Этнохудожественное образование в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.

Содержание

Введение 2
1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной школе 3
2. Фольклорная педагогика: задачи и методика работы 6
3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры». 11
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

контр_этнохудожественное образование в начальной школе.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

     История России в произведениях древнерусской  литературы, в устном народном творчестве. Своеобразие русских городов, история  своего края.

     Организация игры-путешествия.

     Участниками игры-путешествия становятся учащиеся 1-х, 2-х, 3-х, 4-х классов. Путешествие  продолжается в течение учебного года. Так, второй класс отправляется в путешествие  по временам года. В пути их ждёт встреча с Хозяйкой каждого времени года (Осенью, Зимой, Весной, Летом). Хозяйка вручает путешественникам карту, на которой нанесён маршрут путешествия и препятствия, встречающиеся на пути. Препятствием могут быть злые сказочные герои, которые не пропускают ребят. Чтобы их преодолеть, надо выполнять различные задания. Например, сыграть с Медведем в русские народные игры, подарить свои поделки Козе-Дерезе, показать сказки избушке на курьих ножках. Только после этого возможно продвижение вперёд. Если же задание не выполнено, и прямой путь закрыт, придётся двигаться в обход, выполняя специально подобранные дополнительные задания.

     Помогает  детям не сбиться с пути подаренная Хозяйкой времени года волшебная  вещь (клубок, хрустальный конёк, весенний жаворонок).

     Учащиеся  четвёртого класса отправляются в путешествие  из прошлого (старт игры-путешествия  – представление «Откуда Русская  земля стала и есть…») в будущее (станция прибытия «Что было, то видели, что будет – увидим»). Открыть  дверь в будущее можно при  помощи волшебной фразы. Чтобы узнать эту фразу, нужно побывать на трёх станциях» «Посиделкино», «Рассказы  старого альбома», «Хоровод городов». После знакомства с каждой станцией на заключительном празднике путешественники  узнают одно волшебное слово, а по завершении маршрута будут знать  всю фразу, с которой и прибудут на заключительное дело.

     Учащиеся  третьих классов отправляются на фольклорный фестиваль. Для участия  в нём на предусмотренных маршрутом  остановках разучивают игры, хороводы, знакомятся с обрядами, песнями, готовят  поделки. Свои знания и умения они  покажут во время проведения фестиваля.

     Маршрут, сюжет и ход игры отражаются на настоящей карте. Такая организация  игры-путешествия позволяет поддерживать интерес её участников.

     Важной  частью оформления игры-путешествия  является народный календарь, на страницах  которого идёт рассказ о народных праздниках.

     Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской  народной культуры, является познавательная коллективная деятельность.

     Прохождение каждой конкретной, относительно законченной  темы организуется как коллективная творческая деятельность. Отправной  точкой служит сбор – старт, где  определяется участие каждого, даётся задание группам. Подводится итог на ключевом деле, которое завершает  освоение отдельной темы. Ключевое дело проходит в форме театрализованного  праздника или викторины. Это  может быть и школьная выставка.

     Пример  ключевого дела – «Масленица», для  учащихся вторых классов, «Зимние святки» (Приложение 2 стр. 31) для учащихся третьих  классов, «На всякий случай, свой обычай»  для учащихся четвёртых классов.

     Завершает год заключительный праздник, который  представляет собой конкурс на лучшего  знатока народной культуры.

     От  года к году усложняется форма  проведения ключевых дел. К четвёртому году обучения используются в большей  степени, чем раньше, различные соревнования между классами: «Конкурс семьи», спортивный праздник. Здесь часто свой класс  представляет команда. Так как в  ходе игры-путешествия в первом и  во втором классе ребята получают достаточные  навыки коллективной деятельности, в  третьем классе появляется возможность делить детей на постоянные команды, организовывать соревнования между ними внутри класса.

     Организацией  игры-путешествия занимаются классные руководители совместно с методистом по воспитательной работе. Они обсуждают  программу и план работы, осуществляют проведение игры-путешествия, отслеживают  результаты и на их основании вносят коррективы в программу и ход  игры.

     Для детей разработаны и оформлены  правила игры-путешествия.

     Правила игры-путешествия.

     1.     Получите маршрутный лист.

     2.     Проведите в классе сбор – старт, где каждый ученик (группа) выберет для себя задание.

     3.     Выполните все задания.

     4.     Занесите в дневник путешествия всё, что узнали и увидели.

     5.     Подведите итоги. Назовите  активных, добросовестных, старательных ребят.

     6.     Расскажите о проделанном пути и передайте дневник путешествий в штаб игры.

     7.     Перейдите на следующий пункт игры-путешествия на карте.

     8.      На конечной станции путешествия вас ждёт конкурс на звание «Знаток русской народной культуры».

     9.     Преодолеть все трудности вам помогут книги, «рассказы старого альбома», встречи с интересными людьми, старшие товарищи.

     Предполагаемые  результаты.

     Эффективность игры-путешествия оценивается по следующим критериям:

     — знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения;

     — перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность;

     — охотное, без принуждения, участие  во всех видах деятельности, связанной  с игрой-путешествием;

     — развитие личности учащихся;

     — удовлетворённость детей и родителей  школьной жизнедеятельностью;

     — нравственная ориентация школьников (восприятие ценностей народной культуры);

     — степень соответствия реального  облика  учащихся  образцу выпускника 1-й ступени школы.

     Для изучения результативности возможно использование  различных методик, разработанных  для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

     - педагогическое наблюдение, экспертная  оценка педагогов и самооценка  учащихся;

     - тесты и методики для изучения  нравственной направленности, удовлетворённости  детей и родителей школьной  жизнью;

     - ключевые дела, подводящие итоги  каждого этапа путешествия;

     - мини-сочинения, рисунки, рассказывающие  о самых ярких впечатлениях  школьной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Новое содержание начального обучения открыло  новые возможности для воспитания детей, в котором определяющее значение имеет содержание образования, методика преподавания, личность и знания учителя, который передаёт своё мировоззрение, культуру, нравственный опыт следующему поколению. Всё это составляет систему  воздействий, которая направляет развитие детей и определяет особенности  их формирования.

     Формирование  личности ребёнка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребёнок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Воспитание в коллективе ставит школьника  перед необходимостью элементарного  самовоспитания и самообразования, без которых невозможно развитие.

     Понимая, что реальная жизнь ребёнка есть многообразие форм воспитания и развития личности, мы постарались, чтобы жизнь  в нашем общеобразовательном  учреждении стала полноценной жизнью, в которой есть место действиям, поступкам, выбору.

     Целенаправленная  работа, проводимая в форме игры-путешествия  «В мир русской народной культуры»  учителями начальных классов  способствует повышению уровня воспитанности  учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

     Этой  работой мы подтверждаем закономерность воспитания, которую сформулировал  В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».

     И наши дети, воспитанники станут высоконравственными  личностями: вежливыми, внимательными  к другим людям, научатся бережно  относиться к окружающему миру. 

Список  литературы

 
    1. Алексеенко  Е.В. Фольклорные традиции русского народа // Начальная школа. – 2007. - № 3. – С. 3.
    2. Баранов Д.А., Баранова О.Г., Зимина Т.А. Русские дети: основы народной педагогики / Под ред. И.И. Шангина. – СПб.: Искусство-СПб, 2006. – 566 с.
    3. Булатова З.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С. 19 – 20.
    4. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М., 1990.
    5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. М. – 1999. – 164 с.
    6. Гайсина Р.С. Загадаю загадку // Начальная школа. – 2007. - № 11. – С. 54.
    7. Горецкий, В.Г. Начальная школа. Май леса наряжает – лето в гости ожидает / В.Г. Горецкий. – М, 1996. – 78 с.
    8. Ильинская И.П. Воспитание в поликультурной среде средствами народных сказок // Начальная школа. – 2008. - №7.
    9. Латышина Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 126 с.
    10. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях. / Н.Г. Михайлова. М. - 2000. – 216 с.
    11. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с.
    12. Фольклорная педагогика в начальной школе\электронный ресурс\http://www.pjatnica.com/
    13. Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. – С-пб, 2005. – 282с.

Информация о работе Этнохудожественное образование в начальной школе