Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Образ человека в детском художественном творчестве занимает особое место. Дети дошкольного возраста с особым удовольствием рисуют сюжеты живых существ. Возможно, это связано со стремлением ребенка к самоидентификации, к познанию собственного «Я», своего места в окружающем мире [4]. Поэтому исследование, проведенное по теме «Приемы обучения детей средней, старшей, подготовительной групп изображению человека в рисунках» очень актуально и полезно в деле воспитания ребенка.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Своеобразие познания детьми дошкольного возраста окружающего мира………………………………………………………………………………..5
2. Особенности изображения человека в детских рисунках…………………...7
3. Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека……….11
4. Анализ проведенной работы…………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

Реферат по физкультуре.docx

— 22.75 Кб (Скачать)

 

 

  1. Приемы работы с детьми над выразительностью образа человека

 

Формирование у детей изобразительных умений осуществляется педагогом постепенно - от знакомства и действий ребенка с реальными объемными предметами, - к созданию графического образа на бумаге.

«Программа воспитания в  детском саду» ставит перед педагогом  задачи формировать чувство цвета, формы, композиции, пропорции и самостоятельность детей в рисовании.

В рисовании следует закрепить  навыки:

  • правильно пользоваться карандашом и кистью;
  • учить детей уверенно рисовать прямые, вертикальные и горизонтальные, наклонные, округлые и замкнутые линии в разных направлениях;
  • учить закрашивать изображаемые предметы, накладывая мазки по форме, не останавливаясь, не меняя направления;
  • вести линии плавно, легко, в одном направлении, сверху, слева или наискось, вести кисть по ворсу, проводить линии один раз.

Воспитателю необходимо так  организовать педагогический процесс, чтобы изображаемый предмет приобретал в глазах детей особую привлекательность, чтобы каждый ребенок всегда имел возможность проявить самостоятельность.

Необходимо более конкретно рассмотреть роль методических приемов, составляющих содержание указанных выше методов обучения.

Одним из основных приемов  является предварительное целенаправленное наблюдение. Предварительное наблюдение может быть организовано и с небольшими группками детей, и с одним ребенком.

Непосредственное наблюдение человека на занятии является основным приемом обучения рисованию. В процессе наблюдения педагогу необходимо активизировать их мышление, предложить вспомнить, где они уже видели подобного человека, чем тот человек был похож на этого и чем отличались, и нарисовать такого человека, который им нравится. Кроме наблюдения живых объектов, воспитатель может показать скульптуру малой формы, изображающую человека, например куклу.

Когда ребенок изображает человека впервые, он нуждается еще  и в показе способа действий и их последовательности.

Показ воспитателем последовательности действий и способов создания образа используется с целью ознакомить детей с многообразием способов изображения, вооружить их различными изобразительными средствами в рисовании. При этом важно не закреплять какой-то один схематичный, шаблонный способ действия, а привлекать внимание детей к их разнообразию. Следует показать ребенку, что один и тот же живой объект можно изобразить разной формы, величины. Два варианта изображения можно показать и на одном занятии. Ребенок сам выберет тот, какой ему нравится или какой лучше подходит к его замыслу. После показа воспитатель убирает свой образец, чтобы дети не копировали готовое, а самостоятельно обдумывали, отбирали понравившийся способ, подражали ему, дополняя по желанию различными деталями. Полный показ воспитателем последовательности действий и способов изображения используется только при выполнении нового задания.

Обычно на занятиях педагог  показывает детям новые и сложные  способы изображения, а знакомые приемы поясняет словами. В рисовании  можно заранее нарисовать контур, а показать только способ закрашивания по форме. Воспитатель заранее рисует изображение, но не в одном варианте, а в двух-трех.

Также широко используются и словесные приемы обучения. К ним относятся объяснение, беседа, пояснение отдельных моментов, напоминание, вопросы проблемного характера, наводящие вопросы, указания (всей группе детей и индивидуальные) и др. Наглядный, словесный и наглядно-действенный методы обучения имеют в средней группе равную значимость в отличие от младших, где преобладает наглядно-действенный метод, а остальные являются лишь дополняющими.

Детей учат создавать предмет  или образ по словесному объяснению, которое сопровождается рассматриванием  предмета или иллюстрации, показом  способа рисования и т. д.

Беседа на занятиях по изобразительной  деятельности должна быть очень краткой, вопросы должны активизировать мышление детей. Беседой сопровождается рассматривание предмета на занятии.

Анализируя натуру, воспитатель спрашивает детей, что это:

- можно ли данный предмет нарисовать;

- как его можно нарисовать, с чего надо начинать - с основной крупной части или с мелких деталей;

- почему надо начинать изображение с основания или основной крупной части;

- какая форма у этой  части.

Поэтапный анализ предмета с тщательным разбором каждой его  части, который проводят в старшей  и подготовительной группах, недоступен детям среднего возраста.

Напоминание. Этот прием можно использовать, если дети испытывают затруднения в процессе создания предмета или его образа. Воспитатель напоминает им о форме, о соотношении частей, о последовательности действий и т. д.

Наиболее важным, но и  сложным словесным приемом являются вопросы. В начале года воспитатель учит детей запоминать вопросы, а ответы на них дает сам. Постепенно он привлекает к ответам детей. Во второй половине года рассматривание предметов уже можно проводить в форме вопросов воспитателя и ответов детей, включал пояснение новых моментов. Основные вопросы воспитатель должен планировать заранее.

Таким образом, можно сказать, что успешное выполнение творческих заданий в рисовании зависит  от накопленных детьми знаний и умений и от умелого руководства воспитателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ проведенной работы

 

Рассмотрение и оценка детских работ является эффективным приемом формирования у детей интереса и оценочного отношения к деятельности и ее результатам.

Рассмотрение рисунков сопровождается беседой, вопросами воспитателя, составлением рассказов по содержанию сначала воспитателем, а затем и детьми. Желательно после организованного рассмотрения оставить работы на 2-3 дня в группе, чтобы дать детям возможность посмотреть на них, обсудить, еще раз пережить создание образа и т. д.

Каждый ребенок должен иметь возможность рассмотреть  свою уже готовую работу в сопоставлении  с другими. С этой целью воспитатель  заранее подготавливает место для  рисунков. Можно, например, натянуть на доске в 3-4 ряда нить или капроновую леску. На ней, подгибая верхний край листа, дети будут вывешивать свои работы.

При оценке детских работ  воспитатель обращает внимание на разнообразие тематики, образов, способов изображения, на цветовое решение, на пространственное расположение рисунка на листе бумаги, на проявление детьми самостоятельности.

Оценка осуществляется в  игровой ситуации. Приобщение детей  к самостоятельной оценке своих  работ осуществляется тоже в игровой  форме. Положительная оценка работы повышает интерес ребенка к рисованию. Таким образом, все методические приемы должны быть направлены на формирование у детей наблюдательности, на уточнение их представлений об окружающих людях или животных, на то, чтобы помочь ребенку осознать многообразие форм и способов их изображения, на развитие образного восприятия окружающего мира.

Опираясь на подходы Шванцары к анализу детского рисунка, далее мною сформулированы основные принципы интерпретации детского рисунка и условия проведения психологического обследования, которые необходимо учитывать практическому психологу [3].

1. Учет нормативных возрастных  особенностей формирования графической  деятельности и рисунка при его трактовке;

2. Психолог, работающий в  области диагностики, должен быть  в состоянии оценить рисунок  не только с точки зрения  уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков;

3. Для детей дошкольного  возраста рисование в рамках  обследования должно происходить  в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности;

4. В индивидуальной диагностике  следует, прежде всего, опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать;

5. Необходимо использовать  единый формат бумаги и однотипный  рисовальный материал, например  карандаши средней мягкости (М2) и т.п.;

6. Должны отмечаться эмоциональные  и другие проявления ребенка  в процессе рисования, а также  такие особенности, как словесное  сопровождение, рисующая рука  и способ держания карандаша,  изменение положения листа бумаги  в процессе рисования, смена  (поломка) карандашей и др.;

7. Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом;

8. Предварительный анализ  и учет особенностей зрительного восприятия ребенка;

9. Рисунок является индикатором  творческих способностей, но и  патологических процессов (функциональных и органических);

10. Рисунок никогда не  следует использовать в качестве  единственного отправного пункта проективной интерпретации;

11. Проективные тенденции  следует проверять при помощи  исследований, сопоставления с результатами  дальнейших испытаний, в разговоре  с родителями и т.п.;

12. Преувеличение значения  проективной интерпретации рисунка  вызывает значительно большее  количество ошибок в психологической  диагностике, чем недооценка этой  интерпретации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование психических  процессов и основных видов деятельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, внимание ребенка, развиваясь в играх, на занятиях, при выполнении им трудовых поручений, проявляются  в зависимости от того, как организована его деятельность.

Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста дает ему возможность самостоятельно применять полученные знания на практике, активно упражняться в художественной деятельности, приобретать навыки индивидуальной и совместной работы, получать удовлетворение от ее результатов.

Работа над образом  связана с тем, насколько хорошо детям объясняют его содержание.

Дети средней группы уже  владеют основными приемами и  формами изобразительной деятельности, что дает им возможность изображать большой круг людей не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу. Практика показывает, что дети чаще всего желают изображать своих близких людей: маму, папу, бабушку.

Воспитателю необходимо так  организовать педагогический процесс, чтобы изображаемый предмет приобретал в глазах детей особую привлекательность, чтобы каждый ребенок всегда имел возможность проявить самостоятельность. Рассмотрение и оценка детских работ является эффективным приемом формирования у детей интереса и оценочного отношения к деятельности и ее результатам.

Таким образом, изобразительная  деятельность ребенка дошкольного  возраста способствует его социализации, развитию конкретно-образного мышления, формированию представлений о человеке и его деятельности.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 235 с.
  2. Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. – 253 с.
  3. Шванцара Л. и Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития / Под ред. Й. Шванцара. — Прага: Мед. изд-во АВИЦЕНУМ, 1978.
  4. Яшина В. Е.А. Флёрина – выдающийся теоретик и педагог // Дошк. воспитание. – 2002. - №2. – С.70-71

 


Информация о работе Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста