Этика педагогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

В настоящий момент в нашей стране традиционно низкий уровень усвоения знаний профессиональной этики педагогами. Еще в 1970-е г.г. отмечалось, что студенты получают в вузах хорошую психолого-педагогическую подготовку, однако знаний по педагогической этике им явно недостаёт. Это нередко приводит к конфликтным ситуациям, усложняет педагогический процесс, снижает эффективность воспитательной работы. Аналогичная ситуация сохранялась и в 1980-90-е г.г..

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

1. Предмет и задачи педагогической этики…………………………………3-4

2. Зарождение и развитие педагогической этики…………………………...5-6

3. Категории педагогической этики………………………………………….7-9

4. Сущности и функции педагогической морали……………………………10

5. Нравственное сознание педагога………………………………………..11-12

6. Нравственные отношения педагога……………………………………..13-14

7. Нравственная деятельность педагога………………………………………15

8. Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя………………………………………………………………………….16

9. Кодекс профессиональной этики учителя…………………………………17

Заключение……………………………………………………………….....18-19

Список используемой литературы……………………………………………20

Работа содержит 1 файл

этика педагогов.docx

— 35.29 Кб (Скачать)

  
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Нравственные отношения  педагога.

     В основе нравственных отношений лежат  зависимости между предписаниями  долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между личностными и общественными  интересами. Нравственные отношения  регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими  общественное или групповое признание  и усвоенные личностью в процессе её коллективной деятельности. Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля. В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения имеют определённые особенности - сферу учебного труда, различного рода общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д. Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого - сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Нравственная деятельность  педагога.

     Нравственная  деятельность педагога, как и любая  духовная деятельность, обладает относительной  самостоятельностью, тесно связана  с другими видами деятельности и  может реализовываться в различных  предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание. В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с  основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности  свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д. Процесс  нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих  привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.7  

  
 
 
 
 
 
 
 

8. Педагогический такт  как важный компонент  нравственной культуры  учителя.

     Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особый элемент  нравственного творчества - педагогический такт. Нравственное творчество учителя  включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и  её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость  выбрать лучший вид поступка в  соответствии с нравственно-педагогической нормой. Педагогический такт есть форма  реализации педагогической морали в  деятельности учителя, в которой  совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий  поступка и субъективного его  восприятия; в такте проявляется  поиск более лёгкого и менее  болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов  педагогического такта учителя  можно назвать уважительное отношение  к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать  собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и  чуткость по отношению к людям  и т.д. 8 

  
 
 

9. Кодекс профессиональной  этики учителя

     Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере  педагогического труда свои особенности  и влияние имеет и моральная  регуляция, неотъемлемым элементом  которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем  не контролируются. Зачастую своим  действиям и поступкам он сам  даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя - его педагогическая совесть - должен быть чувствительным в высокой степени. Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов  и норм педагогической морали, и  регулирует его поведение и систему  отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из основ кодекса  профессиональной этики учителя  является установление основных требований, которые определяют отношение учителя  к самому себе, к педагогическому  труду, к ученическому и педагогическому  коллективам и т.д.9 

  
 
 
 
 
 

Заключение

     В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель  становится воспитателем, лишь овладев  тончайшим инструментом, этикой. Этика  в школе - это «практическая философия  воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной  профессиональная подготовка будущего специалиста-педагога. Необходимо обращать особое внимание на сущность и специфику  индивидуального нравственного  сознания педагога. Ибо сведения о  принципах и нормах морали поступают  к будущему педагогу опосредованными  его индивидуальным сознанием и  нравственными установками. В свою очередь педагог участвует в  процессе воспроизводства нравственного  сознания личности не только индивидуально, но и посредством педагогического  и ученического коллектива, родительской общественности. В данном случае он выступает как концентрированный  носитель общественной морали. Для  понимания роли этических знаний в профессиональном становлении  педагога, необходимо учитывать такое  понятие как нравственное сознание. Профессиональная педагогическая этика  определяет нравственное сознание педагога как совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств и потребностей, отражающих моральное  отношение в сфере профессиональной педагогической деятельности. Все указанные  структурные образования нравственного  сознания тесно взаимосвязаны, и  разделить их можно лишь условно.Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения  педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам  и их родителям. Этические знания становятся убеждениями личности в  процессе социальной практики под воздействием объективных условий, в которых  осуществляется её профессиональная деятельность. Убеждениями могут стать лишь те этические знания, которые опосредуются чувствами и соответствуют интересам и потребностям личности. Этические знания - это своего рода упорядоченная информация, полученная индивидом от общества, а нравственные убеждения - это не только упорядоченная информация, но и прогнозирующая установочная модель, обеспечивающая заданный тип поведения. В процессе обучения в вузе будущему педагогу необходимо осознать сущность нравственности, получить сведения о её содержании и функционировании в обществе, системе её требований и санкций за отклонение от установленных норм, овладеть умением сравнивать собственные нравственные нормативы с профессиональными, социально значимыми, корректировать свою нравственную позицию. Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность - они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В данном случае личность характеризуется наличием «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать её требованиям. Формирование и развитие нравственного сознания, попытки сделать его органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от педагога не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой. Следовательно, этические знания, нравственные убеждения и чувства, сливаясь, и обогащая друг друга, отражают специфические черты нравственного сознания, формируемого в педагогической среде, и являются фундаментом педагогической нравственности, которая развивается и совершенствуется в процессе сложной нравственной практики. 
 

Список  литературы

1)     Азаров Ю. Искусство воспитывать. - М, 1978

2)     Гришин Э. Книга для учителя. - Владимир, 1976

3)     Котигер Я. , Чамлер В.  Педагогическая  этика. - Кишинев, 1984.

4)     Лаптенок С.Д. Этика и этикет: Уч.-метод. пособие для учителей. - Мн., 1998.

5)     Мамед-заде Р. Профессиональная  этика учителя. - Баку, 1990.

6)     Наумчик В.Н. и др. Этика педагога. - М: Изд-во "Университетское", 1999

7)     О профессиональной этике педагога // Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000. - №11 (спецвыпуск)

8)     Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая  этика. - Минск, 1986

9)     Чернокозов И. Профессиональная  этика учителя. - Киев, 1988

10)      Чернокозова В., Чернокозов И.  Этика учителя. - Киев, 1973

Информация о работе Этика педагогов