Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа
Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35
Летели синицы
Сели на косицы (Береза)
Подойдем к березе, полюбуемся ее нарядом. Кора ее белая, чувствуете какая она гладкая, шелковистая? Береза не только красавица, она самое смелое дерево. Случится в лесу пожар, выгорит целый участок с деревьями, и долго – долго оставался бы в лесу этот мертвый кусок земли, если бы не береза. Множество ее семян разносит в начале осени ветер. Семена легкие и маленькие.
Какими словами можно рассказать о березе? (Высокая, стройная, красивая, кора белая, гладкая).
- Дети пойдемте дальше. Послушайте.
У поля, возле всходов,
Как богатырь, поднялся клен.
Здесь много всякого народа
С утра до ночи видит он.
Прохожим машет он листвою
Под крону, где пышна трава.
И дарит тенью он густою,
И шепчет добрые слова.
Клен в народе называется кудрявый, за его красивые листья. А семена у клена хитрые, приспособились перелетать на крыльях, за это их зовут крылатками. Вот какой подарок нам сделала осень. Положим и его в наш сундучок.
- А сейчас я вам расскажу об одном дереве, у него интересное название – липа. Как вы думаете почему? (Липкое)
Да действительно такое название липа получила за липкие листья. Дети рассмотрите плоды липы, крылышки, с помощью которых разлетаются семена. Давайте семена положим в наш сундучок.
- Ребята смотрите, какая зеленая красавица стоит.
Зимой и летом
Одним цветом (Елка)
Ель – ценное дерево, используется при изготовлении инструментов. В густых ветвях еловых деревьев устраивают гнезда разные птицы: вороны, сороки. Плоды у ели – шишки.
- Дети давайте соберем шишки и положим в наш сундучок.
Игра «С какой ветки эти детки».
Воспитатель показывает семена и плоды, а дети называют с какого они дерева.
- Дети расскажите мне что вам сегодня запомнилось или понравилось на нашей прогулке? Какие деревья мы встретили? Какие дары осени мы положили в наш волшебный сундучок? Назовите признаки осени, которые мы увидели на прогулке?
Мои маленькие друзья! Наша прогулка подходит к концу. Посмотрите, наш волшебный сундучок уже наполнен до краев дарами осени.
Мы отправляемся
назад в группу, где вы нарисуете
то, что вам больше всего запомнилось.
Из ваших рисунков мы сделаем выставку
на тему «Осень».
«Экскурсия
в оранжерею»
Задачи:
Закрепить
представление детей о том, что
для роста растений нужны свет,
тепло, хорошая почва (зимой растения
выращиваются в оранжереях и теплицах;
здесь растут красивые цветы, свежие
овощи; для того чтобы растения нормально
росли и развивались, им создают условия,
близкие к естественным); воспитывать
уважение к труду взрослых, чувство радости
от общения с природой; формировать умения
устанавливать связи между сезонными
изменениями в неживой природе и состоянием
растений.
Подготовка к экскурсии:
Экскурсию
лучше провести во время цветения
некоторых растений. Договориться с
садовником о маршруте и содержании
беседы с детьми.
Ход экскурсии:
Придя в оранжерею или теплицу, воспитатель обращает внимание детей на обилие зелени.
Воспитатель: Ребята посмотрите как здесь много зелёных растений!
Воспитатель: А у нас на участке растения зелёные?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему? Объясните?
Дети сравнивают состояние растений в оранжерее с состоянием растений на участке детского сада.
Дети: Потому, что на улице зима.
Воспитатель: Посмотрите-ка, сколько градусов на термометре?
(Воспитатель подводит детей к термометру.)
Воспитатель: А на улице, какая сейчас погода - тёплая или холодная?
Дети: Холодная.
Воспитатель: Зачем включены светильники, если сейчас день?
(Воспитатель
помогает правильно и полно
ответить детям, если они
Далее воспитатель с детьми обходят 2-3 павильона оранжереи, рассматривают растения находящиеся здесь постоянно. Хорошо, если один из сотрудников расскажет о некоторых из них - где растут в природе, как о них заботятся в оранжерее.
В
маршрут экскурсии следует
Воспитатель: Какие из этих растений вы знаете?
(Дети называют знакомые растения)
Воспитатель: Посмотрите, в какой земле их выращивают?
Дети: В мягкой, удобренной.
Воспитатель: Сейчас растения будут поливать, давайте понаблюдаем.
(Воспитатель
с детьми смотрят, как
Воспитатель: Это называется искусственным дождём.
Работник оранжереи рассказывает, для кого они выращивают цветы и овощи.
(Если работника нет, то воспитатель рассказывает об этом сам).
Воспитатель: Скажем большое спасибо !
Дети: Спасибо
Воспитатель: Вам понравилась экскурсия?
Дети: Да
Воспитатель: Что вы поняли?
Дети: Что зимой растения и овощи выращивают в теплицах. За ними ухаживают люди и т. д.
Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в детский сад.
Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой