Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:58, контрольная работа
Со времени создания программы многое изменилось. Поэтому вопрос: "Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?" - приобретает ныне особую актуальность и требует серьезной педагогической коррекции. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. И вот тут-то педагог детского сада должен стать для ребенка авторитетным человеком, который поможет правильно осмыслить новые явления, факты, понятия.
Введение
1.Экономика и дошкольник.
2.Формирование первичного экономического опыта дошкольников
3. Экономика в начальной школе.
Литература
А по размеру: большие и маленькие.
Разные по качеству, съедобные и не съедобные.
Игрушки, мороженное, торты, книги, одежда – всё это одним словом называется «товар».
– Но не
все потребности можно
Услуги – это работа, которую выполняют люди, чтобы нам с вами было лучше жить. Например, в парикмахерской ничего не продают, там нас подстригают, моют голову, красят волосы – это услуги, которыми мы с вами пользуемся.
– Когда дети вырастают, у них появляется потребность в образовании и тогда они идут в школу.
И так далее…
Следующей частью идет игровая апробация материала. На 1 этапе этодидактические игры
Игра «Различие в потребностях».
– Сейчас я буду называть вам различные предметы, и если они относятся к потребностям мальчиков – мальчики будут поднимать руку вверх (условно 1 группа – мальчики) , а если это потребности девочек – то девочки должны поднять руку вверх. Будьте внимательны: зубная щетка, кукла, еда, общение, мяч, машина, воздух, велосипед, тепло, кровать, вода, заколки.
– Мы видим с вами, что потребности у мальчиков и девочек немного отличаются. Но есть то, без чего не могут прожить ни девочки, ни мальчики. Это прежде всего тепло, вода, пища, воздух и общение.
Следующая игра «Виды товаров».
Следующая игра «Товары – услуги».
Вариативная часть проводится по усмотрению воспитателя. Так на занятии выполнялись различные задания с детьми связанные с разными видами деятельности.
Коммуникативно-речевая деятельность.
(Августа Алексеевна Смоленцева. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок).
Познавательная деятельность детей.
Задание 1. Проследи, какие изменения происходят с растение без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Попробуйте совсем не дышать. Какой можно сделать вывод?
Задание
3. Людям каких профессий
Задания, связанные с трудовой деятельностью.
Предметно-практическая деятельность.
Детям можно предложить задания такого типа:
1) определи
способы использования
2) продемонстрируйте
способ действия с
3) определите правильную последовательность уборки в квартиру;
4) определите набор предметов, необходимых для уборки в квартиру, на улице, в саду, на площадке;
5) определите набор предметов, необходимых для уборки территории зимой, летом, осенью.
Также
необходимо наполнить рассмотрением
экономических понятийизобразит
На следующем
этапе структура занятия
Отметим, только, что терминологическая часть 2 этапа раскрывает способы удовлетворения своих потребностей людьми (обучение, работа, общение, покупка товаров и пользование услугами), т.е. она уточняет и конкретизирует знания, полученные на 1 этапе.
На 2 этапе игровая апробация материала осуществляется через проведениеситуативных игр.
Предлагаем
вам выполнить следующее
1 тип ситуативной игры − активное включение – нахождение оптимального выхода из сложившийся ситуации для одного из участников. (Ключевое понятие «потребность»).
Ситуация: Мальчик 5 лет расплакался в магазине игрушек. На полке стоял огромный самолет, о котором он давно мечтал. Но вот мама наотрез отказалась покупать эту чудесную вещицу! Говорит, что нужно купить продукты к ужину: хлеб, картофель, чай и торт, о который просил мальчик.
Задание: предложите свои варианты решения этой ситуации, в пользу мальчика.
2 тип
− игра-альтернатива –
Ситуация: У Миши, друга Кати, самый красивый и большой велосипед во всём дворе. Ах, как хотелось Вити прокатиться на нём с ветерком! Но, проси не проси, а Мишка – жадина.
Задание: найдите компромисс в сложившейся ситуации.
3 тип
− игра-эксперимент –
Ситуация: Очень часто любимые мультфильмы прерывают рекламой. А вот всё ли товары так полезны и хороши, как об этом говорится в рекламе? Какой же йогурт выгодно покупать?
Задание: предложите критерии оценки йогурта вместе с планом проведения эксперимента с детьми.
Вариативная часть, как было отмечено ранее, проводиться по усмотрению воспитателя.
На 3 этапе
терминологическая часть рассматривает
необходимость объединения людей в группы
и сообщества для удовлетворения общих
потребностей (завод, фабрика, музеи, цирк,
театр, школа и т.д.).
3.Экономика в начальной школе.
Экономическое воспитание особенно важно в современных условиях. Во многих школах предмет “Экономика” включён в учебные планы и изучается в 9-11 классах. Однако в начальные классы продвижение экономических знаний идёт крайне медленно, несмотря на то, что младшие школьники способны усваивать некоторые из них на доступном уровне.
Актуальность экономической тематики в современных условиях очевидна.
Дети буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, бартер, бизнес и т. п.
Составным
элементом экономического воспитания
является формирование в раннем возрасте
уважительного отношения к
Актуальность экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать и понимать речевые обороты взрослых, а, кроме того, учащиеся испытывают определённые затруднения при изучении экономической теории в старших классах. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., и, кроме того, осознать важность каждой из профессий.
Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт речь о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении ее богатства. Следует отметить, что большинство задач, включённых в учебники математики, являются задачами с экономическим содержанием. Даже задачи вида “В магазин привезли 5 ящиков с огурцами по 8 кг в каждом. Сколько кг огурцов привезли?” можно считать экономическими. Однако при их решении внимание учителя и учащихся направлено на то, чтобы осознанно выбрать арифметическое действие, посредством которого решается задача; её экономическая суть при этом остаётся незамеченной.
Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Дети без воспитателей не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на по покупку предметов повседневного спроса, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.п.
Приведу в качестве примера насколько задач:
1. Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь за которую они заплатили 2000 рублей и за её установку - ещё 1000 рублей.
Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья если в установке участвовало 3 семьи?
2. В школьном здании за год было разбито 10 стёкол. Одно стекло стоит 500 рублей, затраты на перевозку из магазина составили 400 рублей, а на остекление рам-2500 рублей.
3. На
школьной аллее было посажено
70 деревьев, но 10 деревьев были поломаны.
Сколько деревьев осталось? Посчитайте,
какой убыток понесла школа,
если за покупку каждого
Решение задач с экономическим содержанием должно преследовать ещё одну чрезвычайно важную задачу-воспитание у молодого поколения чувства патриотизма. Это становится особенно актуальным в свете развернувшегося в нашей стране тотального экономического наступления зарубежных производителей, заполнивших отечественный рынок подчас недоброкачественной продукцией, а также насаждения в детском сознании через каналы телевидения “ достижений” западного образа жизни. Разумеется, пустить на самотёк формирование патриотического сознания учащихся начальных классов и ожидать, что они получат педагогическую компенсацию в старших классах или в кругу семьи, было бы крайне недальновидно.
Устранить этот пробел помогут задачи, при решении которых дети будут учиться элементарным расчётам, помогающим оценить выгодность той или покупки.
В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.
Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.
Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.
В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.
В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки.