Экономическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Особая актуальность экономического воспитания определяется тем, что каждый человек сталкивается с проблемами экономики и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Школьник как будущий работник должен овладеть такими экономическими навыками: планирования и организации своей труда, выполнение профессиональных обязанностей, трудовых заданий согласно установленными экономическими и другими нормативами; оценки результатов своего труда по соответствующим критериям; поиска путей повышения эффективности своего труда; совершенствование производства в области своей профессиональной деятельности. Экономическая деятельность в сфере личной жизни предполагает: планирование и организации личного бюджета, доходов и расходов семьи; экономически обоснованную стоимость товаров, которые покупают для личного пользования, их рациональное использование; разумное отношение к своему здоровью, режима и образа жизни, использования свободного времени.

Содержание

1. Введение
2. Сущность и проблемы направления
3. Глава 1: « Цель и задачи экономического воспитания»
4. Глава 2: «Формы и методы экономического воспитания»
5. Глава 3: «Принципы и педагогические требования экономического воспитания»
6. Опорный конспект
7. Вывод
8. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическое воспитание студентов ВУЗа.docx

— 44.90 Кб (Скачать)

- проблемно-дискуссионный метод (групповые дискуссии по одной и той же изучаемой теме).

- Практикум (психологический, исследовательский, прогностический, поисковый и пр.) – это своеобразные упражнения, направленные на отработку различных навыков, закрепление теоретических знаний соответствующей дисциплины и специальности. Практикум состоит из описания конкретных ситуаций изучаемых тем соответствующей дисциплины, анализируя которые, студенты могут принимать управленческое решение с позиции будущей специальности с учетом знаний, умений, навыков практической и исследовательской работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: « Принципы и педагогические требования экономического воспитания»

Принципы воспитания – это исходные педагогические положения, служащие нормами для педагога как воспитателя. В своей совокупности они определяют направленность, содержание, организацию и методику воспитательного процесса. В принципах воспитания сконцентрированы и обобщены опыт воспитания людей и результаты научных исследований. Как и принципы обучения, принципы воспитания объективны по содержанию, но субъективны по форме своего существования, поэтому знание принципов воспитания, закономерностей воспитательного процесса, которые они отражают, позволяет педагогу сознательно и творчески решать задачи воспитания людей, систематизировать и упорядочивать свою деятельность, осуществлять ее педагогически обоснованно, с тем чтобы уверенно достичь поставленной цели воспитания. Принципы воспитания тесно взаимосвязаны, их требования зачастую исходят одно из другого, обусловливая развивающий эффект воспитания.           Выбор педагогом принципов воспитания обусловлен его собственным мировоззрением, стилем общения, чертами характера, и от того, какими принципами он руководствуется, зависит эффективность его воспитательной работы. Следует учитывать, что соблюдение требований одних принципов и пренебрежение другими не способствует качественному решению педагогом воспитательных задач.          Основные принципы экономического воспитания:

      1. комплексный подход к предмету (принцип комплексного подхода к воспитанию охватывает все стороны воспитания и предполагает единство целей, принципов, содержания воспитания, преемственность,  взаимодействие и согласованность семьи,  общественности, внешкольных учреждений и  производственных коллективов в формировании  личности школьника); 
      2. связь воспитания с трудовой деятельностью и жизнью человека;  
      3. целеустремлённость воспитания;     
      4. сочетание требовательности и уважения к личности;
      5. опора на позитивное в воспитании;  
      6. личностный подход;
      7. сочетание индивидуальных и групповых форм воздействий.

 

Можно выделить два направления, по которым осуществляется воздействие  на личность с помощью экономического воспитания. Первое связано с развитием  психических функций, формированием  экономически значимых черт характера, выделением индивидуальных особенностей людей. Второе – с развитием социально-личностных качеств, повышением уровня социализации.          Экономическое воспитание совместно с обучением участвует в решении проблемы развития потребностей людей в материальной и духовной сферах, приобретения ими полезных навыков и привычек, умения принимать решения, воспитания чувства ответственности за последствия этих решений, понимания и бережного отношения к окружающему миру, а также определения своего места в жизни. Эффективность экономического  воспитания зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них:                1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. Каждый человек знает, что даже случайно оброненное авторитетным человеком слово запоминается иногда на всю жизнь и становится жизненным принципом. И напротив, безупречные с точки зрения методики убеждения сентенции неуважаемого человека вызывают лишь раздражение и желание поступить наоборот. Высшая форма педагогического авторитета — любовь воспитанников. Педагогу, которого воспитанники любят, удается всё.             2. Высокий уровень обучения.                                                                      3. Опора на жизненный опыт воспитанников. Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников. Здесь естественно сливаются педагогические возможности словесного убеждения с убеждающей силой примера, причем это такой пример, который предложен не педагогом, а извлечен из памяти воспитанника.                4. Искренность, конкретность и доступность убеждения.                    5. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с организацией разнообразной практической деятельности. Причем не всегда следует идти от сознания к опыту. Опыт может предшествовать формированию сознания.                    5. Заинтересованность.                                                                               6.Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. При выборе форм, методов и приемов убеждения необходимо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.                                 7. Взаимосвязь с другими методами учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

Вывод

Экономическое воспитание совместно  с обучением участвует в решении  проблемы развития потребностей людей  в материальной и духовной сферах, приобретения ими полезных навыков  и привычек, умения принимать решения, воспитания чувства ответственности  за последствия этих решений, понимания  и бережного отношения к окружающему  миру, а также определения своего места в жизни.       Экономическое воспитание подрастающего поколения представляет собой ценное экономическое благо, которое следует постоянно воспроизводить, наращивать и совершенствовать в любых формах и любыми способами. Современная школа с ее педагогическими и технологическими возможностями способна обеспечить этот процесс. И чем быстрее, тем лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорный конспект

Экономическое воспитание

 

Цель: Подготовка молодёжи к экономической деятельности.

Задачи: - развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни;

               - формирование  современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе;       - воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка;

             - выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве;                 - раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов.

       Формы:                                                             Методы:             

- иллюстрации;                                            - Объяснительно-иллюстративный;

- беседа;                                            - Проблемно-дискуссионный;                            - рассказ;                                                   - Практикум.               

 - лекции;

 - олимпиады;

 - факультативы;

 - решение производственных задач;

 - экскурсии.

Принципы:

1)комплексный подход к предмету;                                                        2)связь воспитания с трудовой деятельностью и жизнью человека;  

3)целеустремлённость воспитания;     

4)сочетание требовательности и уважения к личности;

5)опора на позитивное в воспитании;  

6)личностный подход;

7)сочетание индивидуальных и групповых форм воздействий.

Требования:

1)Высокий авторитет  педагога и уровень обучения;

2)Искренность,  конкретность и доступность убеждения;

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников ;

4)Заинтересованность;

5)Взаимосвязь  с другими методами учебного  процесса.

Список литературы:

 

 

  1. Автономов,А. Я., Малышев, М. Л. Совершенствование экономического воспитания учащихся//Педагогика – 2007., с. 53 – 57
  2. Горлач, Н. И.  Экономическое образование и воспитание учащихся Киев, 2007-с. 334.
  3. Даринский А.В., Экономическая подготовка школьников. // Педагогика – 2000. - №3. – с. 14 – 17.
  4. Максакова,В. И. Экономическая культура личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. М., 2005, с. 99 - 104.
  5. Фридман Л. П. Экономическое воспитание. М., 2006
  6. www.novainfo.ru – «Экономический научно-технический интернет журнал»
  7. www.infospy.ru – «Экономическое воспитание молодёжи в контексте современных социальных преобразований»

 

 


Информация о работе Экономическое воспитание