Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа
Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.
Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:
Использовать дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:
Дидактические
игры данной серии целесообразно
проводить с небольшой
В рамках каждой игры следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто, где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных /растения», «Кому, какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включать игры «Раз, два, три к березе/ели/тополю беги», «Найди себе пару» и т.д.
Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.
Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства.
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.
С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у детей увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету и форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно провести со всей группой или небольшой подгруппой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Для
удобства использования дидактических
игр по ознакомлению с растениями
и животными их можно распределить
на группы по дидактическим задачам.
Удовлетворить
детскую любознательность, вовлечь
ребенка в активное освоение окружающего
мира, помочь ему овладеть способами
познания связей между предметами и
явлениями позволит именно игра: «Отражая
впечатления от жизненных явлений в
образах игры, дети испытывают эстетические
и нравственные чувства. Игра способствует
углубленному переживанию детей, расширению
их представлению о мире» (Т.С. Комарова).
Чем разнообразней по содержанию игровые
действия, тем интересней и эффективней
игровые приемы. Игровые приемы обучения,
как и другие педагогические приемы, направлены
на решение дидактических задач и связаны
с организацией игры на занятии.
Глава II
Практические исследования
В ходе констатирующего эксперимента был проведен опрос детей 6-7 лет, на тему «Живая и неживая природа» и «Правила поведения в лесу». Была опрошена подгруппа детей (10 человек).
Вопросы:
По результатам опроса выявлено 5 человек не разграничивают понятия «живая» и «неживая» природа. Все 10 человек считают, что человек влияет на природу только положительно: садит растения, ухаживает за животными. Про негативное влияние не сказал не кто. Элементарные правила поведения в природе знают все дети.
Формирующий эксперимент
Опираясь на данные результаты, были проведены занятия на тему: «Земля – наш общий дом» и «Учитесь жалеть и беречь».
Занятие «Учитесь жалеть и беречь».
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы; закреплять правила поведения в природе.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Дидактическая игра «Отгадай»
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)
- Может ли
человек прожить без
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- А без воздуха мы можем прожить?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая?
(вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик
сладкий.
(ягода)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит
в лукошке.
(гриб).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится
медком.
(пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыба)
-
Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы,
рыба, пчела, и все это –
природа. Человек живет в
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отравляет животных и т.д.)
-
Люди могут приумножать
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Больше ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и зверей.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Заповедник – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
В нашей стране существуют такие крупные заповедники: Воронежский заповедник, который защищает бобров и оленей.
В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживает очень крупное животное – зубры.
На севере, в холодном Белом море, создан заповедник «Семь островов». Здесь живут гаги.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев.
А ловкости и силе – у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб – сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать.
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповеднике надо беречь природу? (ответы детей).
-
Правильно, охранять родную
Правила охраны природы:
После того, как будут сформулированы правила, детям предлагается придумать макет знака к одному из правил. Далее с рисунками детей можно провести игру «Угадай правило».
Занятие «Земля – наш общий дом»
Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.
Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру