется тремя  основными составляющими (педагогическая  деятельность, педагогическое общение  и личность педагога), то становится  понятным, что именно интерактивные  методы позволяют реализовывать  эту цель. Если ориентироваться на полное представление о содержании образования, согласно которому оно представлено педагогически адаптированной системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности и опытом ценностного отношения к миру, что обеспечивает развитие личности, то очевидно, что интерактивные методы позволяют освоить всю полноту этого содержания, в отличие от объяснительно-иллюстративных методов, в большей мере ориентированных на первый компонент содержания.

    Интерактивные методы могут и должны быть проанализированы в контексте требований современности:

    - повышающихся требований к образованности специалиста при сокращающихся возможностях достижения этих параметров (сокращающиеся расходы на образование, необходимость в короткие сроки обновлять технологическую подготовленность, переход к массовому образованию, при котором большие потоки обучаемых ухудшают условия индивидуализации обучения);

    - возрастающих требований к качеству образования при увеличивающемся дефиците ресурсов (финансов, времени), его обеспечивающих;

    - возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг и необходимости оказывать эти услуги с соблюдением хорошего соотношения "цена-качество";

    - необходимости непрерывного образования и неумения взрослыми людьми использовать собственные ресурсы без угрозы здоровью и личностному развитию, свободному времени и семейному благополучию.

    В этом контексте интерактивные методы в профессиональном образовании  педагогов - реальный путь интенсификации образования, главное условие проектирования и реализации интенсивного педагогического  образования, отвечающего требованиям  качества, непрерывности, конкурентоспособности, мобильности, безопасности для здоровья учащихся.

      Интенсивность образования не  исключает его фундаментальность.  Напротив, под интенсивным педагогическим образованием мы понимаем такое построение образовательного процесса, которое позволяет максимально вовлекать личностный и психофизиологический потенциал обучаемых, направляемый ими для максимального же использования внешних ресурсов образовательной ситуации (ресурса содержания, информации, социального взаимодействия, времени) без ущерба здоровью студентов и их психологическому благополучию. Интенсивное образование - это максимально качественное достижение личностью образовательных, в данном случае, профессионально-образовательных, целей при оптимальных затратах ресурсов.

    Процесс профессиональной подготовки педагога как субъекта инновационной деятельности является специфической частью профессионального становления будущих педагогов. Он находится под влиянием общих как объективных, так и субъективных условий. Объективные условия, независящие от сознания объектов педагогической системы и определяющие профессиональное формирование студентов вуза в целом и как субъектов инновационной деятельности  в частности, связаны с реальной системой профессиональной подготовки студентов в вузе. К их числу можно отнести:

  • профессионально-педагогическую направленность подготовки;
  • содержание учебно-воспитательного процесса;
  • единство и взаимосвязь учебного и практического аспектов подготовки.

    Субъективные  условия, влияющие на профессиональное становление будущих педагогов, - это личностные предпосылки овладения профессионально-педагогической деятельностью.

    К субъективным условиям относятся:

    - интеллектуальные способности;

    - педагогические способности и умения;

    - профессионально-педагогическая направленность личности;

    - собственная активность в овладении будущей профессией.

    Названные объективные и субъективные условия  являются необходимыми, но недостаточными для профессиональной подготовки педагога как субъекта инновационной деятельности.

    Определение теоретико-методологических основ  процесса подготовки будущего учителя  к инновационной деятельности в  вузе позволило нам выявить основные направления дальнейшего научного поиска эффективных путей решения  данной проблемы в ходе опытно-экспериментальной  работы.

    На  начальном этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось определение реального состояния проблемы формирования готовности будущего учителя к инновационной деятельности. Обобщая результаты, полученные в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, мы установили, что в целом преобладают средний (42,0%) и низкий (34,25%) уровни сформированности готовности будущего учителя к инновационной деятельности в вузе.

    Высокий уровень сформированности исследуемой готовности констатирован только у 23,75% студентов. Определение реального состояния проблемы, обоснование сущности и методологических основ феномена готовности к инновационной деятельности и особенностей ее становления у будущего в процессе профессиональной подготовки позволило нам подойти к разработке технологии организации исследуемого процесса в вузе, которую мы рассматриваем как единое целое, состоящее из взаимосвязанных функционалных подсистем: цели, задач, этапов и компонентов становления, основу которых составляет комплекс психолого-педагогических условий, оптимизирующих данный процесс. Каждая из указанных подсистем имеет самостоятельное значение, вместе с тем вступает в различные взаимосвязи с другими. Цель разработанной технологии: формирование готовности будущего учителя к инновационной деятельности в вузе.

    Разработанная технологическая модель целостного процесса формирования инновационной готовности будущего педагога соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов:

  • уровни инновационной готовности будущего учителя;
  • таксономию целей формирования инновационной готовности будущего педагога;
  • технологию саморазвития, самосовершенствования будущего педагога;
  • общекультурную, профессионально-педагогическую подготовку в их взаимосвязи;
  • развитие методологической рефлексии;
  • обучение инновационной деятельности;
  • образовательные модели, методы и приемы формирования инновационной деятельности у будущего педагога.

    Последовательность подготовки будущего педагога к инновационной деятельности были определены как ряд последовательных этапов:

    Первый  этап – формирование у будущих учителей способности выявлять, анализировать и решать творческие педагогические задачи, развивать общую технологию инновационного поиска: осуществлять самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, определять структуры объекта, видеть альтернативы решения или его способа, развивать критичность мышления, комбинировать ранее усвоенные способы деятельности применительно к новой проблеме. Все это способствует развитию творческой индивидуальности будущего педагога.

    Второй  этап – ознакомление студентов с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, различными типами инновационных учебных заведений, изучение творческой иртерпретации альтернативных подходов к организации школы и основных источников развития альтернативной школы. Все это приводит к усвоению основ методологии научного познания, педагогического исследования, введения в инновационную педагогику.

    Этап  третий – изучение этапов экспериментальной работы, ознакомление с методикой составления авторской программы и участие в ее моздании, анализ и прогнозирование дальнейшего развития нововведений и трудностей внедрения. Все это, в конечном итоге, способствует овладению технологией инновационной деятельности.

    Этап  четвертый – практическая работа на экспериментальной площадке по внедрению нововведений в учебно-воспитательный процесс, осуществление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ педагогической деятельности. То есть на данном этапе формируется инновационная позиция будущего педагога, включающая систему его взглядов и установок в отношении нововведений.

    Главным фактором инновационной подготовки будущего педагога является развитие его индивидуального стиля деятельности, т.к. присвоение новшеств происходит на индивидуально-личностном уровне.

    Важнейшим условием эффективности организации  процесса обучения в вузе, с учетом его инновационной направленности, является качество преподавания и, в  частности, высокий уровень компетентности преподавателей в области педагогической инноватики. Учитывая значимость данного  компонента образовательного процесса вуза, был разработан и успешно  внедрен спецкурс для преподавателей “Инновационная деятельность преподавателя высшей школы”.

    Тематика  спецкурса охватывает основные методологические, теоретические и методические аспекты  педагогической инноватики. Эти два  фактора должны помочь преподавателям вуза:

    - найти новые подходы к целеполаганию и организации своей деятельности и изменить взгляды на свою профессию;

    - помочь преподавателям преодолеть узкое просветительское понимание ими своих функций, то есть открыть пространство для приобщения к ценностям педагогической инноватики.

    Данный  спецкурс был внедрен на базе Центра внедрения новых технологий в  образовании, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. Проведенный ранее опрос среди преподавателей показал, что практически все респонденты стремятся повысить уровень своей компетентности в области педагогической инноватики, поэтому с ними и проводилась в первую очередь целенаправленная работа по изучению возможностей современных педагогических технологий. В ходе изучения спецкурса преподаватели не только овладели системными знаниями в области педагогических инноваций, но и выработали умения и навыки их применения в образовательной среде вуза. Кроме того, приобретенный комплекс знаний, умений и навыков помог самим преподавателям преодолеть антиинновационные барьеры и открыто взглянуть на прогрессивные способы преподавания высшей школе. В наибольшей степени были усовершенствованы знания преподавателей в области применения информационных технологий. Кроме того, для многих слушателей спецкурса значительную степень новизны внесла информация о многообразии применяемых технологий. Если до спецкурса преподаватели могли привести не более 5 элементов инновационных технологий, то по окончании его педагоги с уверенностью называли более 20. При этом наблюдалось чеикое понимание методологических основ педагогических инноваций, владение терминологическим аппаратом, содержание и область применения. В ходе реализации программы разработанного нами спецкурса для преподавателей была решена сложная и многоаспектная проблема – создание образовательной среды в вузе, адекватной современным требованиям педагогической теории практики. Средний уровень готовности преподавателей вуза к инновационной подготовке будущего педагога в вузе вырос с 34,6% до 93,8%. Рассматривая уровень готовности преподавателей к инновационной подготовке студентов в совокупности с материально-технической базой, можно констатировать соответствие данного комплекса педагогических условий требованиям социального заказа и образовательной практики.

Информация о работе Качественное образование казахстанцев