Эвристические методы в изучении и оценке положения молодежи в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:23, реферат

Описание работы

Всякая продуктивная деятельность человека, в сущности, является творчеством. Но, в зависимости от объёма и глубины знаний, накопленного опыта, интуиции уровень творчества различен. Изобретательское мастерство во многом определяется умением видеть тенденции развития техники.

Работа содержит 1 файл

Логвинов реферат2.docx

— 34.91 Кб (Скачать)

     Достоинство метода эвристических вопросов заключается  в его простоте и эффективности  для решения любых задач. Эвристические  вопросы особенно развивают интуицию мышления. Недостатки и ограничения: он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эвристические  методы, не гарантирует абсолютного  успеха в решении творческих задач.

     4) Метод многомерных матриц.

     Этот  метод среди исследователей и  изобретателей также известен как  метод «морфологического ящика» или метод «морфологического  анализа».

     Исходная  идея метода многомерных матриц в  решении творческих задач заключается  в следующем. Поскольку новое  очень часто представляет собой  иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т.п.) или  комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет  это сделать не путем проб и  ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных  матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой  проблемы.

     Достоинство: он позволяет решить сложные творческие задачи и найти много новых, неожиданных, оригинальных идей.

     Недостатки  и ограничения: даже при решении  задач средней трудности в  матрице могут оказаться сотни  вариантов решений, выбор из которых  оптимального оказывается затруднительным.

     5) Метод свободных ассоциаций.

     В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются  неординарные взаимосвязи между  компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых  ассоциативных связей и возникают  творческие идеи решения проблемы.

     Приведем  пример метода свободных ассоциаций. Допустим, вы являетесь руководителем  типографии. Вам необходимо наработать идеи решения следующей проблемы: как повысить эффективность рекламы  выпускаемой вами продукции. Руководитель группы на основе метода свободных  ассоциаций предлагает, например, слово  «студент». Это слово дает несколько  ассоциаций и соответственно идей того, как активизировать рекламу продукции  типографии. На основе ассоциаций, которые  вызывает у членов группы слово «студент»  генерируются следующие идеи:

     необходимо  шире рекламировать нашу продукцию  среди студенческой, учащейся молодежи;

     для рекламы необходимо привлекать самих  студентов, учащихся;

     необходимо  чаще публиковать рекламу нашей  продукции в изданиях, которые  читают студенты, учащиеся и т.д.

     6) Метод инверсии.

     Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск  идей решения творческой задачи в  новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются  формальной логикой и здравым  смыслом.

     Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого  мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и  динамические характеристики объекта  исследования, внешние и внутренние стороны объекта. Если не удается  решить задачу с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к  началу и т.д.

     Несомненным достоинством метода инверсии является то, что он позволяет развивать  диалектику мышления, отыскивать выход  из, казалось бы, безвыходной ситуации, находить оригинальные, порой весьма неожиданные решения различного уровня трудности и проблемности творческих задач.

     Его недостатком и ограничением является то, что он требует достаточно высокого уровня творческих способностей, базисных знаний, умений и опыта.

     7) Метод эмпатии (метод личной  аналогии).

     Чаще  всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью  другого, когда пытаются мысленно поставить  себя в положение другого. Не случайно эмпатия, или личная аналогия, в решении  творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом. Когда применяется метод  эмпатии, то объекту приписывают  чувства, эмоции самого человека: человек  идентифицирует цели, функции, возможности, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как  бы сливается с объектом.

     Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения  исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии - это один из эвристических методов  решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т.д.

     8) Метод синектики.

     Суть  метода синектики заключается в  следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам  творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать  обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами». К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. В условиях применения метода синектики следует  избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как  это нейтрализует дальнейший поиск  решения. Обсуждение целесообразно  начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих  признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

     К достоинствам метода синектики относятся  практически все, присущие эвристическим  методам, на базе которых он разработан. К его недостаткам и ограничениям можно отнести следующее:

     - он не позволяет решать слишком  специальные творческие задачи, а дает возможность отыскать  преимущественно наиболее оригинальные  идеи решения;

     - после применения метода более  30-40 минут продуктивность генерирования  новых идей постепенно падает.

     8) Метод организованных стратегий.

     Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность  решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения.

     И даже если мы выбираем правильные направления (стратегии) поиска идеи решения, то возникают  опасения, что мы упустили что-то главное, возможно, более оригинальную стратегию, идею.

     В определенной мере преодолеть инерцию  мышления поможет метод организованных стратегий.

     В основе этого метода лежат:

     а) принцип самоуправления личности в  выборе новых стратегий решения  творческой задачи;

     б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз  с неожиданно новой точки зрения.

     Что же дает применение эвристических методов  в работе менеджера?

     Эвристические методы могут быть широко применены  в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых  игр с использованием эвристических  методов («мозгового штурма», эмпатии, инверсии, синектики и др.) дает, как  правило, много идей, принципиально  новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности.

     Эвристические методы находят сегодня широкое  применение в различных курсах бизнеса  и управления, так как стимулируют  развитие интуитивного мышления, способности  к воображению и творчеству. 
 

  1. Игровые методы в изучении и оценки положения  молодежи в обществе

     Игровые методы — методы психологической подготовки управленческого персонала, включающие деловые игры.

     Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных  производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей  или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных  ситуаций или информационной неопределённости.

     Первая  деловая игра была разработана и  проведена в СССР в 1932 году М. М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они  были запрещены. Их второе рождение произошло  только в 60-х гг., после того как  появились первые деловые игры в  США.

     Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как  педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при  проведении социально-психологических  тренингов и на производстве для  решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

     Психолого-педагогические принципы организации деловой игры

    • принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
    • принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
    • принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц;
    • принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.
    • принцип двуплановости; Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
    • принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности.

     В соответствии с представлением об общей  структуре методов активного  обучения, ключевым, центральным элементом  является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

     Действующими  лицами в ДИ являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и  модель, и действующие лица находятся  в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия  на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого  в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

     Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую  модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры. 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку  и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств  конструирования нового задания  и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта  и опережающего отражения моделей  будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

     Система эвристических методов решения  задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием  науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические  методы.

     В соответствии с представлением об общей  структуре методов активного  обучения, ключевым, центральным элементом  является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет  реализовать цепочку решений. В  качестве модели может выступать  организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и тому подобное. В сочетании  со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует  проблемное содержание игры.

Информация о работе Эвристические методы в изучении и оценке положения молодежи в обществе