Изучение представлений студентов об имедже учителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить содержание представлений о внешних и внутренних характеристиках профессионального имиджа учителя у студентов педагогического университета.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть понятие имидж;
2. Раскрыть профессиональный имидж педагога, основные его составляющие;
3. Осуществить подбор методик для выявления устойчивых представлений студентов педагогического университета об имидже учителя;
4. Проанализировать полученные результаты проведенных мною методик.

Работа содержит 1 файл

основная работа.docx

— 54.43 Кб (Скачать)

Актуальность  проблемы имиджа педагогической профессии  обусловливается четко обозначившимся противоречием между современной  ситуацией в сфере образования, объективно сформированными потребностями  школы в педагоге нового типа –  инициативном, интеллектуально и  нравственно развитом и неготовностью  будущих педагогов – нынешних студентов педагогических вузов  – взять на себя такую ответственность  и работать по профилю полученной специальности. Разрешению этого противоречия может содействовать позитивный имидж профессии педагога в глазах будущих специалистов. На формирование имиджа педагогической профессии воздействуют объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать в  процессе осуществления процесса профессиональной подготовки педагогов. Одним из важнейших  факторов, оказывающих положительное  воздействие на формирование у будущих  специалистов желания работать в  сфере образования, является позитивное мнение студентов о профессии  педагога.

Система профессионального  и последипломного образования  педагогов уделяет достаточно внимания повышению квалификации учителя, но формирование педагога как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой Я-концепцией, часто остается вне поля деятельности образовательных учреждений..

Проблема  имиджа в отечественной и зарубежной науке имеет разноплановую интерпретацию, в соответствии с особенностями, целями, задачами социологии, культурологии, психологии, антропологии, педагогики. Само понятие «имидж» является междисциплинарным, применяется в различных областях знаний, в том числе и в педагогике. К различным психолого-педагогическим аспектам имиджа обращалось большое  количество ученых. Понятие «имидж»  определено в работах Р. Арнхейма, П. Берда, В. Липмана, Е. В. Русской, В. Франкла, Э. Фромма, В. Н. Черепановой, В. М. Шепеля и др.

Объект исследования: представление студентов об имидже учителя

Предмет исследования: является содержание и взаимосвязь внешних и внутренних характеристик личностной компоненты профессионального имиджа учителя в представлении студентов.

Цель исследования: изучить содержание представлений о внешних и внутренних характеристиках профессионального имиджа учителя у студентов педагогического университета.

Гипотеза исследования: правильное представление об имидже учителя у студентов, является одним из показателей сформированности  их профессионального сознания.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа литературы раскрыть понятие имидж;
  2. Раскрыть профессиональный имидж педагога, основные его составляющие;
  3. Осуществить подбор методик для выявления устойчивых представлений студентов педагогического университета об имидже учителя;
  4. Проанализировать полученные результаты проведенных мною методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие имидж

 

Термин  «имидж» в последние годы очень  широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. Иногда высказывают крайние точки зрения  - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего субъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом. Социологический энциклопедический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ.  image   -образ, представление):

1. Внешний  образ, создаваемый субъектом,  с целью вызвать определенное  впечатление, мнение, отношение у  других.

2. Совокупность  свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией.

  И.Нефедова и Е.Власова , определяя понятие «имидж», также подчеркивают, что «…имидж  - проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей». По мнению авторов, в зависимости от того, в каком окружении человеку приходится вращаться большее количество времени, создается определенный имидж, подчеркивающий его принадлежность к данному социальному кругу. Имидж, который создается под влиянием социальных ролей, является определенным источником информации о социальном статусе, материальном  положении, запросах  и  интересах  субъекта. Однако существует некоторая опасность сращивания социальной роли  и соответствующего имиджа  с личностью, в этой ситуации человек настолько привыкает к своему образу, что не представляет себя в

каком-либо другом облике. И.Нефедова и Е.Власова  считают, что имидж  меняется в  соответствии с тем, какую социальную или эмоциональную роль  играет человек или собирается сыграть  в данный момент.

Имидж  - это не просто одежда или маска, которые можно легко надеть или  снять. Хорошо, если выбранный имидж  соответствует  представлению человека о самом себе,  если он учитывает  особенности  характера. Но  если созданный образ начинает противоречить  личности человека, отмечают И.Нефедова и Е.Власова,  это порождает  конфликты, глубина которых зависит  от того, насколько развиты  личностные структуры, человек либо становится рабом имиджа, либо умело использует его в различных ситуациях. Имидж - не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств.

 

Подчеркивая необходимость формирования имиджа, И.Нефедова и Е.Власова отмечают: «Имидж - это некий образ, который  человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации  для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т.е. имидж  нужен нам». П.Берд определяет имидж как «…общее впечатление, которое вы производите на окружающих. Оно складывается из того, как вы представляете людям свои идеи, как ведете себя в обществе, как одеваетесь, как говорите, что говорите и делаете. Личный имидж, таким образом, определяет имидж и вашей работы, и фирмы, и в целом становится их визитной карточкой». Дополняя свое определение, П. Берд отмечает: «Ваш имидж - это восприятие вас другими людьми. Он - общая картина вашей личности в глазах окружающих. Она складывается из того, как вы смотрите, говорите, одеваетесь и действуете, отражает ваши способности и моральные качества, позу и движения тела, аксессуары и окружение, компанию, в которую вы входите, и т.д. Так что, какой бы имидж вы ни старались явить миру, он, прежде всего, должен быть отражением вашей внутренней сути и прочно базироваться на ней». П.С.Гуревич считает, что имидж синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в нем интегрированы естественные свойства личности и специально наработанные, созданные искусственно. Человек сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое. Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других. По мнению П.С.Гуревича, человек живет в мире противоречивых и напряженных мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора. Ему необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образом. Данное положение созвучно позиции Ж.Тарда, который еще в конце ХIХ века писал, что энергичный и авторитетный человек получает над слабыми натурами абсолютную власть, он дает им то, чего им не достает. Повиновение ему составляет не обязанность, а потребность. Таким образом, возникает всякая социальная связь.

По мнению П.С.Гуревича, создание имиджа – это  подчеркивание некой человеческой данности в сочетании со способностью к преображению, сознательному выбору образа. Подчеркивание некой человеческой данности - это стремление человека к индивидуальности. Сознательный выбор  образа зависит от роли и статуса, которые человек играет и выполняет  в обществе.

О.А.Феофанов использует термин «имэдж», который  употребляется в американской социально-политической литературе и обозначает более или  менее иллюзорное отражение того или иного явления. Поскольку  «имэдж» всегда соотносится с  этическим идеалом, он социально  обусловлен, как социально обусловлен и сам этический идеал. «Имэдж»  отражает идеал общества.

Рассматривая  имидж как социальный факт, можно  считать актуальным утверждение  Э.Дюркгейма о том, что социальные факты призваны прежде всего приводить в гармонию наши действия с окружающим нас миром. Для того, чтобы какая-нибудь идея вызвала действие, согласное с природой данной вещи, не нужно непременно, чтобы она верно воспроизводила эту природу, достаточно, если она даст нам почувствовать, что в этой вещи полезного или невыгодного, чем она может служить нам и чем повредить. Импонирует высказывание Э. Дюркгейма о гармонии действий человека с окружающим миром. Это высказывание современно еще и в контексте проблемы отторжения человека от природы, социума и самого себя, которая в настоящее время широко обсуждается учеными (А.А.Милтс, А.А.Макареня). Именно поэтому было принято решение подойти к раскрытию сущности имиджа с позиций гармонии. Идея развития личности в гармоническую имеет продолжительную историю. Еще Платон, придавая понятию «гармония» социальный смысл, определил ее «как совокупность достоинств человека-гражданина», которая проявляется «в его физическом облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях». То есть, уже со времен Платона проблема имиджа человека стала постепенно входить в процесс раскрытия сущности человеческой личности. Платон отмечал, что физический облик, поступки, речи должны отражать внутреннее содержание личности, то есть достоинства человека-гражданина. Остается актуальной до сих пор мысль Платона (которая рассматривается философами более позднего периода), о единстве внутреннего и внешнего содержания личности, она принимается за основу сути позитивного имиджа человека и за ориентир в процессе его формирования.

Эпоха Возрождения выдвинула идеал  гармонически развитого человека, который  стал идеалом гуманизма. Эстетика Возрождения  видела гармонию в идеальной пластичной организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и  внутреннего, в согласованности  частей и целого. По мнению Леонардо да Винчи  «…гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается  человеческая красота». В ХVIII веке Г. Лейбниц вложил в понятие «гармония» соответствие души и тела. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию, прежде всего, как  согласованность между рассудком  и чувственностью.

Понятие гармонии, таким образом, включает в  себя проблему согласованности природы, общества и человека, предполагает взаимное соответствие, соразмерность, равновесие, порядок, пропорциональность различных предметов и явлений  окружающего мира.

Итак, определяя, каким должен быть имидж  человека, отметим, что по существу речь идет об индивидуальном имидже человека, что проявляется в его конкретном отношении к культуре, природе, социуму  и находит выражение в его  физическом облике, поступках, речах  и профессиональной деятельности.

Индивидуальный  имидж человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных  и психогенных элементов. Поэтапное  формирование имиджа, как естественное, так и целенаправленное, ведет  развитие человека по восходящей от индивида к личности и далее к индивидуальности.

Таким образом, формирование индивидуального  имиджа человека зависит от того, в  какой среде и культурно-исторической эпохе существует человек, а так  же от его индивидных, личностных и  индивидуальных свойств. На этом основании  можно определить идеальный имидж  субъекта так:

Индивидуальный имидж – целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные подходы к рассмотрению имиджа

В последние  годы появилось немало работ, посвященных  имиджу и имиджелогии, в которых  дано научное обоснование отдельных  практических результатов по построению имиджа для тех или иных целей. Что же касается общей и наиболее полной фундаментальной научной теории имиджа как социально-психологического и педагогического феномена, то ее до сих пор не существует. Рассмотрим некоторые характеристики имиджа, имеющиеся в современной социальной и психолого-педагогической литературе, для обобщения и построения общих определений имиджа и педагогического в частности.

Основные  подходы к имиджу: во-первых, функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования; во-вторых, контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи.

Имидж является наиболее эффективным способом подачи сообщения, который в состоянии  обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные преграды. Отсюда и  возникает идея имиджа как публичного или внешнего «Я» человека, которое  достаточно часто может отличаться от его внутреннего «Я». Ваш образ  – это портрет, который вы показываете  окружающим. Образ должен работать на вас, а не против вас.

Имидж можно разделить на личностный и профессиональный.

Личностный  имидж – это образ человека, обусловленный его внутренними качествами и особыми индивидуальными свойствами. Он делится на положительный и отрицательный.

Профессиональный  имидж – образ человека детерминированный профессиональными характеристиками, содержит в себе положительную и отрицательную стороны. Как показывает практика, личностный имидж является более приоритетным по сравнению с профессиональным (схема 4).

Информация о работе Изучение представлений студентов об имедже учителя