Экологическое воспитание дошкольников через игру

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы – беседы, диагностика, проведение занятий, игр.

Содержание

Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
Современное экологическое образование.
Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

 

      При разработке и проведении таких игр необходимо придерживаться следующих положений:

  • Старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности (особенно в начале обучения), которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира;
  • Дидактическая игра возбуждает у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляются на познавательную деятельность;
  • В дидактической игре дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит активизация всех познавательных процессов.

      Использовать  дидактические игры для расширения и углубления экологических представлений  следует с учетом тех представлений, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста:

  • О многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  • О взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между живой и неживой природой, между объектами живой природы);
  • О человеке как части природы;
  • О культуре поведения в природе.

      Дидактические игры данной серии целесообразно  проводить с небольшой подгруппой детей, использовать их вариативно в  зависимости от уровня сформированности экологических представлений дошкольников.

      В рамках каждой игры следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто, где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных /растения», «Кому, какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включать игры «Раз, два, три к березе/ели/тополю беги», «Найди себе пару»  и т.д.

      Педагогическое  руководство играми с экологическим  содержанием.

      Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой  деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства.

        

      При выборе направления руководства  экологическими играми следует учитывать  тот факт, что особая роль игры в  воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в  группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

      Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует  также учитывать ее связи с  трудом детей в природе и обучением  на занятиях по ознакомлению с окружающим.

      С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно  возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у детей увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

      Исходя  из возрастных особенностей детей, для  каждой возрастной группы подбираются  дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

      В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают  себе домик или пару с прикрепленным  к ним листочком, аналогичным по цвету и форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно провести со всей группой или небольшой подгруппой).

      Подбор  и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

      Для удобства использования дидактических  игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на группы по дидактическим задачам. 

      Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь  ребенка в активное освоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и  явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлению о мире» (Т.С. Комарова). Чем разнообразней по содержанию игровые действия, тем интересней и эффективней игровые приемы. Игровые приемы обучения,  как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II

Практические  исследования

     В ходе констатирующего эксперимента был проведен опрос детей 6-7 лет, на тему «Живая и неживая природа» и «Правила поведения в лесу». Была опрошена подгруппа детей (10 человек).

     Вопросы:

  1. Что такое живая и неживая природа?
  2. Назовите объекты живой природы.
  3. Назовите объекты неживой природы.
  4. Какое влияние человек оказывает на природу?
  5. А как вы думаете, от человека зависит красота природы?
  6. Всегда ли человек помогает природе?
  7. Как надо вести себя, находясь на природе?

   По  результатам опроса выявлено 5 человек  не разграничивают понятия «живая» и «неживая» природа. Все 10 человек считают, что человек влияет на природу только положительно: садит растения, ухаживает за животными. Про негативное влияние не сказал не кто. Элементарные правила поведения в природе знают все дети.

      Формирующий эксперимент

      Опираясь  на данные результаты, были проведены занятия на тему: «Земля – наш общий дом» и «Учитесь жалеть и беречь».

      Занятие «Учитесь жалеть и  беречь».

Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы; закреплять правила поведения в природе.

Ход занятия:

      Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Дидактическая игра «Отгадай»

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а  больно жжет,

Не фонарь, а  ярко светит,

И не пекарь, а  печет.                          (солнце)

- Может ли  человек прожить без солнечного  света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.                 (воздух)

- А без воздуха  мы можем прожить?

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?                  (вода) 

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик  сладкий.                    (ягода)  

Стоял на крепкой  ножке,

Теперь лежит  в лукошке.           (гриб). 

Домовитая хозяйка

Пролетает над  лужайкой,

Похлопочет над  цветком

И поделится  медком.                   (пчела) 

Блещет в речке  чистой

Спинкой серебристой.              (рыба) 

     - Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы,  рыба, пчела, и все это –  природа. Человек живет в природе,  от природы зависит жизнь человека.

     - А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т.д.)

     - А всегда ли человек помогает  природе? А может ли человек  губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отравляет животных  и т.д.)

     - Люди могут приумножать природу,  а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается  много примеров, когда человек  не учитывал законы развития  природы, наносил огромный вред  растительному и животному миру  и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.

     Но  замечательно то, что человек умеет  исправлять свои ошибки.

     Больше  ста лет назад был издан  закон, который позволил создать  в нашей стране заповедники. Что  же такое заповедник? Заповедник –  это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

     В заповеднике людям запрещается  рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и зверей.

     В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

     Заповедник  – это островки спасения природы  от человека. Заповедники – это  наше богатство, золотой фонд нашей  страны, которым каждый из нас может  гордиться.

     В нашей стране существуют такие крупные  заповедники: Воронежский заповедник, который защищает бобров и оленей.

     В Белоруссии расположен заповедник «Беловежская пуща», в котором проживает очень  крупное животное – зубры.

     На  севере, в холодном Белом море, создан заповедник «Семь островов». Здесь живут гаги.

           Стремительно вникая в опыт древних

           И постигая суть его  корней,

           Я стойкости учился у деревьев.

           А ловкости и силе – у зверей.

           У птиц учился чувствовать  свободу,

           У рыб – сосредоточенно молчать.

           Поэтому обязан я природу

           От всех врагов достойно защищать. 

                                   (П.Сергеев)

     - Ребята, как вы думаете, только  ли в заповеднике надо беречь  природу?  (ответы детей).

     - Правильно, охранять родную природу  надо в любом месте.

     Правила охраны природы:

  1. Н природе запоминать увиденное.
  2. Ходить по тропинкам.
  3. Не ломать ветки деревьев.
  4. Не топтать цветы, травы.
  5. Не кричать, не включать громко музыку.
  6. Не разорять птичьих гнезд.
  7. Не ловить насекомых.
  8. Не разрушать грибницы.
  9. Не ловить мальков и лягушек.
  10. Не ломать паутинки.
  11. Не разжигать костров.
  12. Не разорять муравейники.

     После того, как будут сформулированы правила, детям предлагается  придумать  макет знака к одному из правил. Далее с рисунками детей можно  провести игру «Угадай правило».

     Занятие «Земля – наш общий  дом»

Цель: показать Землю как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников через игру