Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:15, статья
Дети с тяжёлой степенью умственной отсталости, имеющие множественные психические и/или физические нарушения развития - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения педагоги ждут достаточно долго, а могут так и не дождаться. Дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающие сверстники и даже дети с более лёгкой степенью умственной отсталости. В характеристике ребенка с множественными нарушениями, с которым мы работаем, имеются следующие особенности: отсутствие речи, тяжелые нарушения двигательной активности, например, ДЦП, нарушения слуха и зрение разной степени тяжести.
«К
вопросу об обучении детей с тяжёлой степенью
умственной отсталости и множественными
нарушениями развития».
Дети с тяжёлой степенью умственной отсталости, имеющие множественные психические и/или физические нарушения развития - это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения педагоги ждут достаточно долго, а могут так и не дождаться. Дети не дают «обратной связи», как их нормально развивающие сверстники и даже дети с более лёгкой степенью умственной отсталости. В характеристике ребенка с множественными нарушениями, с которым мы работаем, имеются следующие особенности: отсутствие речи, тяжелые нарушения двигательной активности, например, ДЦП, нарушения слуха и зрение разной степени тяжести. В силу этого, большинство детей легче познают новое, если к ним применяют мультисенсорный подход, т.е. стараются задействовать все их органы чувств. Также необходимыми условиями реализации педагогических задач с данной категорией обучающихся является многократность педагогического воздействия, постоянство и предсказуемость обучающего пространства. При целеполагании также не стоит забывать о важности обобщения приобретённых ребёнком навыков. Учитывая все вышеперечисленные особенности обучения данной категории детей, становится ясно, что обычного традиционного набора педагогических методов и приёмов мало. Также понятно, что реализовать педагогические цели и задачи в рамках обычного урока достаточно затруднительно, а порой и невозможно.
Таким образом, мы приходим к понимаю того, что «почувствовать результат» обучения возможно только в том случае, если педагогами будут использоваться в их работе наряду с традиционными, также и инновационные методы и приёмы, а форма познания и закрепления ребёнком нового материала выйдет за рамки обычного урока.
В своей работе мы опираемся на программу Л.Б. Баряевой для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Процесс обучения строится на основе учения Л.С. Выготского о роли специального обучения детей с отклонениями в умственном развитии, принципа развивающего обучения, предполагающего учет зон актуального и ближайшего развития, деятельностной концепции обучения П.Я. Гальперина и личностно-ориентированного подхода к ребенку. В обучении также используются адаптированные методики: элементы метода базальной стимуляции (А.Фрелих), элементы лечебно-педагогических программ, разработанных ЦЛП (г. Москва) и ЦЛП (г. Псков).
Обучение происходит в форме индивидуальных занятий.
Однако для реализации коммуникативных задач, для мотивации ребёнка к общению в группе сверстников, мы используем «занятие «КРУГ» – ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы, возможностей саморегуляции, на формирование представлений об окружающем мире [1].
Занятия планируются отдельно по следующим предметным областям:
- Развитие речи и окружающий мир;
- Графика и письмо;
- Альтернативное чтение;
- Математические
представления и
- Организация
безопасности
Однако содержание в рамках вышеперечисленных предметов очень индивидуально и соответствует скорее не году обучения, а зонам актуального и ближайшего развития конкретного ученика. Индивидуальное планирование составляется с учетом особенностей каждого ребенка, на основе психолого-педагогической диагностики и профессионального заключения всех специалистов, работающих с ребёнком на данном этапе (логопед, инструктор ЛФК, воспитатель и др.).
В качестве основных направлений обучения используются следующие:
Коррекционное занятие (урок) имеет логически законченную, целостную, ограниченную временными рамками систему. В коррекционном занятии представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Каждое занятие, как правило, состоит из следующих компонентов:
Независимо от темы, занятие логично переходит от одной части к другой, часто связываемые одной сюжетной линией. Занятие строится таким образом, что в его начало помещаются игры и задания, настраивающие ребёнка на процесс обучения, способствующие активизации и концентрации его внимания. В основной части реализуется большинство поставленных задач, она максимально наполнена двигательными и эмоционально заряженными играми, заданиями, упражнениями. Окончание занятия всегда более спокойно и психологически настраивает ребёнка на возвращение в группу. Всегда используем ритуальное приветствие и ритуальное окончание занятия, для создания у ребёнка чувства защищённости, более комфортной обучающей ситуации. Огромное внимание уделяется созданию речевой среды. Правильно организованная речевая среда очень важна для развития и обучения данной категории учащихся, случаи тотальной глухоты ребёнка не являются исключением. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов различных видов креативных техник и терапий, телесно-ориентированных методов, например, психодинамическую медитацию и пр.). Формы работы определяются задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных.
К инновационным приемам мы относим следующие виды работ на занятии:
К традиционным приемам относим следующие виды работ на занятии:
Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже детей с глубокой умственной отсталостью, имеющих множественные нарушения развития можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Литература:
1. Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. – М.: Теревинф, 2009.
2. Игры и занятия с особым ребёнком. Руководство для родителей / Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004.
3. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практических занятий для персонала мед.учреждений; Сост. К. Грюневальд и др./ Пер. с англ. Е.М. Видре; Ред. Е.В. Кожевникова и др. – 2 изд. – СПб.: СПб. Ин-т раннего вмешательства, 2000.
4. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / Сост. М.С. Дименштейн. – М.: Теревинф, 2008.
5. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/ Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
6. Шипицына
Л.М., Защиринская О.В. Невербальное общение
у детей при нормальном и нарушенном интеллекте.
Монография. – СПб.: Речь, 2009.
Приложение. Примеры игр и упражнений, которые мы используем в своей работе с данной категорией учащихся, характеризующие уровень развития этой целевой группы.
Цель: формирование вертикального положения головы.
Содержание.
Исходное положение: лёжа на спине, ноги
ребёнка прижаты ладонью
Речевое сопровождение.
Тянем-потянем –
Вытянуть не можем.
Тянем-потянем –
Вытянули репку!
Методические указания. В конце чтения стихотворения вернуть ребёнка в исходное положение.
Цель: развитие ручной моторики.
Содержание. Педагог вкладывает ребёнку в руки деревянное яйцо. Далее ребенок под проговаривание взрослым стихотворения катает яичко, используя обе руки.
Речевое сопровождение.
Закатилось яичко
Прямо Маше в рукавичку!
Мы яичко покатаем,
Пальчики поразминаем!
Методические указания. Учитель отслеживает действия ребёнка, при необходимости помогает ему.
Цель: развитие переключаемости внимания с одного действия на другое.
Содержание. Взрослый рассказывает стихотворение и показывает, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строчка – хлопки в ладоши и по коленям соответственно. Дети повторяют движения за взрослым.
Речевое сопровождение.
Гули-гули-гули-гоп
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп-хлоп.
Гули-гули-гули-гоп.
Методические указания. Учитель при необходимости помогает ребёнку выполнять движения.
Цель: формирование представлений о собственном теле.
Содержание. Взрослый рассказывает стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями: показывает поочередно правую и левую руки, подражает тем действиям, о которых говорится.
Речевое сопровождение.
Правая и левая водят поезда.
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут громко хлопать.
Ночь стоит над городом,
Руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.