Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа
Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.
Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Ход занятия:
Воспитатель беседует с детьми о том, как часто говорят о природе, что ее надо не только любить, но и охранять, беречь, приумножать.
- Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы; он такой разнообразный и неповторимый.
- Без чего не могут жить на Земле живые существа?
- А человек может жить на Земле без природы?
Дидактическая игра «Живая и неживая природа».
- У каждого есть свой дом. У каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов, деревьев есть свой дом.
- Ребята, а как можно назвать наш общий дом? (земля)
-
Наш общий дом – это планета
Земля, которая вращается
Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Л.Дайнеко.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
- Воздух, словно куполом, прикрыл Землю. Люди давно поняли, что без воздуха нет жизни. Почему? Воздушная оболочка Земли – как одеяло. Она защищает Землю от чрезмерного остывания и перегрева.
А вода? Сегодня она для все обычна и привычна! Для нашей планеты слово «вода» равнозначно слову «жизнь». Без воды немыслимо существование всех живых организмов. Все живые существа имеют в своем составе воду.
Повсюду, где бежит вода,
Цветет земля, цветет страна…
- Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев и т.д.? конечно же, нет!
Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде едет быстрее оленя, дом строит из кирпичей крепче бобра и т.д. Но из-за того, что человек сильнее, он стал в некоторых местах причиной гибели природы: загрязненные водоемы, закопченный воздух, гибель многих животных и птиц, редких видов и растений и т.д.
- Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым Человеком-Великаном. Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.Серова.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и майке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик,
На себе таскает домик.
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка,
В нем живут букашки.
Эта малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан, захочу,
Как лихой ураган, налечу,
Все дома я могу разломать,
Всех жильцов на лугу растоптать!
Если я захочу…
Только я не хочу!
Я – добрый Великан.
Воспитатель с детьми составляет памятку поведения в природе, дети зарисовывают, как себя вести:
Вместе оформить
коллективный стенд «Мы сбережем
тебя, планета Земля!».
Контрольный эксперимент
В ходе формирующего эксперимента (проведенных занятий) дети воспринимали материал с интересом. Не было признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме занятий были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Дети выражали интерес к проведению таких занятий и в дальнейшем.
Анализ
содержания ответов повторного анкетирования
показывает, что дети стали более
заинтересованы в предмете, у них
пробудилось желание активно
участвовать в работе на занятиях,
они проявляли желание узнать больше того,
что они знают. Этот вывод подтверждается
и нашими наблюдениями над деятельностью
детей на занятиях. Игры, несомненно, повысили
активность детей.
Заключение
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, воспитатель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет детям усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Вопросами
экологического воспитания и
воспитания дошкольников занимаются многие
педагоги современности. Они делают это
по-разному. Это происходит от того,
что вопрос экологического воспитания
сложен и неоднозначен в толковании. На
эксперименте приведенном в курсовой
работе мы убедились, что экологические
знания переданные дошкольникам посредством
игры усваиваются гораздо лучше и прочнее,
чем сухие факты и статистика.
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения. Под ред. Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Программа «Детство». – СПб, 2000.
3. Конратьева Л.Н. Программа экологического образования детей «Мы». – СПб, 1996.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академа, 1999.
5. Николаева
С.Н. Воспитание экологической
культуры в дошкольном детстве.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.
7. Николаева
С.Н. Эколог в д/с. «Мозаика-
8. Веретенникова
С.А. «Ознакомление
9. Формирование
экологической культуры
10. Виноградова
Н.Ф. «Умственное воспитание
11. Андриенко
Н.К. «Игра в экологическом
образовании дошкольников», ж-
12. Павлова Л. «Игра как средство эколого-эстетического воспитания», ж-л «Дошкольное воспитание» №10, 2002. стр. 40
13. Казаручик
Г.Н. «Дидактические игры в
экологическом образовании
14. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. – Минск: Асар, 1999.
15. Дрязгунова
В.А Дидактические игры для
ознакомления дошкольников с
растениями. – М.: Пррсвещение,1981.
Приложение
«Птички на кормушках»
Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления.
Материал
и оборудование. «Птичий календарь»,
картинки-вставки птичек
(снегирь, воробей, синица, голубь), загадки
про этих птиц, картинки с изображением
корма для птиц,
Игровое действие.
Первый вариант. Воспитатель загадывает загадку (описание птицы), дети отгадывают и поднимают картинку с изображением этой птицы.
Второй вариант. Ведущий (сначала воспитатель, затем ребенок) описывает корм, который склевали птицы. Дети отыскивают картинку соответствующей птицы и выставляют ее на кормушке.
Третий вариант. Воспитатель называет птицу, дети подбирают картинку с изображением корма, который необходим данной птице. В игре использована речевая логическая задача Н. В. Виноградовой «Кто обедал в птичьей столовой» В дальнейшем можно использовать разные варианты дидактической игры, углубляющие и обобщающие знания детей. При повторении игры дошкольники безошибочно выполняют задания, а самое главное, часто мотивируют свое решение,
Ход игры
Предварительно проводится беседа, в которой уточняются знания о зимующих птицах. Это помогает детям лучше понять содержание и правила игры.
Воспитатель загадывает загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили. (В руках у воспитателя «Птичий календарь», на столе — картинки-вставки.)
1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку, изображающую воробья, и выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.
2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку птички-синички и выставляет на кормушке.
3. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.
4. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?
Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением голубя и выставляет на кормушке.
5. В пятницу прилетело много птиц. Отгадайте: кто это?
1) Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это…
(Снегири).
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут.
(Снегирь.)
<Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру