Изучение представлений студентов об имедже учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить содержание представлений о внешних и внутренних характеристиках профессионального имиджа учителя у студентов педагогического университета.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие имидж;
2. Раскрыть профессиональный имидж педагога, основные его составляющие;
3. Осуществить подбор методик для выявления устойчивых представлений студентов педагогического университета об имидже учителя;
4. Проанализировать полученные результаты проведенных мною методик.

Работа содержит 1 файл

основная работа.docx

— 54.43 Кб (Скачать)

 

 

 

Схема 4

 

Как видно  из схемы, имидж является комплексным  понятием. Отсюда следует, что целесообразным будет его рассмотрение с точки  зрения функционального подхода. В современной литературе при функциональном подходе выделяется несколько возможных видов имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

Зеркальный  – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. При этом мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа положителен, так как психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его отрицательным моментом будет минимальный учет мнения со стороны. Этот имидж может определять характеристики лидеров и даже организации.

Текущий вид имиджа заключается в оценке со стороны. Именно в этой области находят свое применение связи с общественностью (паблик рилейшнз), из-за недостатка информированности. Непонимание и предубеждения формируют имидж каждого человека или организации так же как и реальные поступки. Это не только взгляд всех служащих, хотя он может быть и весьма существенным для данной организации или человека, но и мнение отдельных людей, коллег, журналистов и т. п.

Желаемый  тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для структур, которые только создаются. О них еще ничего неизвестно, поэтому именно желаемый имидж должен использоваться как единственно возможный. Такие подходы довольно часто встречаются в описаниях различных общественных движений и создании новых структур. Приход нового сотрудника в организацию сразу настраивает его на новый желаемый имидж.

Корпоративный – это имидж организации в целом, а не отдельных подразделений или результатов ее работы. Здесь основным критерием является репутация организации, успехи и степень стабильности. Особенно важен этот имидж для финансовых структур.

Множественный – это имидж, который образуется при наличии нескольких независимых структур вместо единой корпорации. К хорошему единому имиджу стремятся организации и компании, использующие собственную символику, единую униформу и т. д.

Активно укрепляется единый имидж при проведении съездов, семинаров, совещаний и т. п., в этом случае каждая составляющая организации работает на единый результат. И может возникнуть обратный процесс, когда неудача в одной области влияет на имиджевые характеристики в другой.

Кроме того, существует и тип отрицательного имиджа, который создается оппонентом, соперником, а порою и врагами, сознательно конструируемый, а не возникающий стихийно и спонтанно. При использовании такого отрицательного имиджа возникает проблема его адекватного опровержения. В соответствии с определенными законами коммуникации сделать это весьма сложно: считается, что легче создать новый стереотип, чем опровергнуть имеющийся. Поэтому одной из возможных стратегий считается показ заинтересованности оппонента именно в таком представлении события. Сложность опровержения и в выборе способа, с помощью которого может сделать опровержение.

Контекстный подход к имиджу означает, что он должен носить целостный, согласованный характер, учитывать условия реализации, а отдельные черты – не противоречить друг другу. Системный характер имиджа позволяет по одной видимой черте вызывать в массовом сознании сопутствующие характеристики. При этом необязательно ставить задачу завоевания всеобщей любви.

Английская исследовательница  Э. Сэмпсон, говоря о личностном имидже, выделяет в зависимости от сочетания  внешних и внутренних факторов три  вида имиджа: самоимидж, воспринимаемый имидж и требуемый имидж. Эта  типология отражает взгляд на имидж  с разных позиций: со стороны своего «я» и со стороны других людей, со стороны реалий и со стороны  желаний.

Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает уровень  самоуважения на данный момент. Чтобы  нас уважали, мы должны сначала уважать  сами себя.

Воспринимаемый  имидж – это то, как видят нас другие, но мы часто не знаем, как реально к нам относятся и о нас отзываются.

Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип и форма одежды.

Часто самоимидж  может не совпадать с воспринимаемым имиджем. Требуемый имидж предполагает наличие определенных имиджевых характеристик, которые отличают одного индивида от другого в зависимости от направленческой принадлежности.

Сопоставительный подход - здесь сравниваются характеристики двух сторон. Речь идет о сопоставлении, например, двух кандидатов, двух компаний и т.д.

Эта классификация необходима для того, чтобы иметь конкретные цели, на достижение которых должна быть направлена PR компания.

Сопоставление может идти по ряду параметров.

Закрытый  тип имиджа.

Чем меньше информации будет иметь аудитория  о политическом лидере, тем серьезнее  и значительнее начинает выглядеть  фигура такого политика.

 

Мифологический  имидж- под ним понимается подведение лидера под те или иные сложившиеся  в данном обществе мифы.

 

Сегодня можно  говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители  различных профессий – идеальный  учитель, идеальный врач, идеальный  инженер, идеальный предприниматель  и т. д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей.

 

 

 

 

 

 

Профессиональный имидж учителя

Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя  в сознании воспитанников, коллег, социального  окружения, в массовом сознании. При  формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с  теми, которые приписываются ему окружающими.

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

Во-вторых, имиджмейкеры – профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т. п.

В-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации – печать, радио, телевидение.

В-четвертьх, его создают и окружающие люди – друзья, родные, сотрудники.

Опираясь  на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимыми из них являются: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии  – внутреннее «Я».

Внешний облик  помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В нем должны гармонично сочетаться богатый внутренний мир, любовь к детям и забота о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей и, прежде всего, у любимого учителя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, и добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, не следует появляться на работе в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий учитель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Вербальные и невербальные средства общения  являются важными составляющими имиджа – что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты, мимику и позы мы используем, как мы сидим, стоим и ходим. Для улучшения своего профессионализма учителю необходимо обратить внимание и на умение представить себя окружающим в наиболее выгодном свете.

Доказано, что 35 % информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65 % – при невербальном.

Внутреннее соответствие образа профессии  – внутреннее «Я»  считается ведущей из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей является необходимым качеством в профессиональном общении.

Не  менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и  взглядам. Создавая свой образ, мы тем  самым и самовоспитываемся. Деятельность является гранью перехода личностного  внутреннего во внешнее – продуктивное. Чаще всего – это непохожесть, внешнее самооформление, экспрессия, умение преподнести свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в  каждой составляющей педагогического  процесса (от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов  их подачи), а также в стиле  общения, в эмоциональной реакции  на поведение школьников, в импровизации на уроках.

Внутренний  образ – это культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные  яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание  в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ – это особые формы выражения  отношения к материалу, передача эмоционального отношения к действительности, умение самопрезентации, выведение  учеников на игровой уровень, умелая постановка всего хода урока.

В психологии под образом понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную  последовательность событий. Весь этот психологический процесс можно  представить в виде схем (см. схемы 1, 2, 3).

Обобщая сказанное, заметим, что образ является и служит основным связующим звеном в определении места общей  и педагогической имиджелогии в  психологии.

В социальной психологии имидж рассматривается  как разновидность образа, возникающего в результате социального познания. Под образом понимается результат  психического отражения или представления  того или иного объективного явления. В процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого. Процесс создания образа может быть активным и целенаправленным, включать процедуры анализа, позволяющие  создать типичное в объекте, и синтеза, благодаря которому образ обладает характеристиками индивидуального явления.

В психолого-педагогических литературных источниках под имиджем  понимается стиль и форма поведения  человека, причем преимущественно внешняя  сторона поведения в обществе. Иногда имиджем называют набор значений и впечатлений, благодаря которым  у людей складывается представление  об объекте, они запоминают его и  начинают относиться к нему определенным образом или благодаря которым  объект становится известным. При этом, как правило уточняется, что объектом имиджа чаще всего являются человек, группа людей или компания.

В ряде определений  подчеркивается, что имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные  и сформированные. В других трактовках делается акцент на то, что имидж  складывается из объективных характеристик  объекта, в частности, имидж человека основывается на психологическом типе и личности, их соответствии запросам времени и общества.

Все эти характеристики применимы по отношению к имиджу, вместе с тем, термин «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Имидж можно назвать разновидностью образа, основой которого является не любое явление, а прежде всего  субъект (человек, коллектив, организация  и т. п.). Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономерности его возникновения и функционирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Изучение представлений студентов об имедже учителя