Этика речевого общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих. С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.

Содержание

Введение………………………………….………………………………………..2
1.Этика речевого общения………………………………………………………..4
Заключение………………………………………….……………………………12
Список литературы………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

этика речевого общения.docx

— 27.29 Кб (Скачать)

           Разговорная речь имеет свою  эстетическую атмосферу, которая  обусловлена глубинными процессами, соединяющими человека с обществом  и культурой.

           Исторически сложились относительно  устойчивые формы речевого общения - жанры. Все жанры подчинены правилам речевой этики и языковым канонам. Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

           Культура речи - это владение нормами  литературного языка в его  устной и письменной форме,  при котором осуществляется выбор  и организация языковых средств,  позволяющих в определенной ситуации  общения и при соблюдении этики  общения обеспечить необходимый  эффект в достижении поставленных  коммуникативных целей.

        При  характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека  культура его речи определяется  следующим образом: это такой  выбор и такая организация  языковых средств, которые в  определенной ситуации общения  при соблюдении современных языковых  норм и этики общения позволяют  обеспечить наибольший эффект  в достижении поставленных коммуникативных  задач.

         Этика речевого общения предписывает  говорящему и слушающему создание  благожелательной тональности разговора,  которая приводит к согласию  и успешности диалога.

         Этика речевого общения - это,  прежде всего, её реальные признаки  и свойства, совокупность и системы  которых говорят о её коммуникативном  совершенстве:

точность речи ("Кто  ясно мыслит, ясно излагает");

логичность, владение логикой  рассуждений;

чистота, т.е. отсутствие чуждых литературному языку и отвергаемых  нормами нравственности элементов;

выразительность - особенности  структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя  или читателя;

богатство - разнообразие речи, отсутствие одних и тех же знаков и цепочек знаков;

уместность речи - такой  подбор, такая организация средств  языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или  читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступлениям.

          Таким образом, правильность речи, богатство индивидуального словаря  повышает эффективность общения,  усиливает действенность устного  слова.

         Речевая деятельность человека  является самой сложной и самой  распространенной. Она составляет  основу любой другой деятельности  человека: производственной, коммерческой, научной и других.

         Культурой речи важно владеть  всем, кто по роду своей деятельности  связан с людьми, организует и  направляет их работу, ведет деловые  переговоры, воспитывает, заботится  о здоровье, оказывает людям различные  услуги.

        Этика  речевого общения - важнейшее  условие общения. И овладение  основами речевой культуры для  каждого человека - не только необходимость,  но и обязанность. Общаясь культурно,  люди делают правильный выбор  в направлении достижения коммуникативных  задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Акишина А. А., Формановская  Н. И. Русский речевой этикет.- М.: Рус. яз. 1978.

2. Байбурин  А.К., Топорков А.Л. У истоков речевого этикета. – Л.,1990.

3.Верещагин Е. М., Костомаров  В. Г. Язык и культура.- М.: Рус.  яз., 1976.

4.Виноградов С.И., Платонова  О.В. Культура русской речи, 1999.

5.Гольдин В. Е. Этикет  и речь.  Сарат. ун-т, Саратов, 1978.

6.Ширяев Е.Н. Культура  русской речи. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА  - ИНФРА М, 1999.

7. Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.,2002.

 

 

 

 


Информация о работе Этика речевого общения