Экологическое воспитание дошкольников через игру

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

Ход занятия:

      Воспитатель беседует с детьми о том, как часто  говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.

      - Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.

      - Без чего не могут жить на  Земле живые существа?

      - А человек может жить на  Земле без природы?

Дидактическая игра «Живая и неживая природа».

      - У каждого есть свой дом.  У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.

      - Ребята, а как можно назвать  наш общий дом? (земля)

      - Наш общий дом – это планета  Земля, которая вращается вокруг  Солнца. Есть и другие планеты – Венера, Марс, Юпитер и т.д., но жизни на этих планетах нет, потому что на них нет воздуха и воды.

      Земля – это общий чудесный дом для  всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие  красивые стихи написал поэт Л.Дайнеко.

            Есть на земле  огромный дом

            Под крышей голубой,

            Живут в нем солнце, дождь и гром,

            Лес и морской  прибой.

            Живут в нем птицы  и цветы,

            Веселый звон ручья.

            Живешь в том  светлом доме ты

            И все твои друзья.

            Куда б дороги не вели,

            Всегда ты будешь в нем.

            Природою родной земли

            Зовется этот дом.

      - Воздух, словно куполом, прикрыл  Землю. Люди давно поняли, что  без воздуха нет жизни. Почему? Воздушная оболочка Земли –  как одеяло. Она защищает Землю  от чрезмерного остывания и  перегрева.

      А вода? Сегодня она для все обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.

            Повсюду, где бежит  вода,

            Цветет земля, цветет страна…

      - Сможет ли человек жить один  на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев и т.д.? конечно же, нет!

      Хотя  человек на Земле – это самое  разумное существо, он умнее и сильнее  всех, но в этом и его беда. Человек  на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов и растений и т.д.

      - Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.Серова.

            Я шагаю по лужайке  – 

            Великан в трусах и майке,

            Сверху ясно мне  видна

            Вся зеленая страна.

            Вот улитка – добрый гномик,

            На себе таскает  домик.

            Вот квартирка для  жука –

            Дырка старого пенька.

            Вот стоит высотный дом – 

            Муравьи хлопочут в  нем.

            Вот цветок ромашка,

            В нем живут букашки.

            Эта малая страна

            Вся кругом заселена!

            Если я, великан, захочу,

            Как лихой ураган, налечу,

            Все дома я могу разломать,

            Всех жильцов на лугу растоптать!

            Если я захочу…

            Только я не хочу!

            Я – добрый Великан.

      Воспитатель с детьми составляет памятку поведения  в природе, дети зарисовывают, как  себя вести:

  • Во время отдыха в лесу;
  • При встрече с детенышами зверей;
  • При сборе лесных плодов и ягод;
  • При сборе грибов;
  • При встрече птенца на земле;
  • При разжигании костра в лесу.

Вместе оформить коллективный стенд «Мы сбережем тебя, планета Земля!». 

      Контрольный эксперимент

      В ходе формирующего эксперимента (проведенных занятий) дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме занятий были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Дети выражали интерес к проведению таких занятий и в дальнейшем.

      Анализ  содержания ответов повторного анкетирования  показывает, что дети стали более  заинтересованы в предмете, у них  пробудилось желание активно  участвовать в работе на занятиях, они проявляли желание узнать больше того, что они знают. Этот вывод подтверждается и нашими наблюдениями над деятельностью детей на занятиях. Игры, несомненно, повысили активность детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Теоретическая основа экологического воспитания  основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения  к  окружающей  среде является нравственная забота о будущих поколениях.  Правильно  используя  различные  методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

      Как  известно,  воспитание  тесно связано  с обучением, поэтому воспитание,  основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе.  Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями,  а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.

      Вопросами  экологического  воспитания  и   воспитания дошкольников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному.  Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. На эксперименте приведенном в курсовой работе мы убедились, что экологические знания переданные дошкольникам посредством игры усваиваются гораздо лучше и прочнее, чем сухие факты и статистика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Программа  воспитания и обучения. Под ред.  Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Программа  «Детство». – СПб, 2000.

3. Конратьева  Л.Н. Программа экологического образования детей «Мы». – СПб, 1996.

4. Николаева  С.Н. Методика экологического  воспитания дошкольников. – М.: Академа, 1999.

5. Николаева  С.Н. Воспитание экологической  культуры в дошкольном детстве.  «Новая школа»,1995.

6. Николаева  С.Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.

7. Николаева  С.Н. Эколог в д/с. «Мозаика-синтез», 2002.

8. Веретенникова  С.А. «Ознакомление дошкольников  с природой». М.: Просвещение, 1973.

9. Формирование  экологической культуры общения  детей с миром природы в  МДОУ №242, Барнаул,2001.

10. Виноградова  Н.Ф. «Умственное воспитание детей  в процессе ознакомления с  природой», М.: Просвещение, 1978.

11. Андриенко  Н.К. «Игра в экологическом  образовании дошкольников», ж-л  «Дошкольная педагогика» №1, 2007. стр. 10

12. Павлова  Л. «Игра как средство эколого-эстетического воспитания», ж-л «Дошкольное воспитание» №10, 2002. стр. 40

13. Казаручик  Г.Н. «Дидактические игры в  экологическом образовании дошкольников»,  ж-л «Дошкольная педагогика» №2, 2008. стр.19.

14. Молодова  Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. – Минск: Асар, 1999.

15. Дрязгунова  В.А Дидактические игры для  ознакомления дошкольников с  растениями. – М.: Пррсвещение,1981. 
 

Приложение

 «Птички на  кормушках»

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о  зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.

  Материал  и оборудование. «Птичий календарь», картинки-вставки птичек 
(снегирь, воробей, синица, голубь), загадки про этих птиц, картинки с изображением корма для птиц,

  Игровое действие.

  Первый  вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и  поднимают картинку с изображением этой птицы.

  Второй  вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который  склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.

  Третий  вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая  логическая задача Н. В. Виноградовой «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,

  Ход игры

  Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры.

  Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди  ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой  птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе — картинки-вставки.)

  1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

  Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

  2. Во вторник прилетели птички  с желтыми грудками, тоже рябину  не трогали, но сало и семечки  склевали. Кто это?

  Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички  и выставляет на кормушке.

  3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

  Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

  4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

  Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.

  5. В пятницу прилетело много  птиц. Отгадайте: кто это?

  1) Зимой на ветках яблоки,

  Скорей  их собери!

  И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…

  (Снегири).

  Чернокрылый, красногрудый

  И зимой найдет приют.

  Не  боится он простуды,

  С первым снегом тут как тут.

  (Снегирь.)

<

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру