Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:57, реферат
Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
«Экологическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».
2009год
Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь- восемь лет жизни ребёнка. Дошкольное детство- ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребёнка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – в природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Один
из путей повышения
На
протяжении пяти лет наш сад
работает по проблеме
Работая
в разновозрастной группе, большое
внимание уделяю
Основными
задачами, которые ставлю при
работе с детьми дошкольного
возраста – это уточнение,
систематизация и углубление
знаний детей о растениях,
Принципы
в работе по экологизации с
детьми – это во - первых систематичность,
сезонные изменения,
К началу дошкольного возраста ребёнок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовать умения в своей деятельности. И моя задача, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
Освоение
детьми представлений
Удовлетворить
детскую любознательность, вовлечь
ребенка в активное освоение
окружающего мира, помочь ему
овладеть способами познания
связей между предметами и
явлениями позволит именно
«Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире». Т.С.Комарова.
В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Ребёнок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребёнка – не просто интересное времяпровождение, она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств. В своей работе используем игры экологического содержания: настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т.д.; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д.; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т.д.; творческие игры природоведческого содержания. Основная особенность творческих игр: они организуются по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.
Самостоятельный
характер творческих игр не
дает нам возможности
В группе
созданы условия экологизации различных
видов деятельности ребёнка (для
самостоятельных игр с
Так
же основным дидактическим
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т.д.
На занятиях используем следующие формы и методы работы с детьми:
1. экологические беседы «отчего плачут деревья», «о чем мечтала поляна».
2. использование на занятиях эколого-педагогических ситуаций, экологических задач.
3. чтение и обсуждение книг о природе и её охране.
4. путешествие по родному селу, экскурсии в поле, на водоем, на которых знакомим детей с правилами поведения в природе.
5. заложение экологической тропы. ПРОГУЛКА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
6. проведение
экологической недели, где предусматриваются
конкурсы- турниры знатоков природы,
игры экологического
7. конкурс сухих цветов «Осенние мотивы».
8. Проведение экологического дня «зеленая аптека»- сбор лекарственных растений, кольцовка песен о природе, «Радуга»- конкурс рисунков, час занимательных экологических подвижных игр.
9. практическая деятельность детей.
В качестве итога работы с дошкольниками планируем создать «Модель готовности к охране природы выпускника детского сада»– ожидаемый результат, у которого будет сформирована система экологических знаний на основе вышеуказанных форм и методов работы, будут приобретены элементарные экологические умения, оценивать состояние окружающей природной среды, доступной их возрастной особенности.
Для
проведения занятий нужны
Комплект
карточек «Одуванчик», о
Предлагаю вашему вниманию несколько взаимосвязанных занятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с лекарственным растением – одуванчик. Это работа с карточками «одуванчик», рисование красками после наблюдения, конспект наблюдения «знакомство с одуванчиком».
ЦЕЛЬ: сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строении)растения и их функции.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА: карточки с изображениями различных частей одуванчика.
-Дети,
послушайте и отгадайте
Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денёчка через два облысела голова. (одуванчик)
Сейчас, я вам расскажу одну историю, а вы мне поможете.
Жил
на свете одуванчик. Прошла
холодная снежная зима. Наступила
весна. Растаял снег, и на голой
земле появились длинные
Дети, из чего появились листочки? (из корня)
Показываю карточку с изображением корня и над ней карточку с листьями.
А почему весной тает снег, и листочки растут? (солнце светит и греет землю)
Что ещё есть у одуванчика кроме листьев? (ответы детей)
На чём растет цветок?(карточка стебель одуванчика и цветок)
Есть у одуванчика тоненькая ножка- стебелёк, на котором держится цветок. Когда вы нюхаете одуванчик , нос у вас становится жёлтым. Почему? В цветах есть желтый порошок, мелкий, как пыль , поэтому он называется пыльца.
А ещё цветы содержат вкусный сок- нектар. Прилетит пчела попить его, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушинками- парашютиками. Постарел наш одуванчик стал седым.
Как вы думаете ,для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки- парашютики?
Да, подует ветер, разлетятся парашютики с семенами по белу свету полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.
Что
ещё не хватает нашему
У
одуванчика один большой
А
сейчас я предлагаю вам
ВЫВОД:
одуванчик- многолетний цветок, он
состоит из определенных