Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Воспитание дошкольников на природе
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания старших дошкольников
1.1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками……………………………………………………………………...5
1.2. Сущность и содержание экологического воспитания дошкольников………8
1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников…………………….13
Выводы по первой главе…………………………………………………………...16
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников
2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания………………...18
2.2. Эксперимент
1этап - констатирующий эксперимент…………………………………………....20
2 этап - формирующий эксперимент……………………………………………...29
3 этап – контрольный эксперимент……………………………………………….30
Выводы по второй главе…………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………………36
Библиографический список………………………………………………………..37
Приложения
Указанные
документы подразумевают
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные
аспекты работы педагога с детьми
- разнообразие видов деятельности,
интегрированный подход в обучении,
способствующий формированию не только
экологически грамотного, но и всесторонне
развитого человека.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников
2.1. Методы и формы реализации экологического воспитания
Реализация экологического воспитания дошкольников возможна посредством соответствующих методов воспитательно-образовательной работы с детьми. Специалисты по дошкольной педагогике подразделяют методы обучения на словесные, наглядные и практические. В понятие "педагогический метод" вкладывается более широкий контекст - не только обучение, но и организация других видов деятельности, в которых взрослый оказывает на ребенка воспитательное воздействие. В зависимости от этапа формирования у детей знаний и навыков выделяют методы прямого воздействия (показ, объяснение и пр.), методы опосредованного воздействия, когда дети проявляют самостоятельность, и методы проблемного воспитания и обучения, когда дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно изыскивать способы решения познавательных, игровых и других задач. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития[22].
Построение методов экологического воспитания базируется на следующих принципиальных моментах: 1) учете специфики содержания экологического воспитания, исходящего из биоэкологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; 2) подходе к любой совместной деятельности как педагогическому методу, если эта деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи экологического воспитания детей; систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и организуется воспитателем; нацелена на достижение воспитательно-образовательного результата; 3) одновременном решении в деятельности воспитательных и образовательных задач и понимании их соподчиненности в экологическом воспитании.
В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- наглядные
(наблюдения, экскурсии, рассматривание
картин и иллюстраций, просмотр диафильмов
о природе);
- словесные (беседы, чтение художественной
литературы о природе, использование фольклорных
материалов);
- практические (экологические игры, опыты,
труд в природе)[17].
Наряду с традиционными методами существуют и инновационные методы: использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор.
На занятиях и в обобщающих беседах используются отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы и коллажи. В старшей и подготовительных группах детям предлагаются кроссворды.
Но особо важное значение имеет использование педагогами таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.
Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А.Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Использование моделей начинается уже с младшей группы. Но в этом возрасте используются только предметные модели, так как предмет легко узнаваем.
В старшем дошкольном возрасте меняется уровень мышления детей – и меняются модели: появляются предметно-схематические и схематические модели [10].
Таким
образом, реализация программы формирования
у детей начал экологической культуры
возможна лишь посредством соответствующих
методов и форм воспитательно-образовательной
работы. Построение методов экологического
воспитания базируется на 3 принципиальных
моментах. В педагогическом процессе используются
традиционные и инновационные методы.
2.2. Эксперимент
1этап - констатирующий эксперимент
На
этапе констатирующего
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить
критерии уровня экологической
воспитанности старших
2) подобрать
диагностический материал и
3) провести диагностику уровня экологической воспитанности детей в экспериментальной и контрольной группах.
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных.
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
1. Знают
ли дети животных основных
классов (звери, насекомые,
2. Знают ли особенности поведения, среду
обитания, чем питаются, где и как находят
корм, как передвигаются, приспосабливаются
к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
6. Умеют
ли устанавливать связи между
средой обитания и внешним
видом, средой обитания и
7. Сформированность понятий «звери», «птицы»,
«рыбы», «насекомые».
Методика диагностики: приготовить картинки с изображением животных разных классов.
Беседа по картинкам.
1. Кто это?
2. Как ты думаешь, что нужно животным, чтобы
жить и хорошо себя чувствовать?
3. Как нужно ухаживать за животными?
Затем ребенку предлагаются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки. Задаются вопросы:
1. Правильно
ли «расселили» животных? Почему ты так
думаешь?
2. Помоги животным и посели их так, чтобы
им хорошо жилось. Почему (называется конкретное
животное) удобно жить (называется среда
обитания)?
3. Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не
проявляет интереса и не выражает
свое отношение к животным, птицам
и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как
правильно ухаживать за
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.