6.
Нравственные отношения
педагога.
В
основе нравственных отношений лежат
зависимости между предписаниями
долженствования и субъективным
восприятием этих предписания личностью,
между личностными и общественными
интересами. Нравственные отношения
регулируются моральными принципами,
нормами, обычаями, традициями, получившими
общественное или групповое признание
и усвоенные личностью в процессе
её коллективной деятельности. Особенность
нравственных отношений в том, что они
имеют ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный
характер, то есть в них всё основано на
моральной оценке, выполняющей функции
регулирования и контроля. В педагогической
среде выделяются сферы, в которых нравственные
отношения имеют определённые особенности
- сферу учебного труда, различного рода
общественной деятельности педагогов
и учащихся, сферу внешкольных контактов,
общего досуга, сферу педагогических контактов
учителей и др. Субъектом нравственных
отношений в педагогической среде является
учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном
процессе, он осуществляет самое широкое
взаимодействие с учащимися, их родителями,
коллегами и т.д. Педагогическая мораль
признаёт такие нормы взаимоотношений
между воспитателями и воспитуемыми, которые
способствуют развитию творческой личности,
формированию человека, обладающего чувством
собственного достоинства. Важнейшее
условие положительного воздействия педагога
на воспитуемого - сочетание разумной
требовательности и доверия к нему. В системе
нравственных отношений в педагогической
среде очень важную роль играет взаимодействие
учителя с ученическим коллективом, которые
должны строиться на основе взаимопонимания
и взаимоуважения, уважения учителем положительных
традиций коллектива и чувства собственного
достоинства каждого воспитанника. Конечно,
успех воспитания зависит и от влияния
той ближайшей микросреды, в которой живут
и воспитываются дети.6
7.
Нравственная деятельность
педагога.
Нравственная
деятельность педагога, как и любая
духовная деятельность, обладает относительной
самостоятельностью, тесно связана
с другими видами деятельности и
может реализовываться в различных
предметных формах: нравственное просвещение,
организация нравственного опыта,
нравственное самовоспитание. В процессе
нравственного просвещения школьников
педагог проводит их ознакомление с
основными проблемами морали, критериями
моральной оценки, раскрывает возможности
свободы выбора нравственного поступка
и меру ответственности личности
за своё поведение и т.д. Процесс
нравственного самовоспитания представляет
собой не только формирование недостающих
привычек, но и ломку ранее сформированных
негативных установок.7
8.
Педагогический такт
как важный компонент
нравственной культуры
учителя.
Переход
от нравственного сознания к нравственной
практике включает в себя особый элемент
нравственного творчества - педагогический
такт. Нравственное творчество учителя
включает в себя ряд компонентов,
среди которых важнейшими являются
такие, как осмысление нормы и
её значимости в отношении к обществу,
педагогической профессии; осмысление
сложных обстоятельств ситуации,
условия её возникновения; необходимость
выбрать лучший вид поступка в
соответствии с нравственно-педагогической
нормой. Педагогический такт есть форма
реализации педагогической морали в
деятельности учителя, в которой
совпадают мысль и действие. Такт
- это нравственное поведение, включающее
предвидение всех объективных последствий
поступка и субъективного его
восприятия; в такте проявляется
поиск более лёгкого и менее
болезненного пути к цели. Педагогический
такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных составляющих элементов
педагогического такта учителя
можно назвать уважительное отношение
к личности, высокую требовательность,
умение заинтересованно слушать
собеседника и сопереживать ему,
уравновешенность и самообладание,
деловой тон в отношениях, принципиальность
без упрямства, внимательность и
чуткость по отношению к людям
и т.д. 8
9.
Кодекс профессиональной
этики учителя
Среди
требований, предъявляемых к педагогической
культуре учителя, есть общечеловеческие,
которые были выработаны в ходе развития
педагогической практики. Но в сфере
педагогического труда свои особенности
и влияние имеет и моральная
регуляция, неотъемлемым элементом
которой является нравственное самовоспитание.
Ведь многие действия педагога никем
не контролируются. Зачастую своим
действиям и поступкам он сам
даёт оценку, сам же их корректирует.
Поэтому моральный «барометр» учителя
- его педагогическая совесть - должен
быть чувствительным в высокой степени.
Кодекс профессиональной этики педагога
определяет совокупность нравственных
требований, вытекающих из принципов
и норм педагогической морали, и
регулирует его поведение и систему
отношений в процессе педагогической
деятельности. Одной из основ кодекса
профессиональной этики учителя
является установление основных требований,
которые определяют отношение учителя
к самому себе, к педагогическому
труду, к ученическому и педагогическому
коллективам и т.д.9
Заключение
В.А.
Сухомлинский подчеркивал, что учитель
становится воспитателем, лишь овладев
тончайшим инструментом, этикой. Этика
в школе - это «практическая философия
воспитания». Без знания теории морали
сегодня не может быть полноценной
профессиональная подготовка будущего
специалиста-педагога. Необходимо обращать
особое внимание на сущность и специфику
индивидуального нравственного
сознания педагога. Ибо сведения о
принципах и нормах морали поступают
к будущему педагогу опосредованными
его индивидуальным сознанием и
нравственными установками. В свою
очередь педагог участвует в
процессе воспроизводства нравственного
сознания личности не только индивидуально,
но и посредством педагогического
и ученического коллектива, родительской
общественности. В данном случае он
выступает как концентрированный
носитель общественной морали. Для
понимания роли этических знаний
в профессиональном становлении
педагога, необходимо учитывать такое
понятие как нравственное сознание.
Профессиональная педагогическая этика
определяет нравственное сознание педагога
как совокупность этических знаний,
нравственных взглядов, убеждений, чувств
и потребностей, отражающих моральное
отношение в сфере профессиональной
педагогической деятельности. Все указанные
структурные образования нравственного
сознания тесно взаимосвязаны, и
разделить их можно лишь условно.Педагогическая
этика рассматривает нравственные
убеждения как моральные знания,
которые стали нормой поведения
педагога, его собственной позицией
в системе отношений к обществу,
своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам
и их родителям. Этические знания
становятся убеждениями личности в
процессе социальной практики под воздействием
объективных условий, в которых
осуществляется её профессиональная деятельность.
Убеждениями могут стать лишь
те этические знания, которые опосредуются
чувствами и соответствуют интересам
и потребностям личности. Этические знания
- это своего рода упорядоченная информация,
полученная индивидом от общества, а нравственные
убеждения - это не только упорядоченная
информация, но и прогнозирующая установочная
модель, обеспечивающая заданный тип поведения.
В процессе обучения в вузе будущему педагогу
необходимо осознать сущность нравственности,
получить сведения о её содержании и функционировании
в обществе, системе её требований и санкций
за отклонение от установленных норм,
овладеть умением сравнивать собственные
нравственные нормативы с профессиональными,
социально значимыми, корректировать
свою нравственную позицию. Следует отметить,
что знание норм морали еще не означает
моральности поведения, и поэтому необходимо
признать, что относительно практики профессиональной
деятельности знания сохраняют значительную
самостоятельность - они могут не использоваться
или использоваться частично в профессиональной
деятельности. В данном случае личность
характеризуется наличием «двойной морали»,
которая теоретически может прекрасно
ориентироваться в вопросах нравственности,
в том числе и профессиональной морали,
но не считать для себя обязательным следовать
её требованиям. Формирование и развитие
нравственного сознания, попытки сделать
его органичным, неотъемлемым свойством
своей личности требуют от педагога не
только знаний, но и постоянной, в течение
всей трудовой деятельности и жизни, работы
над собой. Следовательно, этические знания,
нравственные убеждения и чувства, сливаясь,
и обогащая друг друга, отражают специфические
черты нравственного сознания, формируемого
в педагогической среде, и являются фундаментом
педагогической нравственности, которая
развивается и совершенствуется в процессе
сложной нравственной практики.
Список
литературы
1)
Азаров Ю. Искусство воспитывать.
- М, 1978
2)
Гришин Э. Книга для учителя.
- Владимир, 1976
3)
Котигер Я. , Чамлер В. Педагогическая
этика. - Кишинев, 1984.
4)
Лаптенок С.Д. Этика и этикет:
Уч.-метод. пособие для учителей.
- Мн., 1998.
5)
Мамед-заде Р. Профессиональная
этика учителя. - Баку, 1990.
6)
Наумчик В.Н. и др. Этика педагога.
- М: Изд-во "Университетское", 1999
7)
О профессиональной этике педагога
// Сибирский учитель. - Декабрь. - 2000.
- №11 (спецвыпуск)
8)
Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая
этика. - Минск, 1986
9)
Чернокозов И. Профессиональная
этика учителя. - Киев, 1988
10)
Чернокозова В., Чернокозов И.
Этика учителя. - Киев, 1973