Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:19, реферат
Особая актуальность экономического воспитания определяется тем, что каждый человек сталкивается с проблемами экономики и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Школьник как будущий работник должен овладеть такими экономическими навыками: планирования и организации своей труда, выполнение профессиональных обязанностей, трудовых заданий согласно установленными экономическими и другими нормативами; оценки результатов своего труда по соответствующим критериям; поиска путей повышения эффективности своего труда; совершенствование производства в области своей профессиональной деятельности. Экономическая деятельность в сфере личной жизни предполагает: планирование и организации личного бюджета, доходов и расходов семьи; экономически обоснованную стоимость товаров, которые покупают для личного пользования, их рациональное использование; разумное отношение к своему здоровью, режима и образа жизни, использования свободного времени.
1. Введение
2. Сущность и проблемы направления
3. Глава 1: « Цель и задачи экономического воспитания»
4. Глава 2: «Формы и методы экономического воспитания»
5. Глава 3: «Принципы и педагогические требования экономического воспитания»
6. Опорный конспект
7. Вывод
8. Список литературы
Донецкий Национальный Университет
Экономический факультет
Реферат на тему
«Экономическое воспитание»
группа 0505
специальность: «Управление персоналом и экономика труда»
Научный руководитель: Плотников П.В. ,
доктор педагогических и философских наук,
профессор кафедры педагогики,
академик МАНПО
Донецк-2011
Содержание:
Введение
Особенности развития современного общества,
глубокие социально-экономические
изменения, переход общества к рыночной
экономике ставят перед образовательной
системой Украины задачу формирования
экономически воспитанного подрастающего
поколения. В условиях интенсивного поиска путей
экономического развития страны, сочетающих
функционирование рыночных отношений
и государственного регулирования, у молодежи
возникает потребность в развитии социальной
активности, гражданской инициативы, предприимчивости,
способности определить свое будущее
в реальных условиях. Особая роль в формировании
таких качеств личности принадлежит общеобразовательным
учреждениям. С этой целью в школах, лицеях
активно стали внедрять предметы экономического
содержания. Однако проведенный анализ
состояния практики свидетельствует о
том, что обеспечение необходимыми экономическими
знаниями не позволяет решить проблемы
подготовки школьников к адаптации в динамичных
социально-экономических условиях нашей
действительности.
Сущность и проблемы направления
Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения. Содержание процесса экономического воспитания, включает в себя: познавательный, нравственный, деятельностный компоненты. В экономических условиях молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных). С одной стороны, современный человек вынужден противостоять экономической системе, а с другой стороны – быть активно в нее включенным. И то, и другое означает решение проблемы выживания в данной системе. Нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания подрастающего поколения очень актуальной. Следствиями нерешенности данной проблемы для молодого человека являются:
А для всей экономической системы «неправильные» поступки и решения ее субъектов приводят к излишнему расходованию средств, неэффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, приводит к нарушению координационных механизмов хозяйствования, разрывам экономических и социальных связей, макроэкономической нестабильности, социальной напряженности и т.д. Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека. Воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры. В экономике аналогично. С той только разницей, что поведение людей во многом зависит от экономических законов и подчиняется им. Поэтому незнание законов приводит к неразумным с точки зрения экономики «поступкам». Поведение людей в экономике и их экономические поступки выражаются в конечных результатах их деятельности, достижении (или не достижении) поставленных ими целей. Поэтому главное, что отличает экономически воспитанного человека – он совершает грамотные и рациональные «экономические поступки», результат которых (покупка, продажа, уплата налогов, инвестирование и т.п.) оказывает положительное воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и на экономические процессы в целом. Казалось бы, руководствуясь экономическими принципами, он осуществляет выбор в собственных интересах, однако при этом побуждает других людей следовать разумно, иначе они не достигнут своих прагматичных целей и не получат выгоду. Возникает ряд определённых противоречий, требующих своего разрешения: между требованиями общества к уровню экономической воспитанности учащихся и консервативностью школы как социального института; необходимостью создания информационной среды, разработки и внедрения эффективных форм и методов, новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и преобладанием ныне в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе экономических программ и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности; разработанностью проблемы в науке и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по ее реализации в практике школы. Названные противоречия порождают проблему исследования: «каковы педагогические условия эффективности экономического воспитания молодёжи?»
Глава 1: « Цель и задачи экономического воспитания»
Экономическое воспитание - организованная
педагогическая деятельность, направленная
на воспитание экономической культуры
среди молодёжи. Важным компонентом экономической
культуры является экономическое сознание
- знание основных законов развития рыночной
экономики, повышения эффективности производства,
перестройки его структуры, совершенствования
производственных отношений, системы
управления и методов хозяйствования.
Экономическое сознание обеспечивает
понимание экономической жизни общества,
превращение каждого работника в активного,
творческого участника производственного
процесса. В условиях экономических реформ
формирования экономического сознания
подрастающего поколения становится всеобщим
и обязательным. Экономическому сознанию
сопутствуют такие социальные чувства,
как коллективизм, чувство хозяина, общественной,
колхозной, кооперативной, акционерной
собственности, ответственности за ее
сохранение и умножение, чувство социальной
справедливости, общественного долга
и дисциплины. Экономическое сознание выполняет ряд
общественных функций. Просвещенческая функция
состоит в систематическом распространении
экономических знаний, которые позволяют
каждому труженику осмыслить свою трудовую
деятельность, осознать степень ее экономической
эффективности. Школьники усваивают истину,
что экономика, развивающаяся на базе
современной науки и техники, должна быть
предельно рентабельной и эффективной. Развивающая функция экономического
сознания заключается в формировании
экономического мышления. Экономическ
Критериями оценки уровня экономического
мышления служат глубина экономических
знаний, умение проникать в суть
происходящих процессов и событий,
видеть, как возникают экономические
проблемы и находить пути их решения.
Современный стиль
Глава 2: « Формы и методы экономического воспитания»
В системе формирования экономической
культуры используются многообразные
формы: иллюстрации, беседа, рассказ, лекция,
олимпиады, факультативы, решение производственных
задач, экскурсии. Большое место уделяется
игровым формам проведения занятий и творческим
работам в учебной и вне учебной деятельности
(деловые игры, выполнение экономических
расчетов, определение экономической
эффективности трудовой деятельности,
изобретений и т.д.). Экономическое воспитание
учащихся обогащает целостный педагогический
процесс, придает ему предметно-жизненную,
личностно-ориентированную направленность.
Механизм экономического воспитания школьников
- непосредственная, доступная им экономическая
деятельность. Общественно полезный и
производительный труд учащихся требует
экономически эффективной организации:
планирования, нормирования труда, его
механизации, учета эффективности и результативности.
Вовлечение детей в экономическую деятельность
и анализ характера их труда создает личный
опыт понимания экономических проблем,
формирует нравственные качества и мировоззренческие
экономические убеждения. Другое средство
экономического воспитания - вовлечение
детей в процесс экономических отношений.
Взаимодействуя с родителями, дети проявляют
свое отношение к бюджету семьи, к вещам
личного пользования. В общественно полезном
труде они вступают в отношения друг с
другом, со взрослыми участниками производства,
бережно относятся к орудиям труда, мебели,
инвентарю. Необходимо добиваться осознания
детьми этих отношений с позиций нравственности
и их экономического значения.
Экономическое познание, деятельность
и отношения - те механизмы, которые формируют
экономическое сознание школьников.
Методы экономического воспитания:
- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщает информацию педагог с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.