Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:48, реферат
Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.
Введение 2
1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной школе 3
2. Фольклорная педагогика: задачи и методика работы 6
3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры». 11
Заключение 19
Список литературы 20
История России в произведениях древнерусской литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история своего края.
Организация игры-путешествия.
Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов. Путешествие продолжается в течение учебного года. Так, второй класс отправляется в путешествие по временам года. В пути их ждёт встреча с Хозяйкой каждого времени года (Осенью, Зимой, Весной, Летом). Хозяйка вручает путешественникам карту, на которой нанесён маршрут путешествия и препятствия, встречающиеся на пути. Препятствием могут быть злые сказочные герои, которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть с Медведем в русские народные игры, подарить свои поделки Козе-Дерезе, показать сказки избушке на курьих ножках. Только после этого возможно продвижение вперёд. Если же задание не выполнено, и прямой путь закрыт, придётся двигаться в обход, выполняя специально подобранные дополнительные задания.
Помогает детям не сбиться с пути подаренная Хозяйкой времени года волшебная вещь (клубок, хрустальный конёк, весенний жаворонок).
Учащиеся
четвёртого класса отправляются в путешествие
из прошлого (старт игры-путешествия
– представление «Откуда
Учащиеся третьих классов отправляются на фольклорный фестиваль. Для участия в нём на предусмотренных маршрутом остановках разучивают игры, хороводы, знакомятся с обрядами, песнями, готовят поделки. Свои знания и умения они покажут во время проведения фестиваля.
Маршрут,
сюжет и ход игры отражаются на
настоящей карте. Такая организация
игры-путешествия позволяет
Важной частью оформления игры-путешествия является народный календарь, на страницах которого идёт рассказ о народных праздниках.
Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность.
Прохождение каждой конкретной, относительно законченной темы организуется как коллективная творческая деятельность. Отправной точкой служит сбор – старт, где определяется участие каждого, даётся задание группам. Подводится итог на ключевом деле, которое завершает освоение отдельной темы. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника или викторины. Это может быть и школьная выставка.
Пример ключевого дела – «Масленица», для учащихся вторых классов, «Зимние святки» (Приложение 2 стр. 31) для учащихся третьих классов, «На всякий случай, свой обычай» для учащихся четвёртых классов.
Завершает год заключительный праздник, который представляет собой конкурс на лучшего знатока народной культуры.
От года к году усложняется форма проведения ключевых дел. К четвёртому году обучения используются в большей степени, чем раньше, различные соревнования между классами: «Конкурс семьи», спортивный праздник. Здесь часто свой класс представляет команда. Так как в ходе игры-путешествия в первом и во втором классе ребята получают достаточные навыки коллективной деятельности, в третьем классе появляется возможность делить детей на постоянные команды, организовывать соревнования между ними внутри класса.
Организацией игры-путешествия занимаются классные руководители совместно с методистом по воспитательной работе. Они обсуждают программу и план работы, осуществляют проведение игры-путешествия, отслеживают результаты и на их основании вносят коррективы в программу и ход игры.
Для детей разработаны и оформлены правила игры-путешествия.
Правила игры-путешествия.
1. Получите маршрутный лист.
2. Проведите в классе сбор – старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание.
3. Выполните все задания.
4. Занесите в дневник путешествия всё, что узнали и увидели.
5. Подведите итоги. Назовите активных, добросовестных, старательных ребят.
6. Расскажите о проделанном пути и передайте дневник путешествий в штаб игры.
7. Перейдите на следующий пункт игры-путешествия на карте.
8. На конечной станции путешествия вас ждёт конкурс на звание «Знаток русской народной культуры».
9. Преодолеть все трудности вам помогут книги, «рассказы старого альбома», встречи с интересными людьми, старшие товарищи.
Предполагаемые результаты.
Эффективность
игры-путешествия оценивается
— знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;
— перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;
— охотное, без принуждения, участие во всех видах деятельности, связанной с игрой-путешествием;
— развитие личности учащихся;
—
удовлетворённость детей и
— нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры);
— степень соответствия реального облика учащихся образцу выпускника 1-й ступени школы.
Для
изучения результативности возможно использование
различных методик, разработанных
для диагностических
- педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
- тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей школьной жизнью;
- ключевые дела, подводящие итоги каждого этапа путешествия;
-
мини-сочинения, рисунки,
Новое
содержание начального обучения открыло
новые возможности для
Формирование личности ребёнка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребёнок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Воспитание в коллективе ставит школьника перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие.
Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы постарались, чтобы жизнь в нашем общеобразовательном учреждении стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору.
Целенаправленная работа, проводимая в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры» учителями начальных классов способствует повышению уровня воспитанности учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.
Этой работой мы подтверждаем закономерность воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».
И
наши дети, воспитанники станут высоконравственными
личностями: вежливыми, внимательными
к другим людям, научатся бережно
относиться к окружающему миру.
Информация о работе Этнохудожественное образование в начальной школе