Экологическая кльтура

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 01:59, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить технологии экологического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Задачи:
Изучение теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников;
Проанализировать учебный материал
Рассмотрение методических аспектов организации учебного процесса по формированию экологической культуры младших школьников;
Практическая реализация формированию экологической культуры младших школьников. В качестве такового в работе рассматривается урок, проведенного автором во 2 «А» классе Б. Березниковской СОШ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА............................................................. 6
1.1
Теоретическое основы формирования экологической культуры младших школьников…………………………………
6
1.2 Анализ учебного материала........................................................... 7
2 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………...
14
2.1 Урок литературного чтения как средство формирования экологической культуры младших школьников………………. 14
2.2 Практическая реализация формирования экологической культуры младших школьников………………………………… 15
2.3 Выявление уровня понимания младшими школьниками значения экологического воспитания на уроках литературного чтения……………………………………………………………...
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................... 32

Работа содержит 1 файл

экологическая культура.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

     Цель  использования этого стихотворения - привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество окружающей среды.

     После прочтения стихотворения необходимо обсудить следующие вопросы:

     Как вы думаете, почему речка стала «грязной»?

     Как вы могли бы помочь этой речке?

     Составьте правила поведения у реки и  нарисуйте условные знаки к ним.

     Стихи использую при изучении многих тем. С их помощью школьники закрепляют и обобщают имеющиеся знания и получают новые. Кроме того, стихотворения используются не как фон или вспомогательное средство, а как предмет анализа диалога, направленного на раскрытие их смыслового содержания. Таким образом, стихи можно использовать на любом этапе урока. Они выполняют познавательные, воспитательные и развивающие функции и способствуют развитию гуманного отношения к природе. [14,60]

     Изучение  предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство) содействует художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое отношение к природе творческими средствами.

     Так, в учебниках «Русский язык» 2-3 классов (автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова) очень много упражнений, которые имеют экологическую направленность. Выполняя их, дети невольно погружаются в мир взаимоотношений человека и природы. На этом уроке дети проявляют свое творчество при написании рассказов на ту или иную тему, показывают свое отношение к тому или иному объекту. Например, при написании изложения на тему «Лесной дом», им необходимо доказать почему нельзя губить деревья, почему нужно беречь лесной дом и природу?

     Школа, находящаяся в сельской местности, в непосредственной близости к природе, является естественной лабораторией для  экологического образования. Места, в  которых мы живем, богаты историческими и этнографическими памятниками, флора и фауна помогают развернуть с детьми внеурочную краеведческую и экологическую работу, провести наблюдения. Задача учителей начальных классов донести до ума и сердец младших школьников то, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

     Для решения задач воспитания экологической  культуры особенно важно ввести самого ребенка в различные роли, предоставить ему возможность проиграть различные  типы поведения в типичных для него жизненных ситуациях. С этой точки зрения, учащихся начальных классов может привлечь такая форма внеурочной работы как экологический проект, тематика, которых может быть самая разнообразная. Например, проект «Пусть зима будет доброй!», цель которого - проведение ярмарки - распродажи кормушек для птиц изготовленных младшими школьниками. Или «Знакомые незнакомцы», который помогает младшими школьниками овладеть умением определять породы деревьев в зимнее время. Экологический проект «Новогодняя красавица» направлен на воспитание бережного отношения к лесным богатствам, убеждение учащихся в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. В рамках этого проекта целесообразно провести выставку «Как сохранить ель», выпустить листовки с призывом «Берегите ели», провести конкурс на оригинальную замену живой новогодней ели. С этой точки зрения «экологический театр» можно так же рассматривать как совокупность самостоятельных проектов. Цель деятельности «экологического театра» - отражение проблем охраны природы, призыв к зрителям беречь природу, выполнять определенные правила поведения в окружающей среде. В рамках этого проекта например можно провести следующие инсценировки: «Теремок на экологический лад» по мотивам сказки С.Я. Маршака, «Сказка о чистоте Земли» и «Где и как зимуют насекомые» (авт. Т. Шпотова) и др.

     В работе по экологическому воспитанию младших школьников большим подспорьем может оказаться организация  кружковых занятий. Например, кружок «Живой уголок» преследует цель углубления знаний учащихся о природе, развитие интереса к изучению окружающего мира. Занятия кружка способствуют оживлению работы детей на уроках, формированию экологических навыков, самореализации каждого и взаимопониманию всех.

     Для сельского жителя природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Сейчас, когда проявляется безразличие к земле, остро встает вопрос об экологизации педагогического процесса. Необходимо донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за варварское отношение к ней в данной местности.[28, 19 - 23]

     Учителю, реализующему цели и идеи экологического воспитания в практике начального обучения сельских школьников, важно представлять, какие компоненты окружающей среды  и каким образом можно использовать в качестве объектов учебно-познавательной деятельности. Познание и преодоление деградации окружающей человека среды способно обеспечить благополучное будущее для следующих поколений жителей сел и городов.

     Таким образом, управление деятельностью  младших школьников по изучению и охране природы осуществляется посредством учебных заданий, задач, инструкций, вопросов, упражнений, этических бесед, которые предполагают широкое использование межпредметных связей (проведение интегрированных уроков), согласованное воздействие учебных предметов начальной школы на развитие различных аспектов формирующегося отношения учащихся к социальной и природной среде. Поэтому учащимся предлагается составить и решить задачи экологического характера, вспомнить описание природы из учебника литературного чтения, сочинить сказку, рассказ, стихотворение, сделать рисунок, поделку из природного материала, оказать посильную помощь растениям и животным.

     Вывод по первой главе:

     Наиболее  благоприятным периодом эмоционального взаимодействия ребенка с природой является младший школьный возраст. Психологической особенностью этого возраста является то, что для ребенка более важными являются эмоциональные переживания, связанные с объектом познания, в нашем случае это природа и окружающая среда, чем сведения о нем полученные от взрослых или книг. Именно поэтому, особую важность приобретает организация условий  для установления эмоциональных связей ребенка с природой.

     Начальная школа - важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника с природным и социальным окружением, способствующий формированию экологической культуры личности. Очевидно, что на этапе начального обучения преобладающую роль будут играть задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде (приспособленность к среде обитания, пищевые, информационные связи и т.п.), поскольку природа и отношения с ней - приоритетный и важнейший предмет изучения в начальной школе. Задания по экологии должны быть направлены, в первую очередь на открытие ребенком связей и зависимостей человека и природы, на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях. А системное построение заданий позволяет школьнику увидеть конкретные среды обитания живых организмов - их «дома» и «квартиры», многосторонние связи со средой обитания и между собой, что поможет ребенку открыть для себя многие экологические закономерности.  

 

     2 Возможности формирования  экологической культуры  у младших школьников  

     1.2 Урок литературного  чтения как средство формирования экологической культуры младших школьников. 

     Уроки литературы дают возможность при  восприятии  художественных произведений вызвать у детей эмоциональный  отклик, чувство удивления, восторженности, что является условием воспитания эмпатических чувств – способности к пониманию эмоциональных состояний других и сопереживание им.

     Очень нравятся ребятам задания включающие элементы драматизации (чтение по ролям, инсценировки, выразительное чтение), когда нужно разыгрывать роли различных объектов живой природы. Дети исполняют роли различных животных или растений, стараются передать те состояния, которые испытывают их герои. У детей появляется возможность встать на позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами.

     Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое; сочини стихотворение по его началу и др.

     Особенно  нравится детям «издавать» книжки-малышки  со своими рассказами, сказками и стихами  о природе и окружающем мире, тематически  связанные с изучаемыми произведениями. Например, знакомясь с рассказом  В. Чаплиной, дети сочиняли истории о своих маленьких друзьях-собаках. Ребята слушают с интересом рассказы собственного сочинения не только на уроке, но и на переменах берут с выставки книжки-малышки, рассматривают их и читают.

     На  примере литературных произведений очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п. (Емельянов Б. «Зеленая букашка», Пантелеев Л. «Две лягушки» и др.)

     В своей работе я использую нетрадиционные формы проведения уроков, которые  не только формируют эмоционально-позитивный  отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе, исполнение детьми народных песен; 2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится  после знакомства с несколькими произведениями  о природе, причем вопросы викторины  дети готовят самостоятельно.[23,75 - 76]

     Таким образом, уроки литературы дают прекрасную возможность для развития интереса к познанию природы, формированию ценностного отношения к ней, воспитанию у детей гуманного отношения к природным объектам. 

    1. Практическая  реализация по формированию экологической культуры на уроке литературного чтения

      Урок  литературного чтения по ознакомлению учащихся с творчеством К. Г. Паустовского был проведен во 2 «А» классе Большеберезниковской средней общеобразовательной школы.

    Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением.

     Структура урока:

  1. Орг. момент:
  2. Первичное усвоение материала
  3. Осознание и осмысление учебного материала
  4. Систематизация знаний и умений
  5. Проверка уровня усвоения знаний и умений
  6. Информация о дом. задании
  7. Рефлексия

     Цель:

  1. Создать условия для осознания основного фактического материала, познакомить с произведением К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы»
  2. Способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы по содержанию текста и выделять главную мысль
  3. Способствовать воспитанию в детях таких качеств как наблюдательность и отзывчивость.

     Формы организации познавательной деятельности:

  1. Общеклассная
  2. Индивидуальная

     Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репродуктивный
  3. Аналитический
  4. Частично-поисковый

     Оборудование: портрет писателя, композитора, фонограмма П. И. Чайковского «Времена года. Июль», записи на доске.

     Ход урока

     1. Орг. момент

     2. Первичное усвоение материала:

     Какой раздел мы начали изучать на прошлом  уроке? (Природа и мы) Напоминаю, что  у нас при изучении данного  раздела проходит главный вопрос всех уроков: Человек – «повелитель» или «подчиненный» природы? Сегодня на уроке мы приблизимся к ответу на этот вопрос.

     Вводная беседа: Продолжим знакомство с творчеством  К. Г.Паустовского. Какой рассказ этого писателя мы прочитали в предыдущем разделе («Корзина с еловыми шишками»)

     Кому  посвящен этот рассказ? (Норвежскому композитору Э. Григу)

     К. Г. Паустовский создал своеобразные литературные портреты: Г. Х. Андерсена, А. П. Чехова, И. А. Бунина и П. И. Чайковского. Сегодня мы познакомимся с произведением Паустовского “Скрипучие половицы”

     Проблемный вопрос: прослушайте стих. Б. Пастернака «Тишина» и определите тему произведения «Скрипучие половицы» (Звучит фонограмма П. И. Чайковского «Времена года. Июль». Учитель читает стихотворение «Тишина») Определить тему произведения «Скрипучие половицы»

     Лес – это наше прошлое, настоящее, будущее. Как понимаете эти слова? Объясните.

     Прочитайте  слова Паустовского (на доске) Величие природы в том и состоит, что ее вечная красота непрерывно обновляется. Объясните эти слова.

     Вы  прослушали музыку П. И. Чайковского «Времена года. Июль». Какие чувства вызвала музыка? Своей музыкой композитор помогает нам понять удивительную красоту природы, в обычных вещах – увидеть необычное.

     В рассказе «Скрипучие половицы» говорится об одном случае из жизни замечательного композитора. Звучит фонограмма П. И. Чайковского «Времена года. Июль» и на ее фоне учитель знакомит учащихся с экспозицией рассказа.

Информация о работе Экологическая кльтура