Эволюция методов обучения и их классификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:59, контрольная работа

Описание работы

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения».
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Содержание

Введение.
Сущность понятий «метод» и «прием» обучения.
Эволюция методов обучения.
Классификация методов обучения.
Практическое задание:
Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения?

Работа содержит 1 файл

контрольная Теория Обучения.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

 

2)Наибольшее  распространенная и традиционная  классификация методов обучения  по источнику знаний – слово, образ и действие (Петровский, Голант). Сюда входят следующие группы методов обучения:

а) словесные (рассказ, лекция, беседа, объяснение, доклад);

б) наглядные (иллюстрации, наблюдения, слайды, демонстрация и т.д.);

в) практические (упражнения, практикумы, лабораторные работы, творческие проекты и т.д.).  

 

3)Широкое  распространение получила классификация  по характеру познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Сюда вошли следующие группы методов:

а) объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация);

б) репродуктивные (упражнения, алгоритмы, примерные воспитательные ситуации, лекция);

в) проблемные (беседа, игра, проблемная ситуация, задача, обобщение);

г) частично-поисковая (диспут, дискуссия, самостоятельная  работа, наблюдение, лабораторная работа);

д) исследовательский (проектирование, творческие задания, исследовательское моделирование, сбор новых фактов). 

 

4) Очень интересную организационную классификацию предложил Ю. К. Бабанский. Он впервые выделили эту группу методов. Любая деятельность имеет 3 компонента – организация, стимулирование и контроль. Эти компоненты были положены в основу его классификации методов обучения. Поэтому методы обучения подразделяются на 3 большие группы:

а) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля в обучении.

Данная  классификация соответствует современному пониманию процесса обучения в школе. Обучение рассматривается как многогранный педагогический процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения? Выявите логику расположения шагов (этапов) выбора метода по методике Ю.К. Бабанского. Можно ли некоторые из шагов поменять местами?

Анализ на основе логического подхода  позволяет анализировать концепцию  оптимизации с точки зрения исторического, генетического подхода. В то же время элементы ретроспективы, исторического подхода к концепции оптимизации необходимы, чтобы показать, какие черты, положительные стороны, особенности этой концепции делают её интеллектуальным средством решения педагогических проблем в условиях активного развития информационных дидактических систем образования.

Под оптимизацией учебно-воспитательного  процесса в современной школе  подразумевается выбор такой  методики его проведения, которая  позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

Важным условием применения критериев их выбор в самом начале работы. Для практики учебно-воспитательной работы 70-х годов актуальным были критерии максимально возможных результатов, минимальных затрат времени учителей, допустимые затраты усилий школьников и учеников, меньшие затраты средств на достижение намеченных результатов за определенное время. Сохраняют свою значимость критерии эффективности и качества решения педагогических задач при разумном расходовании времени учителей и учащихся, особенно при внедрении информационных технологий.

Оптимизация, являлась качественно новым состоянием учебно-воспитательного процесса, предполагает повышение эффективности не средствами вообще, а целесообразными для данной образовательно-воспитательной ситуации. Оптимизацию педагогического процесса следует рассматривать как логическую последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация по отношению к перечисленным  выше понятиям является системой педагогических мер и предусматривает обязательную оценку результатов по конкретным мерам. Не может решить связь знаний об особенностях личностного роста ученика с конкретными педагогическими приемами обучения и воспитания, организация индивидуального и дифференцированного подхода к ученику и т.д.

 

Проанализировав научные проблемы эффективности учения и обучения Ю.К. Бабанский выдвинули идею оптимального использования принципов и методов дидактики. Эти условия эффективного применения принципов педагогики названы "принципами оптимизации учебно-воспитательного процесса" при соблюдении ряда педагогических условий:

  1. Необходимо комплексное применение принципов и методов дидактики и воспитания.
  2. Эффективное управление педагогическим процессом, предполагающее единство творческого планирования, организации, регулирования, учета и контроля
  3. Конкретность дидактических и воспитательных воздействий на основе всестороннего изучения школьников и дифференцированного подхода к их обучению, воспитанию, развитию: Проблемы профессиональной деятельности учителя, внедрение идей в практику, разработка теории и методики педагогического исследования на основе идеи оптимизации педагогической деятельности;
  4. Оптимальность педагогических усилий школы, семьи, общественности к творческому применению идей эффективных учебно-воспитательных воздействий к личности и коллективу

Логика расположения шагов выбора метода по методике Ю.К. Бабанского такова:

1) Методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя);

2) Методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований);

3) Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, фронтальный контроль дифференцированный, текущий и итоговый). 
 Я считаю, что логика выстроена правильно и менять её местами считаю не целесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы: 

  1. Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Т. С., Проблемно-модельное обучение, А.-А., 1980;
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Спб., 2000.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., 2001.
  4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  6. Хуторской А.В. Современная дидактика. – Спб., 2001.

 
 

 


Информация о работе Эволюция методов обучения и их классификация