Экономика и дошкольник

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:58, контрольная работа

Описание работы

Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.

Содержание

Введение
1.Экономика и дошкольник.
2.Формирование первичного экономического опыта дошкольников
3. Экономика в начальной школе.
Литература

Работа содержит 1 файл

экономика.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

А по размеру: большие и маленькие.

Разные  по качеству, съедобные и не съедобные.

Игрушки, мороженное, торты, книги, одежда –  всё это одним словом называется «товар».

– Но не все потребности можно удовлетворить  купит какой-нибудь товар. Существуют разные учреждения. Они предоставляют  услуги, которыми мы пользуемся.

Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.

– Когда  дети вырастают, у них появляется потребность в образовании и тогда они идут в школу.

И так  далее…

Следующей частью идет игровая апробация материала. На 1 этапе этодидактические игры

Игра «Различие в потребностях».

– Сейчас я буду называть вам различные  предметы, и если они относятся  к потребностям мальчиков – мальчики будут поднимать руку вверх (условно 1 группа – мальчики) , а если это потребности девочек – то девочки должны поднять руку вверх. Будьте внимательны: зубная щетка, кукла, еда, общение, мяч, машина, воздух, велосипед, тепло, кровать, вода, заколки.

– Мы видим  с вами, что потребности у мальчиков  и девочек немного отличаются. Но есть то, без чего не могут прожить ни девочки, ни мальчики. Это прежде всего тепло, вода, пища, воздух и общение.

Следующая игра «Виды товаров».

Следующая игра «Товары – услуги».

Вариативная часть проводится  по усмотрению воспитателя. Так на занятии выполнялись различные задания с детьми связанные с разными видами деятельности.

Коммуникативно-речевая деятельность.

  1. Загадки.
  2. Пословицы.
  3. Поговорки.
  4. Беседа по сюжетным картинкам.
  5. Дополнение рассказа.
  6. Составление рассказов.
  7. Составление вопросов.
  8. Работа со сказками

(Августа  Алексеевна Смоленцева. Знакомим  дошкольника с азами экономики  с помощью сказок).

Познавательная деятельность детей.

  1. Проведение опытов.
  2. Решение несложных задач.

Задание 1. Проследи, какие изменения происходят с растение без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод?

Задание 2. Попробуйте совсем не дышать. Какой  можно сделать вывод?

Задание 3. Людям каких профессий необходима для работы вода? Какой можно сделать  вывод?

Задания, связанные с трудовой деятельностью.

  1. Самообслуживание.
  2. Уборка и подготовка рабочего места.

Предметно-практическая деятельность.

  1. Задания направленные на ознакомление детей с предметами труда и их предназначением.
  2. Задания, с практическими действиями с предметами.

Детям можно предложить задания такого типа:

1) определи  способы использования предметов  труда: лобзик, пилка, молоток;

2) продемонстрируйте  способ действия с предложенными  предметами: метла, савок, тряпка, ведро;

3) определите  правильную последовательность  уборки в квартиру;

4) определите  набор предметов, необходимых  для уборки в квартиру, на улице,  в саду, на площадке;

5) определите  набор предметов, необходимых  для уборки территории зимой,  летом, осенью.

Также необходимо наполнить рассмотрением  экономических понятийизобразительную и музыкальную деятельность детей.

На следующем  этапе структура занятия остается прежней.

Отметим, только, что терминологическая часть 2 этапа раскрывает способы удовлетворения своих потребностей людьми (обучение, работа, общение, покупка товаров и пользование услугами), т.е. она уточняет и конкретизирует знания, полученные на 1 этапе.

На 2 этапе игровая апробация материала осуществляется через проведениеситуативных игр.

Предлагаем  вам выполнить следующее задание:  найти выход в различных экономических ситуациях, которые раскрывают понятия «потребность», «товар», «услуга».

1 тип  ситуативной игры − активное включение – нахождение оптимального выхода из сложившийся ситуации для одного из участников. (Ключевое понятие «потребность»).

Ситуация: Мальчик 5 лет расплакался в магазине игрушек. На полке стоял огромный самолет, о котором он давно мечтал. Но вот мама наотрез отказалась покупать эту чудесную вещицу! Говорит, что нужно купить продукты к ужину: хлеб, картофель, чай и торт, о который  просил мальчик.

Задание: предложите свои варианты решения этой ситуации, в пользу мальчика.

2 тип  − игра-альтернатива – нахождение  компромисса между участниками  ситуации. (Ключевое понятие «услуга»).

Ситуация: У Миши, друга Кати, самый красивый и большой велосипед во всём дворе. Ах, как хотелось Вити прокатиться на нём с ветерком! Но, проси не проси, а Мишка – жадина.

Задание: найдите компромисс в сложившейся ситуации.

3 тип  − игра-эксперимент – нахождение  выхода из сложившийся ситуации  методом проб и ошибок. (Ключевое  понятие «товар»).

Ситуация: Очень часто любимые мультфильмы прерывают рекламой. А вот всё ли товары так полезны и хороши, как об этом говорится в рекламе? Какой же йогурт выгодно покупать?

Задание: предложите критерии оценки йогурта вместе с планом проведения эксперимента с детьми.

Вариативная часть, как было отмечено ранее, проводиться по усмотрению воспитателя.

На 3 этапе терминологическая часть  рассматривает  необходимость объединения людей в группы и сообщества для удовлетворения общих потребностей (завод, фабрика, музеи, цирк, театр, школа и т.д.). 

3.Экономика в начальной школе.

Экономическое воспитание особенно важно в современных  условиях. Во многих школах предмет  “Экономика” включён в учебные  планы и изучается в 9-11 классах. Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идёт крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном уровне.

Актуальность  экономической тематики в современных  условиях очевидна.

Дети  буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, бизнес и т. п.

Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к окружающим людям и результатам их трудовой деятельности. Школьники с первых шагов обучения должны осознавать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людей.

Актуальность  экономического воспитания обусловлена  ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать и понимать речевые обороты взрослых, а, кроме того, учащиеся испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий.

Эффективному  постижению азов экономики поможет  решение задач, в содержании которых  идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении ее богатства. Следует отметить, что большинство задач, включённых в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием. Даже задачи вида “В магазин привезли 5 ящиков с огурцами по 8 кг в каждом. Сколько кг огурцов привезли?” можно считать экономическими. Однако при их решении внимание учителя и учащихся направлено на то, чтобы осознанно выбрать арифметическое действие, посредством которого решается задача; её экономическая суть при этом остаётся незамеченной.

Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Дети без воспитателей не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на по покупку предметов повседневного спроса, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.п.

Приведу в качестве примера насколько  задач:

1. Дверь  подъезда многоэтажного дома  вследствие ребячьих шалостей  пришла в негодность. Родителям  этих детей пришлось купить  новую дверь за которую они  заплатили 2000 рублей и за её  установку - ещё 1000 рублей.

Сколько всего заплатили родители, и сколько  денег внесла каждая семья если в  установке участвовало 3 семьи?

2. В  школьном здании за год было  разбито 10 стёкол. Одно стекло  стоит 500 рублей, затраты на перевозку  из магазина составили 400 рублей, а на остекление рам-2500 рублей.

3. На  школьной аллее было посажено 70 деревьев, но 10 деревьев были поломаны. Сколько деревьев осталось? Посчитайте, какой убыток понесла школа,  если за покупку каждого дерева  было заплачено200р., а за его  посадку 50р.?

Решение задач с экономическим содержанием должно преследовать ещё одну чрезвычайно важную задачу-воспитание у молодого поколения чувства патриотизма. Это становится особенно актуальным в свете развернувшегося в нашей стране тотального экономического наступления зарубежных производителей, заполнивших отечественный рынок подчас недоброкачественной продукцией, а также насаждения в детском сознании через каналы телевидения “ достижений” западного образа жизни. Разумеется, пустить на самотёк формирование патриотического сознания учащихся начальных классов и ожидать, что они получат педагогическую компенсацию в старших классах или в кругу семьи, было бы крайне недальновидно.

Устранить этот пробел помогут задачи, при  решении которых дети будут учиться  элементарным расчётам, помогающим оценить выгодность той или покупки.

В современных  условиях непрерывное экономическое  образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные  формы его организации.

Главное – говорить ребёнку о сложном  мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок  осваивает и познаёт мир. Сделать  экономику понятной помогают сюжетно-дидактические  игры.

Так, играя  в профессии, дети постигают смысл  труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются”  экономике.

В сюжетно-дидактических  играх моделируются реальные жизненные  ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

В играх  “Кондитерская фабрика”, “Ателье  для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки.

Информация о работе Экономика и дошкольник