Экологическая кльтура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить технологии экологического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
Изучение теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;
Проанализировать учебный материал
Рассмотрение методических аспектов организации учебного процесса по формированию экологической культуры младших школьников;
Практическая реализация формированию экологической культуры младших школьников. В качестве такового в работе рассматривается урок, проведенного автором во 2 «А» классе Б. Березниковской СОШ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА............................................................. 6
1.1
Теоретическое основы формирования экологической культуры младших школьников…………………………………
6
1.2 Анализ учебного материала........................................................... 7
2 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………...
14
2.1 Урок литературного чтения как средство формирования экологической культуры младших школьников………………. 14
2.2 Практическая реализация формирования экологической культуры младших школьников………………………………… 15
2.3 Выявление уровня понимания младшими школьниками значения экологического воспитания на уроках литературного чтения……………………………………………………………...
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 32

Работа содержит 1 файл

экологическая культура.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     Чтение  рассказа 1 части учителем, 2-3 части  учащимися.

     3. Аналитическая беседа по содержанию  с выборочным чтением.

     Как называлось любимое место композитора, где он любил отдыхать?

     Почему  Чайковский торопился на свое любимое  место? Зачитайте.

     Что в тот день особо поразило композитора  в природном естестве? Зачитайте.

     Прочитайте  эпизод, где описано, что нового привносил  световой поток в картину природы?

     Какое состояние вызвала у Чайковского  сила освещения? Зачитайте.

     Какое необыкновенное чудо рождало в душе композитора наблюдение за окружающей природой? (музыка)

     В чем выражался эмоциональный запас, полученный от природы?

     Какой настрой создают оттенки? Выпишите цветовые эпитеты (работа в тетради)

     Чтение 2 части рассказа учащимися (по ходу чтения ведется лексическая работа).

     4. Аналитическая беседа, выборочное  чтение.

     Почему  Чайковский приказал слуге никого не пускать в дом?

     Чего  добивался композитор в мелодии?

     Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод она изображает?

     Почему  слуга не осмелился прервать музыку?

     Как Феня отнеслась к музыке, звучащей в доме?

     Поясните  смысл слов лесника «Моё дело…поважнее, чем этот рояль».

     Почему  лесник Василий пришёл за советом  именно к Чайковскому?

     Прочитайте, как Василий относится к лесу, т. е. писатель очеловечивает неживое.

     Как называется этот приём в литературе?

     Прочитайте  эпизод, что услышал в музыке Чайковского лесник?

     5. Чтение и аналитическая беседа 3 части рассказа учащимися.

     а) Лексическая работа.

     б) Выборочное чтение.

     Легко ли композитору излагать музыкальным  языком свои мысли?

     Почему  Василий долго не мог ничего выговорить Петру Ильичу? Как отреагировал на весть лесника композитор? Почему?

     Как Паустовскому удалось в пейзажной  зарисовке передать настроение попутчиков?

     Предположите, удастся ли Чайковскому предотвратить  вырубку леса? Почему? Как вы думаете, почему рассказ К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы» помещен с рассказами о природе в одном разделе?

     6. Вывод.

     Когда писатель рассказывает нам о жизни  животных или растений, о лесе или  о реке, он всегда показывает нам  отношение человека к природе, дает понять, что все живые существа на планете связаны между собой и зависят друг от друга. Лес сохраняет для человечества чистоту и равновесие окружающей среды. Поэтому необходимо заботится о здоровье леса, о нашем зеленом богатстве. Тысячи лет человек пользовался дарами леса, теперь человек должен сберечь и восполнить те лесные запасы, которые постепенно скудеют.

     7. Домашнее задание.

     (2-3 часть, чтение по ролям) Ответить  на вопрос: Предположить, что будет с тем уголком природы, где полностью вырубят лес.

     2 урок по данному произведению

     1. Актуализация знаний и умений:

     а) чтение 2 и 3 части по ролям

     б) Что будет с тем уголком  природы, где полностью вырубят  лес? (зачитывают свои работы)

     Много тысячелетий протягивает лес  свои зеленые ветви к солнцу и  каждым листом своим, каждой хвоинкой улавливает посылаемую из космоса солнечную энергию. Щедр и трудолюбив этот космический великан. Войдите в его владения, и он угостит вас земляникой, малиной, орехами, напоит родниковой водой и березовым соком. Вы услышите соловьиные трели и песни токующих глухарей. Познакомит лес с проворным строителем – бобром, откроет лесные тропы, где величаво прошел лось или прошмыгнул соболь. А может быть, лес сотворит чудо – сделает вас музыкантом или художником, поэтом или зодчим.

     Продолжим работу с произведением К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы» и ответим на вопрос: с какой целью Паустовский написал этот рассказ, что он хотел этим сказать. И, наконец, каждый из вас ответит на интересующий нас вопрос. Человек – «повелитель» или «подчиненный"” природы?

     2. Первичное знакомство с 4-5 частью текста.

     а) лексическая работа

     б) чтение вслух учащимися 4 части

     в) аналитическая беседа, выборочное чтение

     Составьте портрет помещика Трощенко, просмотрев предыдущие части 

     Что предположил Трощенко, выслушав предложение  Чайковского?

     Почему  Чайковский не собирался торговаться  с купцом?

     Какую цель преследовал композитор?

     Как характеризует помещика его диалог с Чайковским?

     Что он говорит о музыке? Зачитайте.

     Сумел ли Чайковский уговорить купца и  предотвратить вырубку леса?

     г) чтение учащимися 5 части – самостоятельно.

     Задание: отметить непонятные слова, попытаться их объяснить.

     д) аналитическая беседа.

     Какие художественные средства использует Паустовский, описывая гибель сосны?

     Почему  писатель говорит о дереве как  о человеке?

     Как березы ведут себя по отношению к сосне?

     Как птицы отреагировали на происходящее? Почему?

     Почему, начатая накануне мелодия не будет  завершена?

     3. Проверка усвоения:

     В каком предложении заключается  главная мысль? «Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа» Поясните эту мысль автора.

     К чему призывает Паустовский?

     С какой целью Паустовский написал  этот рассказ?

     Всем  нам надо помнить, что благополучие человека на Земле зависит от того, на сколько богат растительный мир. И если вдруг исчезнут все леса, наша планета Земля станет так же безжизненна и пустынна, как поверхность Луны.

     Выскажите свои мнения: кто же такой человек по отношению к природе?

     Природа нашей Родины величава и могущественна. Она может нас многим одарить, сделать нашу жизнь изобильнее и удобнее. При всем своем могуществе она нуждается в нашем внимании, защите. Охранять природу, это совсем не значить оставлять ее в полной неприкосновенности. Наоборот, только природа, которую берегут, даст больше всяких благ. Ведь, не рубят же на дрова фруктовые сады, не ломают ветки смородины, чтобы удобнее было собирать ягоды. Но вот с дикой природой люди нередко по недомыслию или по злому умыслу поступают именно так, словно природа их злейший враг. И вот результат: плодородные земли губятся оврагами, рыбные реки превращаются в сточные канавы, богатые дичью угодья опустошаются.

     На  земном шаре уничтожено и безвозвратно потеряно много видов ценнейших  животных и растений. Многие виды занесены в Красную книгу – им тоже грозит исчезновение, они охраняются государством. Создана и в нашей Кировской области Красная книга. Так значит, нам с вами надо именно сейчас проявить к природе пристальное внимание, большую заботу.

     4. Рефлексия. (На фоне музыки звучит стих. Читает ученик)

     Берегите  эту землю, эту воду,

     Даже  малую былинку, любя.

     Берегите  всех зверей природы,

     Убивайте  лишь зверей внутри себя.

     Домашнее  задание: чтение рассказа, найти слова – убеждения для купца Трощенко не губить лес. 
 

    1. Выявление уровня понимания  младшими школьниками  значения экологического воспитания.
 

     Урок  был посещен в рамках курсовой работы. Урок проходил 17-го марта 2009 года.

     Классный  руководитель – преподаватель предмета, провела значительную подготовительную работу к уроку: был подобран наглядный материал; обдуман тип урока; продумана структура урока; был разработан план-конспект урока.

     Был избран традиционный для этой темы комбинированный урок, что должно было помочь избежать определенных дидактических и методических сложностей, связанных с нетрадиционными формами урока (урок-игра, урок-путешествие, урок усвоения новых знаний, интегрированный урок и т.д.), используемыми некоторыми учителями в преподавании темы.

     На  уроке удалось избежать определенных ошибок и недочетов. Из намеченных этапов урока в полной мере были реализованы все намеченные этапы урока.

     Провела проверку домашнего задания (фронтальный опрос класса) весьма успешно, не выделяя принципиально-важные  не актуализируя проблемы, избегая проблемных вопросов. Дифференцированных заданий не было, хотя в классе достаточно четко выявляются ученики с разным уровнем способностей и склонностей к изучению предмета.

     Новый материал учениками был воспринят  с большим интересом, учащиеся оживленно  обсуждали поставленный перед ними вопрос, задавали вопросы преподавателю  выясняя для себя непонятные моменты. Класс оживленно работал с предложенной преподавателем литературой и наглядными материалами.

     Информация по новому материалу была взята из разных источников, не строго соответствовала тексту учебника. Подготовленный наглядный материал на уроке был задействован в полном объеме, урок прошел благотворно, и интересно.

     Для изучения уровня сформированности понятийного  аппарата у школьников при изучении данной темы были использованы следующие  методики: изложение нового материала, фронтальная беседа с классом, музыкальное и наглядно – художественное оформление.

     Выявление особенностей опыта школьников происходило  с использованием следующих критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

     Опираясь  на результаты экспериментальной работы можно говорить о том, что в  процессе обучения у школьников сформировалось понимание личностной необходимости  знаний по данной теме, экологическое  воспитание в начальной школе необходимый и воспитывающий элемент обучения, который формирует у детей понимание и умение видеть прекрасное, ценить и беречь окружающий мир.

     Все поставленные цели на уроке были достигнуты.

  1. Создать условия для осознания основного фактического материала, познакомить с произведением К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы»
  2. Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы по содержанию текста и выделять главную мысль
  3. Способствовать воспитанию в детях таких качеств как наблюдательность и отзывчивость.

      Данная, экспериментальная часть работы посвящена непосредственно выявлению у школьников умения воспринимать информацию, полученную на уроке литературного чтения.

     Краткая характеристика испытуемых:

     Артем Д.

     Общительный, много друзей, учится удовлетворительно, имеет способности, но не реализует их; на уроках отвлекается, иногда может не выполнить задание учителя; не поднимает руки, хотя и знает ответ на вопрос; домашнее задание выполняет.

     К. Ксения

     Очень обидчивая, мнительная, боится своих неправильных ответов, поэтому на уроках предпочитает молчать; сильно переживает из-за плохих отметок, учится удовлетворительно; в школу ходит с нежеланием, объясняя это тем, что «хуже всех учится в классе». Очень любит своего младшего братика, может часами играть с ним, хотя не выполнено еще домашнее задание. Может вообще не сделать уроки.

Информация о работе Экологическая кльтура