Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Провести практические исследования по ознакомлению с природой детей дошкольного возраста посредством экскурсий.
База исследования:
Методологические принципы: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Глава 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой, как фактор всестороннего развития .
Воспитательно-образовательные задачи при ознакомлении детей с природой…………………………………………………………………….5
1.2. Экскурсия как один из методов ознакомления детей с природой………8
1.3. Значение и виды экскурсий. Содержание и структура. ………………….9
1.4.Подготовка детей к проведению экскурсии……………………………….13
Глава 2.Методика организации и проведения экскурсий
2.1.Методические рекомендации к проведению летних экскурсий………………………………………………………………………17
2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска…………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой..doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Дети  осваивают знания о видовом составе  растительного и животного мира, роли и функциях живых организмов в городской экосистеме, о влиянии деятельности человека как системообразующего фактора городской среды на природу мегаполиса и здоровье людей. Важно формировать эмоционально ценностное отношение к природе городского парка и навыки безопасного поведения в природе, объяснять, что прогулки приносят пользу, так как человек дышит чистым воздухом. Пониманию этого поможет опыт, когда чистота воздуха определяется с помощью "индикатора". Воспитатель наносит слой вазелина на два листа картона и вывешивает их вблизи автомобильной дороги и в парке. Через несколько дней дети видят, что на листе картона, находившегося около дороги, налет более темный и плотный, чем на том, который был в парке.

     Обсуждая  результат опыта, можно спросить детей: где воздух более загрязнен, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище, где полезнее гулять и т. д. Следует также подвести их к осознанию того, что в городе нельзя собирать яблоки, шиповник, лекарственные растения.

     Во  время экскурсий в парк (сквер) надо обращать внимание детей на то, что человек сажает растения с разными целями, что в городе могут расти только некоторые виды деревьев и кустарников, устойчивые к неблагоприятным условиям существования (рябина, береза, сирень, тополь, клен, боярышник, липа, лиственница и др.).

     В процессе наблюдений дети узнают, что в городе обитают определенные виды птиц, выясняют, что они питаются пищевыми отходами человека, в качестве укрытий используют городские постройки. В городе остаются зимовать водоплавающие птицы, так как вода замерзает не везде.

Важно обратить внимание дошкольников на то, что человек стремится возвратить природу в город: разбивает газоны, устраивает цветники.

Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся  бездомные животные, чем они опасны.

     Деятельность  детей на участке детского сада летом

     Создание  условий для интересной и содержательной деятельности детей летом на участке  дошкольного учреждения также имеет  большое значение.

Необходимо  организовать просмотр открытых занятий  и некоторых форм организации  повседневной работы (коллективный труд, дежурства, поручения) с детьми, где были бы использованы наиболее эффективные методы и приемы, даны конкретные рекомендации.

     Занятия и повседневную работу на огороде  и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и использование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость систематического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание, подкормку и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностями строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей необходимо научить их различать.

     Детям следует давать задания, требующие  внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники могут  заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бутоны, цветы.

     Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это  укрепляет у них уверенность  в своих силах, формирует добросовестное отношение как к интересной, так  и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы". 
 

2.2. Процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой  в результате использования экскурсий на примере МДОУСКВ № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска 

     В детском саду №31 г. Нижневартовска ознакомление детей с природой осуществлялось как на занятиях, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке. В старшей группе занятия по ознакомлению с природой проводятся ежедневно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знания у детей. Экскурсии в лес, парк, сквер могут показать детям, что происходит в природе. Все, что видит ребенок, он лучше воспринимает и в действии, поэтому стараемся привлекать детей к посильному труду.

     Проводя экскурсии осенью, мы обращали внимание детей на цвет неба сквозь ветки: в это время разнообразная раскраска листьев особенно подчеркивает цвет неба. Если в парке, сквере есть сосны и ели, яркие краски лиственных деревьев хорошо выделяются на фоне их темной зелени.

     Детям нравится собирать опавшие разноцветные листья разной формы. Мы спрашивали у ребенка, у всех ли деревьев одинаковые листья. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей, использовали листья в игре. Позднее, осенью, когда под деревьями будут только сухие листья, мы слушали как они шуршат под ногами. Показывали, как они покоробились, и порывы ветра носят их по дорожкам.

Незабываемое  зрелище – листопад.

Листопад, листопад

Листья  желтые летят…

     Когда облетят все листья, мы рассматривали внимательно место на ветке, откуда рос листик. Там мы могли увидеть еле заметные почки. Это деревья готовятся к весне, закладывают почки с осени. Все увиденное закрепляем в речи детей.

     Также показывали и называли цветы, которые служат украшением парков, скверов, бульваров. Рассматривали их форму, окраску, части цветка.

     Осенью  мы наблюдали на экскурсиях , как улетают в далекий путь некоторые птицы, а какие остаются с нами.

     Экскурсии зимой очень нравятся детям. Дети любят валяться на снегу, кататься на коньках, санках им это доставляет огромное удовольствие. Мы наблюдали за падающим снегом , как он кружится в воздухе. Предлагаем поймать снежинки на ладонь и посмотреть, что с ними будет. Уместно прочитать стихотворение И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый,

В воздухе  кружится

И на землю  тихо

Падает, ложиться.

     Предлагаем  подобрать определения к слову  снежинка. Интересно видеть детям, например, как громадные вихри снега переносятся ветром с места на место.

     В начале зимы к кормушке прилетают  птицы, чаще всех воробьи. Во время кормления  удобно наблюдать за птицами, за их повадками. Обращаем внимание детей  на цвет оперения птиц. Описываем их внешний вид, чем они похожи и чем не похожи.

     Покормили птиц – теперь можно и поиграть. Во время игр и развлечений  показываем, как на морозе вода превращается в лед. Воду разливаем в разные формы и замораживаем. Можно добавить краски в воду и получить цветные  льдинки.

     Любуясь деревьями в разную погоду, мы приучали детей высказывать свои впечатления, сравнивать. Использовали пословицы и поговорки, понятные детям. Тогда и они используют их в речи и придумывают свои иногда очень удачные выражения: «У елки ледяные пальчики»; «Елка закуталась в снег, до самых глаз, как в пуховое одеяло»; «Красиво, как в снежном царстве».

     Зимой деревья обнажены и хорошо видны  ствол и ветви. Дети любят отгадывать деревья по стволу и расположению веток. А после того как мы прочитаем  прелестную сказку Н. Павловой «Зимняя пирушка», они будут внимательно рассматривать деревья и узнавать их.

     Но  только подмечать красивое – недостаточно. Нам хочется, чтобы дети умели  действительно беречь прекрасное. А  это главным образом зависит  от нас, от нашего примера. После снегопада можно показать детям дерево, ветви которого прогнулись под тяжестью снега. Осторожно стряхиваем снег и скажем, что так делают взрослые, для того чтобы не поломались ветви.

     Если  хотим показать, как зимует травка, осторожно раскапываем снег в  том месте, где летом видели травянистую растительность. Дети увидят среди пожелтевшей травы зеленые остренькие травинки, а рядом совсем зеленые листочки, которые окружают почки зимующих знакомых растений: одуванчика, кашки и др. Ребята поймут, что им тепло под толстым слоем пушистого снега. Здесь уместно сказать пословицу – шутку: «Спасибо, мороз, что снегу нанес».

     Пришла  весна. Дети замечают, что весеннее солнце иное, чем зимой: теперь оно  такое яркое, что слепит глаза. День заметно удлинился, и вечером  уже хорошо видно. С крыш скатываются прозрачные, блестящие капельки, падают вниз.

─ Это  капель, – скажут они.

     Проводя экскурсии, обращаем внимание, что на месте растаявшего снега поднимается  пар. Предлагаем рассмотреть облака, полюбоваться ими и подумать, на что они похожи. Обращаем внимание, что облака не закрывают небо, как было зимой, а держаться кучками. Читаем стихотворение Е. Баратынского:

Весна, весна! Как высоко

На крыльях  ветерка,

Ласкаясь  к солнечным лучам,

Летают  облака!

     Собираем  несколько веток с разных деревьев, чтобы было большое количество почек, и, принеся их в группу, поставим в воду с водой. Быстрее всех других распускаются ветки тополя, ольхи, орешника, березы, груши, черной смородины, бузины, сирени, ивы.

     С приходом весны дети замечают, что  корм для птиц, насыпанный в кормушки, все чаще остается не тронутым. Не видно там щеглов, свиристелей и снегирей. Мы объясняем, что эти птицы улетели к северу, так как они любят более холодный климат. А оставшиеся птицы заметно изменились. Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд и громко крича. У синицы появилась новая звенящая песня в три слога «ци – ци – фи». Она тоже скоро перестанет прилетать за кормом, переберется на опушку леса. Скоро прилетят скворцы. Загадываем загадку:

На шесте  дворец,

Во дворце певец,

А зовут  его … (скворец)

     Приучаем  детей слушать пение птиц.

Гуляя с детьми, мы замечаем, что с южной  стороны около стен зданий появились  остренькие иголочки молодой травы, а рядом появились небольшие  холмики земли. Там мы видим шарики, которые затем превратятся в пушистые стебельки, покрытые буроватыми чешуйками – будущими листьями. Они очень быстро растут и вскоре поднимут навстречу солнцу ярко – желтые цветы, это мать – и – мачеха.

     Как только стает снег, начинаем экскурсии  в ближний лес. Напоминаем о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и ничего не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы).

Показываем  красоту весеннего леса, красоту оживающей природы. Просим глубже дышать, вдыхая лесной аромат. Предлагаем ребятам сфотографировать красивые явления, которые они заметили. Выйдя на поляну, обращаем внимание на первоцветы, муравейники, многочисленные травы. Специально останавливаемся около берез, елочек. Предлагаем детям придумать и сказать деревьям ласковые слова, полюбоваться ими.

     Рассказываем, что лес – это «многоэтажный  дом». На каждом его «этаже» свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся  белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В  кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живет много лесного «народа» – зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. Особый «этаж» – под землей занимают кроты, черви, почвенные насекомые. Все это – лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок людей. В завершении просим попрощаться с лесом – вслух сказать ему добрые слова. В свободное время читаем рассказ М. Пришвина «Этажи леса».

     Дети  очень любят стихи и быстро запоминают их. Поэтому хорошо если во время экскурсии мы будем читать (наизусть) стихотворения или отрывки  из них, потешки, загадывать детям загадки, приводить уместные пословицы и поговорки.

     В своей работе широко используем труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с целью накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях.

Информация о работе Экскурсии как средство ознакомления дошкольников с природой