Экологическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:57, реферат

Описание работы

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Работа содержит 1 файл

Доклад по экологии.doc

— 456.50 Кб (Скачать)

                                Знакомимся с одуванчиком  .

 

ЦЕЛЬ: Показать растение, сообщить его название, выделить характерные особенности (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий). Воспитывать  эмоциональный отклик на красоту  растения.

                     ХОД НАБЛЮДЕНИЯ:

Сейчас  весна. Весной все оживает, распускаются листочки и цветут цветочки. Давайте  вместе полюбуемся нашей красивой полянкой. Что растет на полянке?  Правильно, трава и цветы. Какого цвета трава? (зеленого.) Какого цвета цветы на полянке? (желтого.) На что они похожи? (на маленькое солнышко.) Цветы яркие, их хорошо видно в зеленой траве.

 Потрогайте  их ладошкой сверху, прикоснитесь  к ним осторожно. Что вы чувствуете? Да, цветочки мягкие, пушистые. Как  они называются? (одуванчики.) Давайте скажем все вместе- одуванчики. На полянке много одуванчиков.

 Присядьте  на корточки. Посмотрите: на чем  стоят одуванчики? (на ножке.) Это  стебель. Скажите, какой стебель:  длинный или короткий? Толстый  или тонкий? Гладкий или шершавый? Да, стебель у одуванчика длинный, тонкий, гладкий. Давайте полюбуемся нашей красивой полянкой. И в группе нарисуем её.

         Одуванчиков много-  они разные и  красивые.

ЦЕЛЬ: Показать превращение желтых цветов одуванчиков  в пушистые шарики, красоту поляны, на которой много зелёной травы и одуванчиков.

                          Ход наблюдения:

Сейчас  мы с вами отправимся на нашу желтую полянку. А почему полянка желтая? Что там растет? (желтые одуванчики.)

 Что  случилось? Почему так мало  желтых одуванчиков?

Что это такое? (показываю на пушистый шарик.) Да это же наш одуванчик, только он повзрослел и стал белым и пушистым шариком.

                 Носит одуванчик желтый сарафанчик,

                Подрастет, нарядится в беленькое  платьице:

                Легкое, воздушное, ветерку послушное.  (Е.Серова)

Сейчас  я подую на этот пушистый шарик. Смотрите: что произойдет? (пушинки разлетелись). Правильно, все пушинки от ветра  полетели в разные стороны. Это семена- детки у одуванчика, так они  расселяются по полянке.

 Найдите одуванчик с белой головой и подуйте  на него.

 Предлагаю  поиграть с одуванчиком в догонялки.  Один ребёнок дует, а другой  догоняет парашютики.

              Рисование :

  «Одуванчик, одуванчик!  Стебель тоненький,  как пальчик!»

 

ЦЕЛИ :учить  рисовать методом тычка; закреплять умение правильно держать кисть, хорошо промывать кисточку при смене краски; различать зеленую и белую краски; познакомить с растением- одуванчиком, его строением ; воспитывать эстетический вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ: фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (одуванчик); белая и зеленая краски, кисти, стаканчик с водой, салфетки, бумага голубого цвета. 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: во время прогулки знакомимся с одуванчиком. Дети под руководством воспитателя выясняют, где у цветка стебель, листья и какого они цвета, как изменяется цветок во время своего роста.                                                                                                                       Ход занятия:

    Недавно на прогулке мы с  вами познакомились с очень  интересным цветочком:                                                                

                                       Есть один такой цветок              

                                       Вплетешь его в венок,                                                                                                                                                                           

                                       На него слегка подуй

                                       Был цветок и нет цветка.                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Вспомним , что это был за цветок? Правильно, это одуванчик.                                                                                             

(На  фланелеграфе прикрепляется изображение  одуванчика.)

Вот он какой красивый! Но всегда ли он был  таким пушистым?                              Правильно, сначала цветок был желтым, а потом стал белым пушистым.

                                      Горел в траве росистой,

                                      Фонарик золотистый,                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                      Потом померк, потух,

                                      И превратился в пух.                                                                                                                                                                                 А как мы на него дули, чтобы маленькие детки- семена – парашютисты разлетелись далеко?                                                                                                                                       (дети выполняют задании) Ветерок подхватил семена и разнес их по белу свету, чтобы везде стало красивее от этих прекрасных цветочков. Ну, а мы что же, останемся без одуванчиков? Конечно же, нет! Мы же умеем рисовать. И нам нетрудно нарисовать портрет одуванчика. Подскажите только мне, какие краски надо приготовить для рисунка? (ответы детей.) Правильно , зеленой краской мы нарисуем листья, а белой – пушистый одуванчик.                                                                                                                    (Воспитатель показывает приёмы рисования одуванчика, обращая внимание детей на необходимость тщательного промывания кисти при смене краски. Дети выполняют рисунок, рисунки детей выставляются на стенде).

                         Одуванчик.                                                                                                                   

             Посмотрите:

          Одуванчик!

          Вот он,

          Вот он,

          Под берёзкой!                                         

          Почему –то этот мальчик

          Носит девичью прическу.                                  

          Заведёт другую –

          Я и эту сдую! 

                        (В.Шварц)                                                                                      Ну, а теперь уже нет. Этому шарику не страшен ветерок. Любоваться им мы можем всегда. Да не одним одуванчиком, а целой поляной.

              

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКТА КАРТОЧЕК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.

                      Варианты заданий:

Сложить из разных карточек одуванчик и назвать его части.

При помощи замены карточек показать, как изменяется одуванчик в разное время года (карточки может менять воспитатель, а ребёнок должен соответствующим  образом менять внешний вид одуванчика).

Показать, как выглядит одуванчик днем и  ночью, в солнечную и дождливую погоду.

Сложить из карточек одуванчик и разложить  вокруг него карточки, изображающие то, что нужно одуванчику, чтобы он мог расти. Объяснить, для чего нужны  одуванчику солнце, ветер, земля- почва, пчелы, снег, дождь (вода).

Более сложное задание:

Воспитатель готовит карточки с изображением другого растения и просит ребёнка  выполнить задания, которые он выполнил по комплекту «Одуванчик».

Правильно выполненные задания означают, что  дети усвоили, из каких частей состоит  одуванчик и другие растения, как одуванчик изменяется (развивается) в течение года и когда и какие условия нужны для его существования.

              

 

                     Литература :

1.Коломина  Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду -М. Сфера, 2004.

2.Самородова  А.П. Организация и методика  проведения наблюдений на прогулке. ТОИПРКО, 2003.

3.Лешаков  А.А. Зеленая тропинка. Москва. 1998.

4.Елкина  Н.В. Учимся наблюдать и рассказывать. Ярославль. Академия развития 1997.

5.Самородова  А.П., Теплякова Л.В. Игры в экологическом  воспитании детей дошкольного  возраста. ТОИПРКО, 2006.

6. Журнал  «Дошкольное воспитание» № 7 2005, № 6 2009.

Информация о работе Экологическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром