Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:59, контрольная работа
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения».
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Введение.
Сущность понятий «метод» и «прием» обучения.
Эволюция методов обучения.
Классификация методов обучения.
Практическое задание:
Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения?
2)Наибольшее
распространенная и
а) словесные (рассказ, лекция, беседа, объяснение, доклад);
б) наглядные (иллюстрации, наблюдения, слайды, демонстрация и т.д.);
в) практические (упражнения, практикумы, лабораторные работы, творческие проекты и т.д.).
3)Широкое
распространение получила
а) объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация);
б) репродуктивные (упражнения, алгоритмы, примерные воспитательные ситуации, лекция);
в) проблемные (беседа, игра, проблемная ситуация, задача, обобщение);
г) частично-поисковая (диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение, лабораторная работа);
д) исследовательский
(проектирование, творческие задания,
исследовательское
4) Очень интересную организационную классификацию предложил Ю. К. Бабанский. Он впервые выделили эту группу методов. Любая деятельность имеет 3 компонента – организация, стимулирование и контроль. Эти компоненты были положены в основу его классификации методов обучения. Поэтому методы обучения подразделяются на 3 большие группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
б) методы
стимулирования и мотивации учебно-
в) методы контроля и самоконтроля в обучении.
Данная
классификация соответствует
5. Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения? Выявите логику расположения шагов (этапов) выбора метода по методике Ю.К. Бабанского. Можно ли некоторые из шагов поменять местами?
Анализ на основе логического подхода
позволяет анализировать
Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе подразумевается выбор такой методики его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.
Важным условием применения критериев их выбор в самом начале работы. Для практики учебно-воспитательной работы 70-х годов актуальным были критерии максимально возможных результатов, минимальных затрат времени учителей, допустимые затраты усилий школьников и учеников, меньшие затраты средств на достижение намеченных результатов за определенное время. Сохраняют свою значимость критерии эффективности и качества решения педагогических задач при разумном расходовании времени учителей и учащихся, особенно при внедрении информационных технологий.
Оптимизация, являлась качественно новым состоянием учебно-воспитательного процесса, предполагает повышение эффективности не средствами вообще, а целесообразными для данной образовательно-воспитательной ситуации. Оптимизацию педагогического процесса следует рассматривать как логическую последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.
Оптимизация по отношению к перечисленным
выше понятиям является системой педагогических
мер и предусматривает
Проанализировав научные проблемы эффективности учения и обучения Ю.К. Бабанский выдвинули идею оптимального использования принципов и методов дидактики. Эти условия эффективного применения принципов педагогики названы "принципами оптимизации учебно-воспитательного процесса" при соблюдении ряда педагогических условий:
Логика расположения шагов выбора метода по методике Ю.К. Бабанского такова:
1) Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);
2) Методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);
3) Методы контроля и самоконтроля (устный
и письменный контроль, лабораторные и
практические работы, фронтальный контроль
дифференцированный, текущий и итоговый).
Я считаю, что логика выстроена правильно
и менять её местами считаю не целесообразно.
Список литературы:
Информация о работе Эволюция методов обучения и их классификация