Экономическое воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:19, реферат

Описание работы

Особая актуальность экономического воспитания определяется тем, что каждый человек сталкивается с проблемами экономики и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Школьник как будущий работник должен овладеть такими экономическими навыками: планирования и организации своей труда, выполнение профессиональных обязанностей, трудовых заданий согласно установленными экономическими и другими нормативами; оценки результатов своего труда по соответствующим критериям; поиска путей повышения эффективности своего труда; совершенствование производства в области своей профессиональной деятельности. Экономическая деятельность в сфере личной жизни предполагает: планирование и организации личного бюджета, доходов и расходов семьи; экономически обоснованную стоимость товаров, которые покупают для личного пользования, их рациональное использование; разумное отношение к своему здоровью, режима и образа жизни, использования свободного времени.

Содержание

1. Введение
2. Сущность и проблемы направления
3. Глава 1: « Цель и задачи экономического воспитания»
4. Глава 2: «Формы и методы экономического воспитания»
5. Глава 3: «Принципы и педагогические требования экономического воспитания»
6. Опорный конспект
7. Вывод
8. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическое воспитание студентов ВУЗа.docx

— 44.90 Кб (Скачать)

Донецкий Национальный Университет

Экономический факультет

 

 

 

 

 

Реферат на тему

«Экономическое воспитание»

 

                                    

 

 

                                                                      

 

 

 

                                                                       Студентка:

                                                            Петросян Марина Арменовна

                             группа 0505

специальность: «Управление  персоналом и    экономика труда»

 

Научный руководитель: Плотников П.В. ,

доктор педагогических и философских наук,

профессор кафедры  педагогики,

академик МАНПО

 

 

 

Донецк-2011

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Сущность и проблемы направления
  3. Глава 1: « Цель и задачи экономического воспитания»
  4. Глава 2: «Формы и методы экономического воспитания»
  5. Глава 3: «Принципы и педагогические требования экономического воспитания»
  6. Опорный конспект
  7. Вывод
  8. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особенности развития современного общества, глубокие социально-экономические  изменения, переход общества к рыночной экономике ставят перед образовательной  системой Украины задачу формирования экономически воспитанного подрастающего  поколения.    В условиях интенсивного поиска путей экономического развития страны, сочетающих функционирование рыночных отношений и государственного регулирования, у молодежи возникает потребность в развитии социальной активности, гражданской инициативы, предприимчивости, способности определить свое будущее в реальных условиях. Особая роль в формировании таких качеств личности принадлежит общеобразовательным учреждениям. С этой целью в школах, лицеях активно стали внедрять предметы экономического содержания. Однако проведенный анализ состояния практики свидетельствует о том, что обеспечение необходимыми экономическими знаниями не позволяет решить проблемы подготовки школьников к адаптации в динамичных социально-экономических условиях нашей действительности.   Потенциальные возможности сегодняшней школы, социальная среда, не позволяют учащимся обладать достаточным уровнем экономической культуры, экономические знания носят сугубо теоретизированный характер, оторванный от реальной действительности. Поэтому формирование экономической воспитанности школьников в контексте нравственного развития приобретает особую значимость и требует эффективного руководства педагогическим процессом.      Особая актуальность экономического воспитания определяется тем, что каждый человек сталкивается с проблемами экономики и в своей профессиональной деятельности, и в личной жизни. Школьник как будущий работник должен овладеть такими экономическими навыками: планирования и организации своей труда, выполнение профессиональных обязанностей, трудовых заданий согласно установленными экономическими и другими нормативами; оценки результатов своего труда по соответствующим критериям; поиска путей повышения эффективности своего труда; совершенствование производства в области своей профессиональной деятельности. Экономическая деятельность в сфере личной жизни предполагает: планирование и организации личного бюджета, доходов и расходов семьи; экономически обоснованную стоимость товаров, которые покупают для личного пользования, их рациональное использование; разумное отношение к своему здоровью, режима и образа жизни, использования свободного времени. Кроме того, каждый гражданин как морально воспитанный человек должен бережно относиться к природе, активно противодействовать негативным явлениям в этой области деятельности человека; бережно относиться к народному достоянию; активно изучать и осмысливать экономическую политику нашей государства.

Сущность и проблемы направления

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения. Содержание процесса экономического воспитания, включает в себя: познавательный, нравственный, деятельностный компоненты.   В экономических условиях молодой человек подвержен влиянию многих факторов (политических, экономических, социальных, экологических, нравственных). С одной стороны, современный человек вынужден противостоять экономической системе, а с другой стороны – быть активно в нее включенным. И то, и другое означает решение проблемы выживания в данной системе.             Нехватка экономических знаний, равно как и сформированных норм поведения, делает проблему экономического воспитания подрастающего поколения очень актуальной. Следствиями нерешенности данной проблемы для молодого человека являются:

  • неумение ставить, а затем достигать целей своей деятельности;
  • непонимание (или ограниченное, искаженное понимание) экономической действительности, отсутствие интереса к экономическим событиям и явлениям;
  • игнорирование экономических законов;
  • несформированность личных экономических интересов;
  • непонимание истинных потребностей человека для успешной жизни и подмена их мнимыми потребностями;
  • отсутствие привычки поступать в соответствии с моральными и нравственными нормами и ценностями, их замена на искаженные образцы «успеха»;
  • слабая поведенческая активность, пассивность в сложных экономических ситуациях;
  • отсутствие самостоятельного мышления, неверие в собственные силы, слабые креативные навыки;
  • непонимание роли экономической свободы как основы самореализации человека в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

А для всей экономической  системы «неправильные» поступки и  решения ее субъектов приводят к  излишнему расходованию средств, неэффективному использованию ресурсов, что, в свою очередь, приводит к нарушению координационных механизмов хозяйствования, разрывам экономических и социальных связей, макроэкономической нестабильности, социальной напряженности и т.д.        Экономическое воспитание, с одной стороны, представляет собой самостоятельный тип воспитания, необходимый для жизни в определенных условиях, а с другой, выступает как компонент, часть общего воспитания человека. Воспитанный человек характеризуется своим поведением, поступками, отношением к другим людям, что определяется уровнем его культуры. В экономике аналогично. С той только разницей, что поведение людей во многом зависит от экономических законов и подчиняется им. Поэтому незнание законов приводит к неразумным с точки зрения экономики «поступкам». Поведение людей в экономике и их экономические поступки выражаются в конечных результатах их деятельности, достижении (или не достижении) поставленных ими целей.      Поэтому главное, что отличает экономически воспитанного человека – он совершает грамотные и рациональные «экономические поступки», результат которых (покупка, продажа, уплата налогов, инвестирование и т.п.) оказывает положительное воздействие на отношения с другими участниками рыночного взаимодействия и на экономические процессы в целом. Казалось бы, руководствуясь экономическими принципами, он осуществляет выбор в собственных интересах, однако при этом побуждает других людей следовать разумно, иначе они не достигнут своих прагматичных целей и не получат выгоду.            Возникает ряд определённых противоречий, требующих своего разрешения: между требованиями общества к уровню экономической воспитанности учащихся и консервативностью школы как социального института; необходимостью создания информационной среды, разработки и внедрения эффективных форм и методов, новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и преобладанием ныне в школе традиционных подходов; меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, необходимостью использования в школе экономических программ и недостаточной подготовленностью педагогических кадров к этому виду учебно-воспитательной деятельности; разработанностью проблемы в науке и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по ее реализации в практике школы. Названные противоречия порождают проблему исследования: «каковы педагогические условия эффективности экономического воспитания молодёжи?»

 

 

 

 

Глава 1: « Цель и задачи экономического воспитания»

 

Экономическое воспитание - организованная педагогическая деятельность, направленная на воспитание экономической культуры среди молодёжи. Важным компонентом экономической культуры является экономическое сознание - знание основных законов развития рыночной экономики, повышения эффективности производства, перестройки его структуры, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Экономическое сознание обеспечивает понимание экономической жизни общества, превращение каждого работника в активного, творческого участника производственного процесса. В условиях экономических реформ формирования экономического сознания подрастающего поколения становится всеобщим и обязательным. Экономическому сознанию сопутствуют такие социальные чувства, как коллективизм, чувство хозяина, общественной, колхозной, кооперативной, акционерной собственности, ответственности за ее сохранение и умножение, чувство социальной справедливости, общественного долга и дисциплины.  Экономическое сознание выполняет ряд общественных функций. Просвещенческая функция состоит в систематическом распространении экономических знаний, которые позволяют каждому труженику осмыслить свою трудовую деятельность, осознать степень ее экономической эффективности. Школьники усваивают истину, что экономика, развивающаяся на базе современной науки и техники, должна быть предельно рентабельной и эффективной. Развивающая функция экономического сознания заключается в формировании экономического мышления.          Экономическое мышление - способность к осмыслению явлений экономической жизни на основе достижений науки и техники. Оно способствует творческому решению личностью экономических проблем, конкретных трудовых задач. Экономическая культура предполагает формирование у молодёжи  определенных нравственных и деловых качеств, необходимых для их будущей трудовой деятельности: общественной активности, предприимчивости, инициативности, хозяйственного, бережного отношения к общественному добру, рационализаторских способностей, ответственности, стремление к рентабельности, обновление технологических процессов и оборудования, производительности труда, высокого качества личного успеха и благосостояния.       Воспитательная функция экономического сознания направлена на формирование у ребенка умения рачительного хозяйствования, бережливости, добросовестности, честного отношения к труду, соблюдения трудовой, технологической, плановой сознательной дисциплины.  Организующая функция экономического сознания непосредственно связана с научной организацией труда, которая определяет расстановку сил, задает определенный режим и ритм работы, обеспечивает технологическую последовательность операций и качественный конечный результат. Организованный труд рождает эстетику трудового процесса.   Эстетическая функция экономического сознания направлена на развитие понимания каждым тружеником производственной деятельности как эстетически значимой. Продукт труда, не удовлетворяющий эстетические вкусы потребителей, не пользуется спросом, утрачивает потребительскую стоимость, что наносит прямой ущерб производителю и экономике.  Прогностическая функция экономического сознания проявляется в планировании размещения производительных сил, в предвидении роста производительности труда, в потребности в кадрах, в осуществлении модернизации технологических линий, производства новых товаров, упреждающих требования моды. Каждый рабочий прогнозирует изменения в своей производственной деятельности и соответственно планирует повышение квалификации, овладение смежными профессиями, создание новых форм и методов организации труда. Функции экономического сознания обеспечиваются в результате экономического воспитания.  Цель экономического воспитания – формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах. Следование им, хотя и делает жизнь людей более прагматичной (основанной на экономических принципах), но в то же время оставляет большую степень свободы для самореализации. Осваивая новые для себя экономические роли, люди изменяют образ своего мышления (тем самым подчиняя его законам экономики).         Экономические законы суровы, они не прощают людям, правительствам и всем субъектам экономики неправильных (нерациональных) действий (поступков). Надо умело распоряжаться своими знаниями, направлять их в ту сферу, где они принесут больше пользы (выгоды). Этому способствует осознание в процессе воспитания свободы выбора, возможности самостоятельного принятия решений, что организует действия людей, делает их целенаправленными.    Экономическое воспитание предполагает решение определённых задач:

  1. развитие экономического мышления личности для правильного понимания действия законов и явлений экономической жизни;
  2. формирование  современного понимания процессов общественного развития, понимания роли труда и своего места в трудовом процессе;
  3. воспитание бережного отношения к государственной собственности, особенно в условиях рынка;
  4. выработка умений, которые дадут возможность принимать активное участие в экономической деятельности на производстве; 
  5. раскрытие содержания экономических понятий, категорий, законов.

Критериями оценки уровня экономического мышления служат глубина экономических  знаний, умение проникать в суть происходящих процессов и событий, видеть, как возникают экономические  проблемы и находить пути их решения. Современный стиль экономического мышления предполагает ориентацию на конечные результаты деятельности.  Под формированием экономической культуры понимается выработка ясного представления об экономических закономерностях развития общества и воспитание на этой основе таких качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности.       Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой выпускника к жизни, труду, она становится одним из необходимых условий становления гражданской позиции личности. В целостном педагогическом процессе решается ряд задач формирования экономической культуры молодёжи. Важнейшими из них являются:                 - ознакомления учащихся с экономикой, как наукой;     -   формирование у учащихся экономического мышления;     - воспитание качеств характера (бережливости, практичности, хозяйственности);             - овладение учащимися элементарными навыками экономического анализа, привычками экономии и расчетливости;   Указанные задачи могут быть решены при соответствующей работе по формированию экономических знаний о труде и производстве, об отношениях собственности, предпринимательстве, коммерциализации и др., умений и навыков в организационно-экономической деятельности.  Задача экономического воспитания состоит прежде всего в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда упорядочить, обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в новых социально-экономических условиях.         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: « Формы и методы экономического воспитания»

 

В системе формирования экономической  культуры используются многообразные формы: иллюстрации, беседа, рассказ, лекция, олимпиады, факультативы, решение производственных задач, экскурсии. Большое место уделяется игровым формам проведения занятий и творческим работам в учебной и вне учебной деятельности (деловые игры, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности трудовой деятельности, изобретений и т.д.).    Экономическое воспитание учащихся обогащает целостный педагогический процесс, придает ему предметно-жизненную, личностно-ориентированную направленность.       Содержание общественного экономического сознания становится достоянием школьников в результате их познавательной деятельности. 
Механизм экономического воспитания школьников - непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Общественно полезный и производительный труд учащихся требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования труда, его механизации, учета эффективности и результативности. Вовлечение детей в экономическую деятельность и анализ характера их труда создает личный опыт понимания экономических проблем, формирует нравственные качества и мировоззренческие экономические убеждения.       Другое средство экономического воспитания - вовлечение детей в процесс экономических отношений. Взаимодействуя с родителями, дети проявляют свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования. В общественно полезном труде они вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Необходимо добиваться осознания детьми этих отношений с позиций нравственности и их экономического значения. 
Экономическое познание, деятельность и отношения - те механизмы, которые формируют экономическое сознание школьников.

Методы  экономического воспитания:

- объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщает информацию педагог с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Информация о работе Экономическое воспитание