Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Воспитание дошкольников на природе
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников
1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками……………………………………………………………………...5
1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников………8
1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников…………………….13
Выводы по первой главе…………………………………………………………...16
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников
2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания………………...18
2.2. Эксперимент
1этап - констатирующий эксперимент…………………………………………....20
2 этап - формирующий эксперимент……………………………………………...29
3 этап – контрольный эксперимент……………………………………………….30
Выводы по второй главе…………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………..37
Приложения
Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Занятия
строились с учетом наглядно-действенного
и наглядно-образного восприятия ребенком
окружающего мира. Нами были проведены
циклы занятий, направленных на формирование
экологических знаний (знания о мире животных;
знания о растительном мире; знания о неживой
природе; знания о временах года).
3 этап – контрольный эксперимент
На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса мероприятий – на занятиях – по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения
эффективности проделанной
Результаты
контрольного эксперимента представлены
в табл. 3, 4 и рис. 2.
Результаты контрольного эксперимента по экспериментальной группе
Таблица 3
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | |||||||||
о мире животных | о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||||
Камилла Х. | 12 | С | 10 | С | 11 | С | 12 | С | 11,0 | С | ||
Юля С. | 12 | С | 10 | С | 12 | С | 14 | В | 12,0 | С | ||
Никита С. | 11 | С | 9 | С | 13 | В | 12 | С | 11,2 | С | ||
Глеб П. | 12 | С | 12 | С | 14 | В | 14 | В | 12,8 | С | ||
Лилия К. | 13 | В | 10 | С | 12 | С | 13 | В | 11,8 | С | ||
Саша П.(д) | 8 | С | 9 | С | 9 | С | 10 | С | 8,6 | С | ||
Ирина И. | 14 | В | 13 | В | 14 | В | 15 | В | 14,0 | В | ||
В среднем по гр. | 11,8 | С | 10,4 | С | 12,1 | С | 12,9 | В | 11,7 | С |
Таблица 4
Результаты
констатирующего эксперимента по контрольной
группе
Имя ребенка | Уровень сформированности экологических знаний | Средняя оценка в баллах | Общий уровень | |||||||||
о мире животных | о растительном мире | о неживой природе | о временах года | |||||||||
Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | Оценка в баллах | Уровень развития | |||||
Энже А. | 10 | С | 10 | С | 10 | С | 13 | В | 11,2 | С | ||
Артур С. | 10 | В | 10 | С | 13 | В | 13 | В | 10,8 | С | ||
Анжела Л. | 7 | Н | 6 | Н | 8 | С | 8 | С | 7,2 | Н | ||
Женя П.(д) | 11 | С | 10 | С | 12 | С | 12 | С | 11,0 | С | ||
Руслан К. | 11 | С | 9 | С | 12 | С | 12 | С | 11,0 | В | ||
Настя С. | 13 | В | 10 | С | 14 | В | 15 | В | 13,2 | С | ||
Артур Н. | 7 | Н | 9 | С | 7 | Н | 10 | С | 8,2 | С | ||
В среднем по гр. | 9,9 | С | 9,1 | С | 10,9 | С | 11,9 | С | 10,3 | С |
Рис.2. Результаты
контрольного эксперимента
По результатам диагностики в констатирующем эксперименте (табл. 1,2; 3,4) определяем величину изменения уровней сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной и контрольной групп (табл. 5, рис. 3).
Таблица 5
Динамика
повышения уровней
|
Уровень сформированности экологических знаний | Общий уровень по группе | ||||||||
о
мире животных |
о
растительном мире |
о
неживой природе |
о
временах года | |||||||
Экс.
гр. |
Конт.
гр. |
Экс.
гр. |
Конт.
гр. |
Экс.
гр. |
Конт.
гр. |
Экс.
гр. |
Конт.
гр. |
Экс.
гр. |
Конт.
гр. | |
Контрольный эксперимент | 11,8 | 9,9 | 10,4 |
9,1 |
12,1 | 10,9 | 12,9 | 11,9 | 11,7 | 10,3 |
Констатирующий эксперимент | 8,9 | 9 | 7,8 |
8,4 |
10,6 | 10 | 11,2 | 10,9 | 9,5 | 9,8 |
Прирост показателей (в баллах) | 2,9 | 0,9 | 2,6 |
0,7 |
1,5 | 0,9 | 1,7 | 1 | 2,2 | 0,5 |
Разность (в баллах) |
2 |
1,9 |
0,6 |
0,7 |
1,7 |
Рис.3. Динамика
повышения уровней
Анализ
результатов диагностики экологической
воспитанности старших дошкольников экспериментальной
и контрольной групп в контрольном эксперименте
показывает:
1. Уровень сформированности экологических
знаний повысился в обеих группах, однако
динамика его повышения в экспериментальной
группе выше, чем в контрольной по всем
четырем показателям (рис. 3, табл. 5).
2. Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний у дошкольников экспериментальной группы, показавших в констатирующем эксперименте низкие результаты. В контрольном эксперименте все они показали средний уровень сформированности экологических знаний.
Кроме того, заметно изменилось отношение детей экспериментальной группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой, что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определенным законам, что человек, как часть природы, наделенная сознанием, своим трудом активно воздействует на природу.
Вывод:
разработанный нами комплекс мероприятий
по повышению экологической воспитанности
старших дошкольников на занятиях достаточно
эффективен.
Выводы по второй главе
Педагогический эксперимент, проведенный нами, проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня экологической воспитанности в экспериментальной и контрольной группах. Диагностика проводилась с учетом возрастных особенностей дошкольников.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников экспериментальной группы и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, моделирования, экскурсий.
Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент.
Анализ
результатов диагностики
Это
позволило сделать вывод о том, что разработанный
нами комплекс мероприятий по повышению
уровня экологической воспитанности старших
дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной
жизни достаточно эффективен.
Заключение
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года).
Разработанный
нами комплекс мероприятий по повышению
уровня экологической воспитанности старших
дошкольников показал свою эффективность:
уровень экологических знаний и экологически
правильного отношения к миру природы
дошкольников экспериментальной оказался
выше, чем у дошкольников контрольной
группы.