Экономика и дошкольник

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Содержание

Введение
1.Экономика и дошкольник.
2.Формирование первичного экономического опыта дошкольников
3. Экономика в начальной школе.
Литература

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.

Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.

Новые образовательные задачи, в том  числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Прежде  всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и  накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группы, переносимые затем в “большую” жизнь;
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов-аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесённые в игру участниками, учителями, привлечёнными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками.

Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра-школа  профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учиться. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определённых правил,

1. Предварительная  подготовка. Надо обсудить круг  вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены  роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2. Обязательные  атрибуты игры: оформление, карта,  соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект  неожиданности и будет способствовать  повышению эмоционального фона  урока.

3. Обязательная  констатация результата игры.

4. Компетентное  жюри.

5. Обязательные  игровые моменты необучающего  характера для переключения внимания  и снятия напряжения.

Учитывая  возрастные особенности учащихся начальных  классов, задачи с экономическим  содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои.

Значительное  место в обучении экономике отводится  сказке. Народные сказки, вобравшие  вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких  “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления.

Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.

Основное  знакомство детей с экономическими понятиями мною осуществляется на факультативных занятиях. Для этих занятий я использую  комплект учебных пособий: книга  для чтения Т.В.Смирновой “Белка и компания”. В этой книге в доступной для детского восприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики: потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залог и т.д.

Герои сказки –Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решить нелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своё хозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать. Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуют основные экономические законы. А дети, незаметно для себя овладевают экономическими знаниями.

Анализ  практических занятий показывает, что  экономическое образование и  воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

Это подготовка подрастающего человека к предстоящей  жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое  воспитание служит основой правильного  миропонимания и организации  эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Литература 

  1. Азимов  Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики  в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  8. Н.А. Зайченко. “Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды” Санкт-Петербург 1998 год.
  9. Н.И.Романовская. “Экономическая игротека” Москва 1994 год.
  10. Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой “Методические рекомендации в помощь учителю экономики ” (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) “Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
  11. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
  12. Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.

Информация о работе Экономика и дошкольник