Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 07:59, контрольная работа
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения».
Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Введение.
Сущность понятий «метод» и «прием» обучения.
Эволюция методов обучения.
Классификация методов обучения.
Практическое задание:
Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения?
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-
Кафедра социальной педагогики
Контрольная работа
по «теории обучения»
ЭВОЛЮЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Выполнила: студент(ка)
2 курса специальности «Педагогика и психология» СПФ ОЗО
Попова Надежда Петровна
Дом. адрес Тюменская область
Белоярский район, с. Казым
№ зачетной книжки 8
Педагогический стаж 3года
Проверила:
доцент, к.п.н., Яркова Г.А.
Тобольск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ.
Почему оказались безуспешными все попытки найти лучший, оптимальный метод обучения? Выявите логику расположения шагов (этапов) выбора метода по методике Ю.К. Бабанского. Можно ли некоторые из шагов поменять местами? |
|
1.Введение.
Поскольку
методы обучения многочисленны и
имеют множественную
В русле деятельностного подхода психологической
основой обучения является «активная
познавательная деятельность самого учащегося,
приводящая к формированию умения творчески
мыслить, используя приобретаемые в процессе
деятельности знания, навыки и умения».
Проблема активизации познавательной
деятельности, развития самостоятельности
и творчества обучающихся была и остается
одной из актуальных задач педагогики.
Современная ориентация образования на
формирование компетенций как готовности
и способности человека к деятельности
и общению предполагает создание дидактических
и психологических условий, в которых
обучающийся может проявить не только
интеллектуальную и познавательную активность,
но и личностную социальную позицию, свою
индивидуальность, выразить себя как субъект
обучения.
В зависимости
от уровня познавательной активности
обучающихся в учебном процессе
различают активное и пассивное
обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает
в роли объекта учебной деятельности:
он должен усвоить и воспроизвести материал,
который передается ему преподавателем
или другими источниками знаний. Обычно
это происходит при использовании лекции-монолога,
чтении литературы, демонстрации. Обучающийся
при этом, как правило, не сотрудничают
друг с другом и не выполняют каких-либо
проблемных, поисковых задании.
При активном обучении учащийся в большей
степени становится субъектом учебной
деятельности, вступает в диалог с преподавателем,
активно участвует в познавательном процессе,
выполняя творческие, поисковые, проблемные
задания. Осуществляя взаимодействие
обучающихся, друг с другом при выполнении
заданий в паре, группе.
2. Понятие «метод обучения». Классификация
методов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, педагог, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.
В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.
3. Эволюция методов обучения
Используемые для обучения методы
не всегда были такими, какими мы их сегодня
встречаем в
По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек был просто вынужден прибегнуть к словесным объяснениям. Дальнейшее развитие речи и постепенное обогащение словарного запаса, а также постоянное увеличение объема культурных знаний позволили полностью перейти к словесным методам обучения.
Переход к словесным методам
обучения явился большим достижением
для человечества, своеобразной поворотной
вехой: теперь стало возможным за
небольшой отрезок времени
Однако человечество продолжало развиваться,
и объем его культурного
Обеспечение наглядности учебного
материала значительно
Дальнейший поиск в области методики обучения привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения. На этот очередной вариант словесного метода, основанного на самостоятельном движении учащегося к знаниям, возлагались большие надежды. И несмотря на то что этот метод требует слишком много труда и времени для получения хороших результатов, его популярность и в наши дни остается довольно высокой.
Развитие гуманитарных наук, и в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальных особенностей. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.
Появление каждой новой группы методов обучения означает, что человечество нашло и пытается освоить еще одну неиспользованную область возможностей. Опора на слово, попытки формирования мотивации, идея развития ребенка - все это значительные вехи в истории развития науки о процессе обучения - педагогики. Изучение этой истории позволяет сделать выводы, которые при использовании различных методов обучения на практике могут быть очень полезными:
4.Классификация методов обучения:
1) Классификация.
Первым полное описание системы методов дал в 60-е годы Е. Я. Голант. Он предложил классификацию по уровню активности учащихся. Методы обучения у них делились на пассивные и активные.
Пассивные, когда учащиеся слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация и т.д.).
Активные – методы, которые организуют самостоятельную работу учащихся (лабораторные работы, работа с учебниками, практикум и т.д.)
Информация о работе Эволюция методов обучения и их классификация