Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:48, реферат
Уходящий XX век удивил мир своими техническими достижениями, но этот же век принес человечеству невиданные ранее страдания и неисчислимые жертвы. Многие конфликты, ставшие причиной войн и масштабного терроризма, носили откровенно национальную окраску. Создалось впечатление, что этот век был веком культуры войны, на которую обитатели планеты Земля обрекли себя, не желая понимать и уважать друг друга, видеть общечеловеческие идеалы и ценности.
Введение 2
1. Особенности использования элементов народной культуры в учебно-образовательном процессе в начальной школе 3
2. Фольклорная педагогика: задачи и методика работы 6
3. Пример Игры-путешествия «В мир народной культуры». 11
Заключение 19
Список литературы 20
2.
Традиционная культура и
3. Любой факт народной культуры, зафиксированный в виде текста (в широком смысле), надо рассматривать с учётом жизненного контекста, в котором он существовал. Например, календарный обряд, кроме «основных» функций (вызывания дождя, увеличения плодородия земли, окликание душ умерших и др.), выполнял и множество других (сопутстсующих, и, чаще всего, неосознаваемых — консолидация членов коллектива, разрешение, разрядка внутригрупповых противоречий, коллективная медитация и др.), в том числе и педагогическую. Однако применение этого текста в педагогической практике – это перенесение его в другой контекст. Успех этого мероприятия возможен лишь при отчётливом осознавании сходства и различия данных контекстов.
4. Школьники с огромной радостью и энтузиазмом принимают участие в различных видах фольклорной деятельности, если педагогу удалось донести до них внутренний смысл происходящего. Суть последнего можно сформулировать так: педагог владеет ключом к энергии, заключённой в фольклорном тесте. Игра, обряд, миф, пение, пляска имеют символическую природу. Значение символа нельзя однозначно сформулировать, в противном случае его сущестование потеряло бы смысл. Оно постигается интутитивно. Ключом к энергии символа можно овладеть либо в непосредственном контакте с носителем традиции, либо используя аудио и видеозаписи и другие источники информации. Если ключ к энергии найден, то развёртывание фольклорного текста сопровождается интенсивным эмоциональным переживанием. Сам по себе опыт таких переживаний необычайно важен, обогащая личность школьника. Кроме того, положительные эмоции, испытываемые в процессе занятий, могут стать благодатным фоном для усвоения любой сопутствующей информации педагогического характера.
5. Особая ценность фольклорного материала в его синкретизме. В фольклоре ничего не существует само по себе, всё связано со всем. Например, обряд – это синтез ритуальных действий, пения, хореографии, возможно – игры. Это специфический способ общения членов коллектива. Это способ их взаимоотношений с природой и Богом. Это способ познания, способ медитации, эмоциональной разрядки, может быть очищения. Обряд имеет свою философию, свою этику, свою эстетику. В обряде используются предметы, имеющие характерный для него символический смысл и художественную форму. Обрядовые песни имеют свои тексты, свои напевы и различаются по манере исполнения. В обрядах, также, как и в других видах фольклорной деятельности, сконцентрирован духовный опыт народа в конкретной, присущей только этому народу форме. Всё это может быть эффективно использовано в целях воспитания и развития. [9]
Изучение фольклора своего народа значительно обогащается при сопоставлении его с фольклорными традициями других народов. В Латвии это, несомненно, латышский фольклор. Использование латышских параллелей на занятиях по русскому фольклору может оказаться ценным с самых разных точек зрения. Во-первых это познание латышской культуры, национального характера, ментальности и систем ценностей латышей. Кроме того, в латышском фольклоре сохранились архаичные элементы, знание которых помогает понять смысл некоторых образов русского фольклора.
Изучение параллелей – это всегда сопоставление сходных и отличающихся элементов. А в сопоставлении лучше познаётся специфика собственной культуры.
Конкретные формы работы.
1. Игровой урок – урок, на котором школьники учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении); производит диагностику отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д.
2. Урок – подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы урока: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем современного общества, проблем культурной и природной экологии.[3]
У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом.
Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии младших школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности. Учитывая возрастные особенности детей на каждой ступени, определён доминирующий вид деятельности.
В школе2 первой ступени доминирует познавательная деятельность в рамках игры-путешествия «В мир народной культуры». В новой социальной ситуации содержание путешествия составляет ценности русской национальной культуры. Учащиеся начальных классов с удовольствием познают в предлагаемой игровой форме обряды, обычаи, традиции своего народа.
Игра-путешествие «В мир русской народной культуры».
Пояснительная записка.
В результате поиска путей обновления содержания воспитательного процесса, методическим объединением начальных классов школы принято решение строить внеклассную работу первой ступени на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры.
Обоснование выбора.
Этот выбор сделан не случайно:
1.
Народная культура – основа
национальной культуры. Поэтому
логично начать знакомство
2.
Мир народной культуры
3.
Народная культура воплощена
в доступных для младших
4.
Особенно привлекает и то, что
предмет изучения позволяет
5.
Привлекателен и языковой
6.
Изучение народной культуры (особенно
подготовка и участие в
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить многие воспитательные цели и задачи:
— развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала личности ребёнка;
— воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
—
сплочение классного
— органичное включение родителей в воспитательный процесс;
— использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется в форме игры-путешествия «В мир русской народной культуры».
Содержание игры-путешествия.
Взяв за основу содержания игры-путешествия факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение», в котором привлекает разнообразие, доступность, системность, преемственность, постепенное усложнение материала, а также возможность связать учебную и внеклассную деятельность посредством уроков труда, музыки, ИЗО, ОЗМ, истории определили цель, задачи.
Цель игры-путешествия:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Задачи игры-путешествия:
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
— воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
— создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Предмет изучения в ходе игры-путешествия:
Народные детские игры, песни, сказки, загадки, приметы, обряды и обычаи, декоративно-прикладное искусство, одежда, народная медицина, кухня.
Структура игры-путешествия:
Игра-путешествие рассчитана на четыре года. В течение их дети познакомятся с тем, как наши предки понимали мир, окружающий человека, и своё место в нём. Каждая параллель имеет свой сюжет путешествия.
Краткое изложение.
1-й класс. Программа «Зачин дело красит». (Приложение 1 стр. 22)
Сюжет года «Где жить – тем и слыть».
Программа этого года является пропедевтической. Она вводит ребёнка в круг проблем последующих трёх лет игры-путешествия: человек и природа; человек и семья; человек и родная земля. Через знакомство с народной культурой постигаются нравственные и эстетические ценности своего народа.
2-й класс. Программа «Человек и природа».
Сюжет года «Вслед за солнышком живём».
Путешествие по временам года. Связь жизни человека и природы. Представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, устном народном творчестве, предметах быта.
3-й класс. Программа «Человек и его семья».
Сюжет года «Жизнь дана на добрые дела».
1-й раздел: Мир крестьянского дома. Дом и мир.
Знакомство с устройством крестьянского дома и подворья. Вещи, окружающие человека. Деревня, село.
2-й раздел: Жизнь человека в доме и мире.
Родовое дерево семьи (Приложение 3 стр. 42).
В центре внимания семейный уклад, обряды, обычаи, сопровождающие человека от рождения до смерти.
4-й класс. Программа «Человек и история его народа».
Сюжет года «Велика святорусская земля».
1-й раздел: «В каждом посаде в своём наряде».
Многообразие культурных традиций России и культура своего края. Предмет изучения – народный костюм и песня.
2-й раздел: «Не продажное, а заветное».
Образ русского человека через историю его семьи.
3-й раздел: «Откуда Русская земля стала и есть…»
Информация о работе Этнохудожественное образование в начальной школе