Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 05:15, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить литературу по этой теме;
2. Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
3. Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Основные средства эстетического воспитания в детском саду.
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1 Состояние проблемы эстетического воспитания в психолого-педагогическом исследовании.
2.2 Психологические особенности развития дошкольного возраста
ВЫВОДЫ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
o БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
На протяжении дошкольного детства изменяется степень осознанности при выполнении детьми. Так, ребенок 3-4 лет привыкает выполнять правила и часто не соглашается с малейшими их нарушениями. Дети 5-6 лет уже выполняют правила не по привычке, а сознательно, понимая их значение.
Основной путь влияния взрослого на развитие личности детей - организация условий для практического усвоения ими моральных норм. Первым таким условием является образец взрослого, его отношения и поступки. Дошкольник необычайно восприимчив всякого рода воздействиям, очень эмоционален, склонен к подражанию. При этом он не всегда может разобраться в том, что хорошо, что плохо - опыт еще мал, сознание часто подчиняется эмоциям. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания.
Немаловажное значение имеют также образцы для поведения, представленные в рассказах и сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей. Так, слушая сказку, дети обязательно хотят выяснить, кто хороший, а кто плохой, требуют в этом отношении определенности.
Ребенка обучают правилам поведения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления о том, какого поведения ждут от них окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и его индивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется личность. У ребенка 3-х лет уже появляются признаки становления личности, проявляющиеся в знаменитом «я сам». В этой формуле не просто отражается стремление трехлетнего малыша к самостоятельности, но и проявляется определенный уровень его самосознания, то есть сознания своего «я», своих возможностей. Установлено, что в развитии ребенка выделяются периоды, которые отличаются определенным уровнем. Становление, развитие личности происходит в деятельности ребенка. Но притом, что дети участвуют в разных видах деятельности, для каждого возраста выделяется главная, ведущая. Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является сюжетно-ролевая игра, в которой он воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в воображаемом плане воспроизводит его поведение. Игра - основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. Игра формирует у него важные качества, в том числе коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не только мышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредством игры приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитания - организация игровой деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Они становятся правилами его игрового поведения.
Когда говорится о значении игры в становлении личности ребенка, то имеется в виду не стихийно возникающие игры детей, а специально организуемые взрослыми, где сочетаются игры с разными сюжетами: социальными, производственными, бытовыми и т.д.
Наряду с возрастными и психологическими особенностями, характерными для дошкольного возраста, каждый ребенок обладает еще и собственными, присущими лишь ему одному качествами, каждый неповторим своей индивидуальностью.
Каждый ребенок - особенный, на свой лад, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с внешним миром, способностью проявлять эмоциональные реакции.
Ребенок
наделен от природы определенными особенностями
нервной системы. От типа нервной деятельности
зависит его темперамент. Это и накладывает
отпечаток на его поведение. Одни дети
более спокойны, малоподвижны, заторможены;
другие - более возбудимы, подвижны; третьи
- уравновешенны; четвертые сочетают слабость
нервных процессов с чувствительностью
к различным воздействиям, они обидчивы,
часто плачут. Вот почему один и тот же
подход (при равных условиях) взывает у
разных детей разные реакции. Характер,
так же как и интересы и потребности, формируется
под влиянием среды и воспитания. Человек
не рождается добрым или черствым, общительным
или замкнутым, трудолюбивым или ленивым,
это зависит от среды, в которой растет
ребенок и формируется его личность.
ВЫВОДЫ.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.
Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д.
Дети также
усваивают и основные эстетические понятия,
окружающие наиболее существенные эстетические
стороны и особенности окружающего нас
мира. Под руководством взрослых дети
должны освоить и понять основные критерии
прекрасного и безобразного, возвышенного
и низменного, трагического и комического,
приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть
рядом навыков и умений, применять их в
жизни, следовать им и соответственно
выражать свои чувства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня, в эпоху кризиса духовной и эстетической культуры, во времена падения гуманистических идеалов и суждений, что обусловлено многими негативными факторами, в том числе и социально-экономическими; важно возродить тенденцию ценностного отношения общества к человеческой личности и заинтересованность в ее гармоничном развитии. Необходимо создать целостную систему эстетического воспитания подрастающего поколения, средоточием которой должен стать детский сад, где приобщение детей к искусству и сокровищам общечеловеческой культуры планомерно и целенаправленно ведется на занятиях эстетического цикла.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Полноценное
умственное и физическое развитие, моральная
чистота и активное отношение к жизни
и искусству характеризуют целостную,
гармонически развитую личность, нравственное
совершенствование которой во многом
зависит от эстетического воспитания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
.